Методики для изучения произвольного поведения детей


Целью диагностики с помощью описанных далее методик является исследование уровня произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим методы исследования произвольного поведения, которое осуществляется посредством выполнения заданий, которые выдаются каждому ребенку.

Методика «Диктант» Д.Б. Эльконина

направлена на оценку таких показателей произвольности как умение слушать и понимать, а затем в точности выполнять каждую инструкцию воспитателя, выполнять действие по инструкции, соблюдая требования и придерживаться образца.

Данную методику предлагают детям старшего дошкольного возраста. Критериями являются произвольная регуляция и самостоятельность. Произвольная регуляция подразумевается под действием вслед за вербальной инструкцией взрослого. Самостоятельность выявляется по выполнению, следуя наглядному образцу.

В чем суть методики?

Этапы исследования. Их три.

  1. Первый этап заключается в том, что дети должны запомнить правила, по которым выполняется задание.
    Затем рассмотреть образец, выбрать место на бумаге, где будет выполняться задание.
  2. На втором этапе дети выполняют рисунок.
  3. Третий этап предусматривает проверку, правильно ли выполнено задание, сравнивание с образцом и исправление ошибок, если имеются.

Методы исследования произвольного поведения — материалы методики

Для выполнения задания детям раздают листы в клетку, карандаш, образец.

В данной методике дети должны проводить линии по клеткам. Если педагог говорит направо, то линию нужно рисовать в этом направлении, если налево или направо, то тоже соблюдать направление линии.

Клетки обведены

Линия должна продолжаться на такое количество клеточек, сколько укажет педагог. Начинать линию нужно от той точки, которую укажет взрослый.

После выполнения рисунков работы детей проверяются, и им начисляются баллы.

Если ребенок смог точно выполнить задание, рисунок воспроизведен по образцу, то выставляется 4 балла.

3 балла начисляется, если в задании была допущена одна ошибка.

За несколько ошибок ребенок получает 2 балл.

Детям, которые выполнили рисунки, совершенно не похожие на образец, выставляется лишь 1 балл, что говорит о низком уровне произвольности.

Методы исследования произвольного поведения из четырех бытовых ситуаций.

Первая ситуация «Сон»

Следующая методика помогает ребенку регулировать засыпание.

Дети готовятся ко сну

Взрослый объясняет: «Чтобы поскорее заснуть, надо выполнить три действия:

  • лежать, не разговаривая и не шевелясь;
  • глазки должны быть закрытыми;
  • ложиться лучше на правый бок, ладошку можно положить под щечку.

В это время можно подумать о приятном.

После этого воспитатель отходит и наблюдает за поведением детей примерно в течение 15 мин. Записывает, какие действия производят дети, следит, кто и как выполнил правило.

Дети, которые послушно следуют правилу, быстро засыпают, так как у них получилось регулировать свое поведение, выполнить указания воспитателя.

Вторая ситуация «Конструктор»

Дети конструируют

Малыши играют в стройку парами. Воспитатель показывает каждой паре конструкторный набор и дает задание что-нибудь выстроить. Но соблюдать правила:

  • делать постройку по очереди;
  • кто не строит, тот охраняет детальки, дает детали по одной штучке товарищу, который в данный момент занят строительством, если тот попросит.

Есть и ограничительные рекомендации:

  • нельзя дотрагиваться до деталек конструктора до тех пор, пока второй ребенок не запросит их;
  • нельзя вмешиваться в строительство напарника, ничего ему нельзя подсказывать, не помогать, даже если ну очень хочется;
  • давать строго по одной детальке.

К «строителю» тоже рекомендации имеются. Он имеет право выстроить все, что угодно, но не должен брать без разрешения детали, а попросить вежливо, взять одну, которую ему даст товарищ.

Дети должны выполнять правила данной ситуации и следить, как напарник выполняет инструктаж воспитателя. Игра продолжается 5 мин., затем дошкольники меняются ролями.

Воспитатель следит, следуют ли дети правилам.

Ситуация «Рисунок»

состоит в том, что шесть детей с альбомными листами должны нарисовать то, что им хочется. Но карандашей у них только один набор. Первый ребенок в течение одной минуты рисует, а остальные ждут свою очередь.

Дети рисуют

В выполняемой ситуации есть аналогичные правила:

  • не мешать другому рисовать;
  • не дотрагиваться до листа, лежащего перед ним;
  • нельзя брать карандаши, пока не подойдет очередь;
  • не торопить товарищей, пока те не нарисуют;
  • рисовать незамедлительно, как только подошла очередь;
  • когда время истекает, прекращать рисование.

Воспитатель замечает особенности поведения испытуемых.

В ситуации «Игрушка»

участвуют тоже шесть испытуемых. На стол раскладываются игрушки в количестве шесть штук. Детям устанавливают порядковый номер очередности выполнения задания. По сигналу дети разбирают игрушки и показывают интересную сценку с выбранной игрушкой.

Требования к данной ситуации:

  • взять игрушку по сигналу, соблюдая доставшийся номер;
  • положить игрушку, не держать ее в руках, подумать, что с ней можно продемонстрировать;
  • не показывать сценку до того момента, когда дойдет очередность;
  • по очереди показывать, как можно играть со своей игрушкой;
  • не повторять сценки другого ребенка, обыгрывание должно быть новым и интересным.

Наблюдение ведется за последним ребенком, ведь ему приходится ждать очереди больше всех, целых 5 минут, и он должен иметь очень хорошую саморегуляцию.

Данные методы исследования произвольного поведения подытоживаются подсчитыванием баллов по всем заданиям.

Складываются все показатели по всем методикам. Суммарная цифра показывает, какой уровень произвольности имеет каждый дошкольник.

Дети с высоким уровнем осознают свои действия и способы их выполнения, правильно воспроизводят задания, сдерживают свои желания нарушить правила и инструкции, даже если это очень трудно.

Ссылка на основную публикацию