Ребенок с проявлениями гиперактивности — что делать?

Гиперактивный ребенок Особые дети

О гиперактивности написано немало статей. Многие родители уже столкнулись с этой проблемой, поэтому их волнует вопрос: как вести себя с таким ребенком?

Ведь известно, что такие дети отличаются повышенной активностью, импульсивностью, неусидчивостью, неумением сосредоточиться.

Что такое гиперактивность

Гиперактивность – довольно частое явление среди современных детей-дошкольников и младших школьников. Проблема касается не только родителей ребенка, но и всех тех, кто его окружает – это сверстники, воспитатели, учителя, одноклассники, педагоги и родственники.

Под гиперактивностью чаще всего понимают чрезмерно активное поведение ребенка. Но правильнее будет охарактеризовать это как перевозбуждение нервной системы с проявлениями невнимательности, неусидчивости.

Медицинский термин СДВГ расширяет это состояние более точно — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Подразумевается, что невнимательность и сильная активность ребенка является синдромом заболевания, а не просто неугомонностью малыша.

Гиперактивность представляет собой психическое состояния, которое основано на поведенческом расстройстве. Ребенок с данным заболеванием отличается импульсивностью, чрезмерной подвижностью, неусидчивостью, отвлекаемостью. Он испытывает трудности с концентрацией внимания и контролем своих поведенческих реакций.

Представленное явление появилось еще в шестидесятых годах прошлого столетия. В то время, специалисты объясняли ее развитие несущественными нарушениями функций головного мозга.

В восьмидесятых годах чрезмерная двигательная активность приобрела статус самостоятельно болезни и с тех пор именуется как СДВГ, или синдромом дефицита внимания и гиперактивности у детей.

Этим синдромом подвержены дети дошкольного возраста либо ученики начальных и средних классов, у которых выявлены нарушения функций центральной нервной системы.

При гиперактивности ребенок не может не только сосредоточиться на чем-либо, но и не способен контролировать свои действия и эмоции.

Поэтому гиперактивность может сопровождаться неврологическими поведенческими расстройствами.

За последнее время количество детей с СДВГ и гиперактивности заметно увеличилось. Еще несколько лет назад в начальных классах было максимум один-два ребенка с этим расстройством, сегодня же в категорию гиперактивных попадают около 30% учеников. И, что самое главное, процент только повышается.

Отличие гиперактивности от активности

Иногда гиперактивность у дошкольников путают с активностью. Радуясь, что ребенок подвижен, взрослые не подозревают, что за этой чрезмерной неугомонностью может таиться проблема.

Если малыш своей активностью доставляет много хлопот родителям и окружающим, поведение ребенка является препятствием для благотворного общения, то стоит подумать о консультации со специалистом.

Слишком активные проявления могут стать проблемой не только для других, но и для самого ребенка, для его полноценного развития. Отсутствие навыков самоконтроля приведет к агрессивности, а суетливость не позволит успешно выполнять задания взрослого.

Причины

Синдром развивается на фоне функциональной незрелости либо нарушения функционирования подкорковых ядер головного мозга. Информация не может обрабатываться нормально из-за чего разнообразные зрительные, и эмоциональные стимулы становятся излишними, провоцируя раздражительность и беспокойство.

Существует множество факторов, которые, по мнению специалистов, приводят к развитию такого явления, как гиперактивность у детей.

Следует отметить самые распространенные:

  1. Генетическая предрасположенность. Очень часто у детей с СНВГ родные имели похожие нарушения.
  2. Травмы и повреждения мозга.
  3. Патологическое течение беременности и родов у матери (эклампсия, гемолитическое заболевание плода, потребление беременной алкогольных напитков либо медицинских средств).
  4. Болезни инфекционного характера, которые перенесены в первые месяцы жизни.
  5. Социально-психологические причины гиперактивности (неправильное воспитание, неблагоприятный микроклимат в семье, асоциальное поведение родителей, плохи условия проживания).

В развитии синдрома у детей не исключается воздействия отрицательных экологических факторов, в первую очередь загрязнений природы нейротоксикантами (свинцом, ртутью и тому подобным).

Признаки

Представленный синдром гиперактивности у детей проявляется еще на первых годах жизни. Малыши с подобным расстройством отличаются повышенной чувствительностью к разным раздражителям (к примеру, к шуму, искусственному освещению, разговорам людей).

Также для них характерны нарушения сна, отставание в двигательном развитии (ползают и ходят на один-два месяца позже остальных) и речевом развитии.

По достижению четырех- или пятилетнего возраста родителям становится проблематично управлять ребенком. У него чаще всего отмечается неуправляемость и расторможенность.

Эти проявления обусловлены тем, что ЦНС малыша неспособна совладать с новыми требованиями, которые возникают вследствие повышения физических и психологических нагрузок.

Зачастую гиперактивный малыш агрессивен по отношению к окружающим. Он не слушается учителей во время занятий, крайне неусидчив и не сосредоточен. Нередко не выполняет задания, которые даются на дом и в целом не подчиняется установленным правилам.

Кроме того, гиперактивность у детей дошкольного возраста и младших школьников проявляется и в мелкой моторике. Детям с СДВГ не могут завязать себе шнурки или застегнуть рубашку. Почерк у них, как правило, неразборчивый.

Взрослея, такие дети, становятся более спокойными и уравновешенными, однако проблемы с концентрацией внимания не пропадают, а порой остаются до конца жизни.

Кроме того выделяют следующие симптомы, указывающие на наличие данной патологии:

  1. Проблемы с координацией. Наблюдается неловкость в движении, неуклюжесть, что становится причиной падений и получения различных травм, царапин и синяков.
  2. Частые перемены в настроении.
  3. Бурная реакция, связанная с местом обстановки или увиденными новыми лицами.
  4. Привязанность к матери и вместе с этим боязнь чужих людей.
  5. Низкий уровень избирательного внимания.
  6. Проблемы с выполнением действия до конца.
  7. Несобранность.
  8. Отсутствие реакции на замечания и обращения со стороны взрослых.

Несмотря на проблемы с поведением, гиперактивные дети могут хорошо учиться и не отставать от других сверстников.

Дети с данным синдромом гиперактивности постоянно находятся в движении, они не способны усидеть на одном месте и поэтому беспрерывно бегают, прыгают, трогают вещи и бросают их.

Им свойственно любопытство, однако, внимание на чем-либо долго не задерживают, из-за чего часто не могут уловить суть.

Такие дети невнимательны, имеют трудности во взаимодействии с окружающими и учебе, а также пониженную самооценку. При этом на интеллект детская гиперактивность не оказывает влияния, и он может даже превосходить параметры возрастной нормы.

Ребенок с СДВГ нередко теряет вещи, ключи от квартиры и тому подобное. С ним тяжело беседовать, даже смотря ему прямо в глаза, поскольку он не умеет слушать других людей. Также при осуществлении определенного действия, он отвлекается и сбивается с мысли.

Не стоит каждого энергичного ребенка тут же относить к группе детей с разнообразными патологиями и болезнями центрально-нервной системы.

Обязательно необходима соответствующая диагностика гиперактивности. Поставить точный диагноз можно лишь после продолжительного наблюдения специалистами за поведением ребенка.

Виды гиперактивности

У гиперактивных детей повышенный уровень травматизма. Их подвижность этот риск увеличивает. Они часто падают, хватают все, что попадается под руки, не беспокоясь о своей безопасности.

Именно поэтому активные дети требуют к себе пристального внимания.

Став старше, такие малыши не могут дослушать до конца сказку, сконцентрироваться, спокойно покушать, ерзая на стуле. Взрослым тяжело справляться с гиперактивностью своего ребенка, поэтому они видят в его особенности большую проблему.

Синдром дефицита внимания без гиперактивности

Дефицит внимания у детей может проявляться при выполнении какого-то задания. Ребенок долго не может сосредоточиться не потому, что он вертится, хочет куда-то побежать. Нет. Ребенок ведет себя спокойно, уравновешенно.

Просто он рассеян, размышляет о чем-то думает. Обратившись к малышу в такой момент, мы не увидим его реакции. Может показаться, что он даже и не слышит нас вовсе.

Даже занявшись чем-то, малыш может неожиданно отвлечься и забыть, что делал. Родители воспринимают такого малыша особенным, отвлеченным от «мира сего».

Гиперактивность без дефицита внимания

Гиперактивный ребенок не всегда невнимателен. Некоторые дети способны сосредотачивать внимание на выполнении задания. Однако в гипер активном состоянии малыш готов «снести все» и «весь дом поставить с ног на голову».

Гиперактивному малышу без дефицита внимания надо лезть повсюду — куда надо и куда не надо. Но на занятиях он внимательно слушает педагога и старается делать все по правилам.

Гиперактивность с синдромом дефицита внимания

Если ребенок гиперактивен и у него все симптомы СДВ, то можно говорить уже о значительных проблемах, касающихся исполнительных функций.

Такая форма гиперактивности становится результатом плохой успеваемости в школе и нередкими психиатрическими нарушениями.

В раннем возрасте это состояние плохо различается с повышенной активностью.

Возможные последствия

Так как гиперактивность можно назвать нервным заболеванием, то последствия его развития могут быть весьма непредсказуемыми. Некоторым может потребоваться своевременное лечение.

Лечением гиперактивности у детей дошкольного и младшего школьного возраста занимается невролог, психиатр и психолог.

Проблема требует комплексного решения, и избавиться от нее в одночасье не получится. Необходимо внимание со стороны родителей, врачей, психологов и учителей. Если ребенок гиперактивен, он доставляет сложности не только себе, но и другим людям.

Основная задача специалиста – оказать помощь в адаптации гиперактивного ребенка к детскому саду или школе и к окружающей действительности.

Существует несколько методик, которые дает возможность устранить гиперактивность у ребенка:

  1. Когнитивно-поведенческая корректировка.
  2. Социальная и эмоциональная поддержка.
  3. Применение специальных лекарственных препаратов (их назначает невропатолог).

Обычно необходимо принимать медицинские средства ноотропного типа, улучшающие кровообращение, нормальную циркуляцию крови в области головного мозга, а также восприимчивость к окружающей действительности.

Коррекция гиперактивности у детей дошкольного возраста

Но далеко не всегда есть необходимость в использовании препаратов. Правильно организованные занятия с гиперактивным ребенком позволяет ликвидировать все проблемы.

Интересно, что коррекционную работу с гиперактивными детьми должны осуществлять, в первую очередь, родители ребенка. Они должны создать спокойную, благоприятную обстановку, поскольку постоянные ссоры и скандалы усугубляют ситуацию.

Многие родители не понимают, как помочь гиперактивному ребенку. Им нужно пытаться выработать у малыша навыки самоорганизации, научить его нормам поведения и сформировать уважение к посторонним.

Специалисты обычно дают рекомендации и советы родителям гиперактивных детей. Например, чтобы устранить проблемы с самоорганизацией, можно развесить по дому специальные листовки-памятки. На них стоит написать два или более дел, которые ребенок выполняет в течение дня. Информацию разрешается изобразить в виде рисунка.

В самом начале коррекционную работу с гиперактивными детьми необходимо проводить индивидуально. Нужно научить ребенка слушать и понимать то, что говорит психолог.

Только после этого можно вовлечь его в коллективную деятельность, но делать это тоже рекомендуется постепенно. Малыша сначала учат играть в игры, полезные для гиперактивных детей.

Ребенку прививается навык взаимодействия с маленькой группой сверстников. Затем предлагают поучаствовать в групповых занятиях с большим числом участников.

Детям с СДВГ рекомендован щадящий режим обучения (сокращенные занятия, группа с небольшой численностью, дозированные задания), а также продолжительные прогулки, нормальное питание и физическая активность.

Психолог и психотерапевт проводят аутогенные тренировки, поведенческую психотерапию. Лучше всего, если коррекция гиперактивности осуществляется в интересной эмоционально-игровой форме, так как это способствует понижению нагрузки на неокрепшую психику и стимулирует самоконтроль.

Помимо этого при выполнении коррекционной работы с гиперактивными детьми необходимо проводить занятия по дисграфии и дислексии, дабы устранить нарушения в письменной речи.

Желательно чтобы ребенок занимался видом спорта, который благотворно влияет на нервную систему, например плаванием или гимнастикой.

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Многие не желают прислушиваться к советам психологов и пытаются строго воспитывать своего непоседливого малыша, пытаясь удержать его на месте. Но командный тон будет только вредить ребенку, вызывая у него раздражение и беспокойство.

К гиперактивным детям нужен особый подход. Прежде всего, он требуется от его родителей. Они должны научиться принимать его таким, каков он есть.

Избегая шумных мест, родители помогут малышу справиться с эмоциями, которые он выплескивает на детской площадке.

Скопившаяся энергия будет расходоваться разумно, если заниматься с ребенком спортом.

Спокойные беседы также поспособствуют благополучному развитию малыша. Перед ребенком ставятся конкретные задачи, чтобы он мог сосредоточиться на главном. Определенные рамки и ограничение времени помогут ему быть собранным.

Стоит избегать запретных слов. Разговаривать с малышом нужно спокойным тоном. Ребенку необходим четко установленный режим дня. Он должен научиться жить по правилам.

Игры с гиперактивными детьми

Игры для гиперактивных детей классифицируются на:

  • развивающие внимание;
  • снижающие мышечное и эмоциональное напряжение;
  • игры на развитие навыков самоуправления.

Игры имеют свои правила:

  1. Поэтапное введение игры — сначала тренируется одна функция. После ее оттачивания игра усложняется.
  2. Индивидуальное проведение игр с малышом или со всей семьей.
  3. В ходе игр гиперактивного ребенка необходимо поощрять.

Приведем примеры игр на коррекцию гиперактивности.

Игры на гиперактивность

Игры на коррекцию гиперактивности

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Елена Шахова

    Замечательные дети. Очень интересные в работе, умные, живые. Главное, начать заниматься с ребенком до 9 лет, в крайнем случае до 11. В более позднем возрасте развитие регуляторных функций практически не корректируется напрямую

Adblock
detector