Умственная отсталость — особенности детей и степени УО

Девочка Особые дети

Умственная отсталость – это отклонения в психическом, умственном и физическом развитии. Дети с диагнозом умственной отсталости требуют к себе особого подхода и коррекционного воздействия.

Виды умственной отсталости

Выделяют 3 степени умственной отсталости:

  • легкая — дебильность;
  • умеренная – имбецильность;
  • глубокая – идиотия.

При легкой умственной отсталости возможно освоение чтения, письма, счета. В дальнейшем человек осваивает профессию, себя обслуживает, занимается хозяйством.

При умеренной степени понимаемая речь достаточно развита, разговорная — намного хуже, словосочетания — короткие, не связаны между собой, образные выражения не доступны. Это связано с примитивным мышлением, недоразвитием памяти. Механически приобретает счётные, письменные и трудовые умения. Себя обслуживают, выполняют простые трудовые поручения, но не способны к самостоятельному труду.

Тяжелая степень сопровождается не только психическими и поведенческими отклонениями, но недоразвитием внутренних органов и систем организма. Отличаются примитивными реакциями, эмоции — на уровне инстинктов.

Очевидные признаки умственной отсталости

Рассмотрим психолого-педагогическую характеристику детей с умственной отсталостью.

  1. Характерна недоразвитость познавательной сферы, не могут дифференцировать и, наоборот, делать умозаключения, обобщения, из-за чего страдает видение мира в целом.
  2. Узость восприятия, его избирательный характер, не ориентируются в окружающем из-за нарушения восприятия пространства и времени.
  3. Неумение анализировать результаты своей деятельности, не видят недочёты, действуют без плана из-за снижения функции регуляции мышления.
  4. Память откликается на внешние, часто случайные признаки предмета, нежели выстроенные логические цепочки. Страдает произвольность запоминания и воспроизведения, характерна периодическая забывчивость из-за слабости нервной системы.
  5. Воображение не развито, имеет неточный, схематический характер.
  6. Недостаточное развитие речевых функций из-за нарушенной связи между двумя сигнальными системами. Затронуты все грани речи: фонетика, лексика, грамматика, сложности в освоении техники чтения, письма.
  7. Внимание отличается неустойчивостью, непроизвольностью, ребенок не может распределять и быстро переключать внимание.
  8. Нарушена эмоционально-волевая область. Характерна эмоциональная нестабильность, волевые усилия — слабы и неустойчивы.

Умственно отсталый ребенок – это настоящее испытание родителям. Из-за органической недоразвитости мозга не всегда удаётся устранить задержки в формировании полноценной личности. Для поднятия качественных характеристик мозговой деятельности используются коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью, на которых учитывают особенности обучения и воспитания.

Обучение детей с УО

Систематическое психолого-педагогическое воздействие ведет за собой положительную динамику развития. Специальная работа предусматривает особые условия, которые можно создать только в организациях соответствующего направления.

Главными задачами коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью являются развитие мыслительной деятельности и всех психических процессов, а также социальная адаптация к повседневной жизни.

Какие основные рекомендации можно выделить при организации занятий?

Во-первых, на занятии должны решаться комплекс задач. Обязательно включать задания на корректировку познавательной и эмоционально-волевой сферы, проводить профилактические меры по охране зрения, дыхательные упражнения, задания на релаксацию, укрепление мелких мышц пальцев. Необходима логопедическая работа, так как у детей страдает вся речевая система и, соответственно, затрудняется взаимодействие с окружающими. На занятиях с логопедом корректируются речевые нарушения, формируется практическое употребление правильных речевых форм.

Во-вторых, обучение должно быть построено в игровой форме с чередованием различных видов работы. Например, подвижные игры – с малоподвижными заданиями, устные формы — с письменными. Между заданиями с умственной нагрузкой обязательны физкультминутки.

В-третьих, использовать упражнения на внимание как источник обратной связи с умственно отсталыми детьми. Например, педагог дает задание детям – надо хлопнуть в ладоши, если они его слышат.

Таким образом, специалист выбирает методические приемы и составляет цикл коррекционных занятий с ребенком.

Диагностика заболевания

Выявление на ранних стадиях развития у ребят с умственной отсталостью способна выявить интеллектуальный уровень, выраженность нервно-психических отклонений и позволяет вовремя проводить необходимые меры. Сочетая психологические, педагогические подходы с медицинским воздействием можно добиться неплохих результатов и по максимуму компенсировать проблемы в развитии детей.

Комплексная диагностика детей с отставанием начинается с анамнеза. Сначала исследуются наследственные особенности родственников, затем — течение беременности и родов, развитие малыша, начиная с ранних этапов.

Далее он осматривается у психиатра, проводится собеседование с родителями, педагогическими работниками, назначается психофизическое обследование. Также врач проводит диагностику интеллектуального развития, выявляет отклонения в психике. Нередко он назначает различные иммуногенетические исследования, позволяющие выявить наследственные заболевания.

Психологи изучают особенности мышления, интеллектуального развития, психических процессов, личностные проблемы испытуемого.

Для изучения заболеваний, поражающие нервную систему и органы, назначают обследования функций мозговой деятельности и внутренних органов.

Верное диагностирование врачу-психиатру дается при осмотре в динамике, так как проблемы умственного развития определяются на ранних стадиях, а выявить умственную отсталость можно только к 5-7 годам. Поэтому, обнаружив проблемы в развитии ребёнка, не надо откладывать визит к врачам.

Таким образом, своевременная диагностика и коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью являются частью долгого целенаправленного процесса, который увеличивает шансы детей на полноценную жизнь в будущем.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Елена Шахова

    Очень тяжело родителям принять такой диагноз. Хочется добавить, что есть много подходов в коррекции, которые построены не на диагнозе, а на решении имеющейся проблемы. Хочется рекомендовать родителя даже в том случае, если они считают диагноз неверным, все же обязательно заниматься с ребенком решением конкретных задач. И чем раньше — тем лучше. для этого не обязательно принимать диагноз