Умственная отсталость – это отклонения в психическом, умственном и физическом развитии. Дети с диагнозом умственной отсталости требуют к себе особого подхода и коррекционного воздействия.
Виды умственной отсталости
Выделяют 3 степени умственной отсталости:
- легкая — дебильность;
- умеренная – имбецильность;
- глубокая – идиотия.
При легкой умственной отсталости возможно освоение чтения, письма, счета. В дальнейшем человек осваивает профессию, себя обслуживает, занимается хозяйством.
При умеренной степени понимаемая речь достаточно развита, разговорная — намного хуже, словосочетания — короткие, не связаны между собой, образные выражения не доступны. Это связано с примитивным мышлением, недоразвитием памяти. Механически приобретает счётные, письменные и трудовые умения. Себя обслуживают, выполняют простые трудовые поручения, но не способны к самостоятельному труду.
Тяжелая степень сопровождается не только психическими и поведенческими отклонениями, но недоразвитием внутренних органов и систем организма. Отличаются примитивными реакциями, эмоции — на уровне инстинктов.
Очевидные признаки умственной отсталости
Рассмотрим психолого-педагогическую характеристику детей с умственной отсталостью.
- Характерна недоразвитость познавательной сферы, не могут дифференцировать и, наоборот, делать умозаключения, обобщения, из-за чего страдает видение мира в целом.
- Узость восприятия, его избирательный характер, не ориентируются в окружающем из-за нарушения восприятия пространства и времени.
- Неумение анализировать результаты своей деятельности, не видят недочёты, действуют без плана из-за снижения функции регуляции мышления.
- Память откликается на внешние, часто случайные признаки предмета, нежели выстроенные логические цепочки. Страдает произвольность запоминания и воспроизведения, характерна периодическая забывчивость из-за слабости нервной системы.
- Воображение не развито, имеет неточный, схематический характер.
- Недостаточное развитие речевых функций из-за нарушенной связи между двумя сигнальными системами. Затронуты все грани речи: фонетика, лексика, грамматика, сложности в освоении техники чтения, письма.
- Внимание отличается неустойчивостью, непроизвольностью, ребенок не может распределять и быстро переключать внимание.
- Нарушена эмоционально-волевая область. Характерна эмоциональная нестабильность, волевые усилия — слабы и неустойчивы.
Умственно отсталый ребенок – это настоящее испытание родителям. Из-за органической недоразвитости мозга не всегда удаётся устранить задержки в формировании полноценной личности. Для поднятия качественных характеристик мозговой деятельности используются коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью, на которых учитывают особенности обучения и воспитания.
Обучение детей с УО
Систематическое психолого-педагогическое воздействие ведет за собой положительную динамику развития. Специальная работа предусматривает особые условия, которые можно создать только в организациях соответствующего направления.
Главными задачами коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью являются развитие мыслительной деятельности и всех психических процессов, а также социальная адаптация к повседневной жизни.
Какие основные рекомендации можно выделить при организации занятий?
Во-первых, на занятии должны решаться комплекс задач. Обязательно включать задания на корректировку познавательной и эмоционально-волевой сферы, проводить профилактические меры по охране зрения, дыхательные упражнения, задания на релаксацию, укрепление мелких мышц пальцев. Необходима логопедическая работа, так как у детей страдает вся речевая система и, соответственно, затрудняется взаимодействие с окружающими. На занятиях с логопедом корректируются речевые нарушения, формируется практическое употребление правильных речевых форм.
Во-вторых, обучение должно быть построено в игровой форме с чередованием различных видов работы. Например, подвижные игры – с малоподвижными заданиями, устные формы — с письменными. Между заданиями с умственной нагрузкой обязательны физкультминутки.
В-третьих, использовать упражнения на внимание как источник обратной связи с умственно отсталыми детьми. Например, педагог дает задание детям – надо хлопнуть в ладоши, если они его слышат.
Таким образом, специалист выбирает методические приемы и составляет цикл коррекционных занятий с ребенком.
Диагностика заболевания
Выявление на ранних стадиях развития у ребят с умственной отсталостью способна выявить интеллектуальный уровень, выраженность нервно-психических отклонений и позволяет вовремя проводить необходимые меры. Сочетая психологические, педагогические подходы с медицинским воздействием можно добиться неплохих результатов и по максимуму компенсировать проблемы в развитии детей.
Комплексная диагностика детей с отставанием начинается с анамнеза. Сначала исследуются наследственные особенности родственников, затем — течение беременности и родов, развитие малыша, начиная с ранних этапов.
Далее он осматривается у психиатра, проводится собеседование с родителями, педагогическими работниками, назначается психофизическое обследование. Также врач проводит диагностику интеллектуального развития, выявляет отклонения в психике. Нередко он назначает различные иммуногенетические исследования, позволяющие выявить наследственные заболевания.
Психологи изучают особенности мышления, интеллектуального развития, психических процессов, личностные проблемы испытуемого.
Для изучения заболеваний, поражающие нервную систему и органы, назначают обследования функций мозговой деятельности и внутренних органов.
Верное диагностирование врачу-психиатру дается при осмотре в динамике, так как проблемы умственного развития определяются на ранних стадиях, а выявить умственную отсталость можно только к 5-7 годам. Поэтому, обнаружив проблемы в развитии ребёнка, не надо откладывать визит к врачам.
Таким образом, своевременная диагностика и коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью являются частью долгого целенаправленного процесса, который увеличивает шансы детей на полноценную жизнь в будущем.
Очень тяжело родителям принять такой диагноз. Хочется добавить, что есть много подходов в коррекции, которые построены не на диагнозе, а на решении имеющейся проблемы. Хочется рекомендовать родителя даже в том случае, если они считают диагноз неверным, все же обязательно заниматься с ребенком решением конкретных задач. И чем раньше — тем лучше. для этого не обязательно принимать диагноз