Малыш отстает в развитии


Умственно отсталые дети -- сложная и неоднородная по уровню и особенностями психофизического развития категория аномальных детей.

У них органические повреждения коры головного мозга, вследствие которых наблюдается недостаточная сформированность всех составляющих психики и, прежде всего, умственной сферы.

Умственная деятельность у этой категории характеризуется разнообразными по степени и характеру нарушениями познавательных процессов, ее обеспечивающих.

В наибольшей степени в них отмечается несформированность мышления.

Обнаруживается своеобразие и в развитии ощущения, восприятия, памяти воображения, речи и внимания. Наиболее существенным признаком умственной отсталости является пониженная способность ребенка к обобщениям в процессе решения интеллектуальных задач.

При отсутствии или несвоевременности специального педагогического воздействия у ребенка, кроме первичных пороков развития элементарных (непроизвольных) познавательных процессов, возникают вторичные нарушения их произвольных форм, эмоционально-волевой сферы личности, деятельности.

В учебе и труде такие нарушения являются причиной ограниченных возможностей решения учебно-практических задач, и усвоение знаний и способов действий.

В отношении умственно отсталых детей стандарты образования в специальном образовательном учреждении должны обеспечивать достижение собственно образовательных (педагогических) и коррекционно-развивающих целей, которые рассматриваются во взаимосвязи в теоретическом и практическом уровнях.

Цель стандарта образования умственно отсталых детей заключается в определении основных параметров образованности и требований к педагогическому процессу, достижение которых является необходимым и достаточным для максимально возможной их социализации и общественной адаптации.

Соответственно образовательный стандарт должен обеспечивать решение задач:

1) достижению собственно образовательных и коррекционно-развивающих целей образования.

Для этого определять:

  • содержание образования и обеспечивать его дифференциацию для различных уровней развития детей и возможностей усвоения материала;
  • компоненты общеобразовательной и социально-адаптационной подготовки в содержании образования;
  • приоритетные направления коррекционно-развивающей работы на основе идеи непрерывной коррекции недостатков развития и предупреждения его осложнений, формирования важных для самостоятельной жизни в обществе психофизических качеств;

2) определять уровни образованности ребенка;

3) определять требования к структуре, содержанию, объему учебной нагрузки;

4) обеспечивать достижение коррекционно-развивающих целей образования средствами организации, содержания, методики педагогического процесса;

5) обеспечивать вариативность образования по содержанию и форме.

Ссылка на основную публикацию