Умственно отсталые дети — сложная и неоднородная по уровню и особенностями психофизического развития категория аномальных детей.
У них органические повреждения коры головного мозга, вследствие которых наблюдается недостаточная сформированность всех составляющих психики и, прежде всего, умственной сферы.
Умственная деятельность у этой категории характеризуется разнообразными по степени и характеру нарушениями познавательных процессов, ее обеспечивающих.
В наибольшей степени в них отмечается несформированность мышления.
Обнаруживается своеобразие и в развитии ощущения, восприятия, памяти воображения, речи и внимания. Наиболее существенным признаком умственной отсталости является пониженная способность ребенка к обобщениям в процессе решения интеллектуальных задач.
При отсутствии или несвоевременности специального педагогического воздействия у ребенка, кроме первичных пороков развития элементарных (непроизвольных) познавательных процессов, возникают вторичные нарушения их произвольных форм, эмоционально-волевой сферы личности, деятельности.
В учебе и труде такие нарушения являются причиной ограниченных возможностей решения учебно-практических задач, и усвоение знаний и способов действий.
В отношении умственно отсталых детей стандарты образования в специальном образовательном учреждении должны обеспечивать достижение собственно образовательных (педагогических) и коррекционно-развивающих целей, которые рассматриваются во взаимосвязи в теоретическом и практическом уровнях.
Цель стандарта образования умственно отсталых детей заключается в определении основных параметров образованности и требований к педагогическому процессу, достижение которых является необходимым и достаточным для максимально возможной их социализации и общественной адаптации.
Соответственно образовательный стандарт должен обеспечивать решение задач:
1) достижению собственно образовательных и коррекционно-развивающих целей образования.
Для этого определять:
- содержание образования и обеспечивать его дифференциацию для различных уровней развития детей и возможностей усвоения материала;
- компоненты общеобразовательной и социально-адаптационной подготовки в содержании образования;
- приоритетные направления коррекционно-развивающей работы на основе идеи непрерывной коррекции недостатков развития и предупреждения его осложнений, формирования важных для самостоятельной жизни в обществе психофизических качеств;
2) определять уровни образованности ребенка;
3) определять требования к структуре, содержанию, объему учебной нагрузки;
4) обеспечивать достижение коррекционно-развивающих целей образования средствами организации, содержания, методики педагогического процесса;
5) обеспечивать вариативность образования по содержанию и форме.