Сегодня мы рассмотрим некоторые дефекты речи у дошкольников.
Если ребенок долгое время не начинает говорить, темп его речи замедлен, речь развивается не так как у других сверстников, ребенок обладает небольшим словарным запасом, испытывает стойкие затруднения в развитии грамматического строя речи, имеет недостатки в произношении, то все это является признаками общего нарушения речи.
Как правило, дети, имеющие дефекты речи с общими речевыми нарушениями имеют задержки в развитии двигательных и сенсорных функций, их зрительные и пространственные представления искажены, им очень сложно проявлять устойчивое внимание, они легко переключаются с одного на другое, не воспринимают большой объем информации, у них отмечаются проблемы в развитии всех видов памяти, в том числе нарушена моторная память, слуховая и зрительная.
Логическая память при это может работать полноценно. Однако заметно хуже работает вербальная память и эти дети хуже запоминают по сравнению с их сверстниками, не имеющих нарушений в речи.
Иногда детям сложно что-либо припомнить в силу того, что их познавательная деятельность также имеет определенные ограничения.
Мыслительные операция, как правило, усваиваются очень неплохо. Однако что касается формирования наглядно-образного мышления, также заметны проблемы. Сложно дается анализ, имеются трудности с задачами по сравнению и синтезу. Дети испытывают ригидность мышления.
Многочисленные исследования психологов и педагогов выявили то, что дети, имеющие дефекты речи с общими речевыми нарушениями очень разные. Их степень развития дефекта, его структура, механизм его проявления – все это зависит от каждого конкретного случая. К сожалению, неполноценное использование речевой системы плохо влияет на многие сферы личности, в том числе на эмоционально-волевое развитие, на интеллектуальные способности, на формирование сенсорики.
В середине двадцатого столетия ученые, изучающие феноменологический подход разработали методику работы с разнородными проявлениями недостаточного развития детской речи. Был решен вопрос о структуре имеющихся речевых патологий, которая зависит от сформированости речи.
Благодаря этому можно получить картину аномалий в речевом развитии детей, которая показывает степень развитости речевых средств и способности к коммуникации. Было получено три уровня, характеризующих степень речевого развития.
- 1 уровень развития речи — речевые средства
- 2 уровень развития речи — лексический словарь
- 3 уровень развития речи — дефекты речи в области лексики, грамматики, фонетики
- Признаки недостатков речи
- Дефекты речи — общие признаки нарушения
- Неврологические и психические патологии
- Моторная алалия
- Комплексный подход коррекции речи
- Педагогический подход коррекции речи
- Формы коррекционной работы
- Направления коррекционной работы
- Прямое направления логопедической работы
- Косвенное направление логопедической работы
1 уровень развития речи — речевые средства
Ребенок не способен применять общеупотребительные речевые средства. Для того, чтобы о чем-то попросить или рассказать о своей мысли, ребенок вынужден использовать жесты и мимику, иногда при этом задействует лепет и звукоподражание.
При этом наблюдается то, что у них имеется более богатый пассивный словарь, чем активный. Проблемы возникают именно из за того, что существует патология в использовании импрессивной речи.
Дети не способны сориентироваться в имеющимся у них словесном материале, они не понимают косвенные падежи, не могут воспринимать предлоги, им трудно дается значение грамматических словесных форм. Эти дети с трудом воспринимают слоговую структуру слов и уж тем более не могут ее воспроизвести.
Если говорить о звуковой составляющей речи ребенка, имеющего дефекты речи, то заметна фонетическая неопределенность. Ребенок не способен полностью распознавать фонемы, поэтому его артикуляция неустойчива, звукопроизношение имеет диффузный характер. Эти дети не способны к тому, чтобы выделить отдельные звуки.
2 уровень развития речи — лексический словарь
Лексический словарь содержит искаженные понятия. Степень его развития отстает от возрастной нормы. Однако у этих детей, имеющих дефекты речи, уже имеется постоянный запас слов. Дети испытывают трудности с восприятием и использованием предложных словосочетаний. Также наблюдаются грубые грамматические ошибки при построении речи.
Морфологическая составляющая речи приобретает более менее смыслоразличительную форму. Однако фонетика страдает – заметны множественные звуковые искажения, звуки смешиваются и заменяются между собой.
Также заметны дефекты в звукослоговой структуре. Ребенок меняет местами слоги и звуки, либо заменяет их другими слогами. Есть склонность к редуцированию многосложных слов. Недостаточно хорошо сформирована способность к звуковой дифференциации.
3 уровень развития речи — дефекты речи в области лексики, грамматики, фонетики
На этом уровне дети уже имеют достаточно развитую речь, которая очень близка к их возрастной норме. Однако можно наблюдать некоторые лексические, грамматические, фонетические дефекты. Детям непросто понимать значения слов, измененных с помощью суффиксов и приставок.
Достаточно трудно различать морфологические составляющие, которые выражают род и число. Дети не понимают логические и грамматические структуры, которые выражают причину и следствие, время и пространство. Речь носит достаточно развернутый характер.
Однако заметны неточности при употреблении некоторых слов, неграмотность высказываний, дети склонны к упрощению слоговой структуры слов, отсутствует дифференцированность в произношении звуков.
Дети этой группы не могут свободно применять словообразовательные способы, им трудно дается анализ звука и синтез. В разговорной речи чаще всего используют простые предложения, очень редко используют сложные конструкции.
Исследование детей, имеющих дефекты речи и патологии в развитии речи, показало, насколько разнообразно может проявляться этот диагноз. Условно разделяют три группы детей с ОНР.
Признаки недостатков речи
Дефекты речи — общие признаки нарушения
Представители первой группы демонстрируют общие признаки недостатков развития речи, при этом у них не наблюдаются иные нарушения в нервной и психической деятельности. ЦНС не поражена.
Треть представителей третьей группы столкнулись с токсикозом во второй половине периода беременности, что привело к ослабленности малыша в первые годы жизни.
Психический анализ таких детей выявляет патологию в эмоциональном развитии, произвольная деятельность регулируется слабо. У каждого ребенка при этом свои собственные признаки недоразвития речи. Это доказывает то, что существуют небольшие дисфункции неврологии: нарушается мышечная саморегуляция, недостаточно развиты движения пальцев на руках, праксис не сформирован.
Неврологические и психические патологии
Вторая группа детей с ОНР характеризуется тем, что плохое развитие речи протекает совместно с неврологическими и психическими патологиями. Внутречерепное давление часто бывает повышенным, ребенок часто истощается нервно и психически, его эмоциональный фон неустойчивый, существуют двигательные расстройства.
Дети часто испытывают моторную неловкость, им сложно переключиться от одних видов движений к другим. Простые ритмы выполнять в автоматическом режиме у детей не получается. Также возникают трудности и при выполнении иных двигательных заданий.
Явно выражены такие дефекты речи, как нарушения орально и общего праксиса. Ребенок с трудом воспринимает фонематическую структуру речи. Так как эмоциональная и волевая сферы недостаточно развиты, это влияет на низкую работоспособность, в том числе и умственную. Заметно проявление эмоциональной лабильности. Такие дети часто склонны к непродуктивной деятельности.
Моторная алалия
Третья группа детей проявляет системное недоразвитие речи, несущее стойкий характер. Ученые называют это термином «моторная алалия». Речевые дефекты у таких детей вызваны тем, что во время внутриутробного развития либо в первые месяцы жизни произошло органического мозговое поражение.
Важной особенностью этого явления является то, что речь страдает практически во всех отношениях. Несмотря на то, что ребенок понимает речь окружающих относительно неплохо, он не в состоянии полноценно высказываться сам. Такие дети крайне редко пытаются использовать свою речь. Чаще всего для передачи своих мыслей и эмоций дети пытаются использовать жесты или мимику.
Особенно трудно детям этой группы дается фразовая речь. Обычно родной язык усваивается неосознанно во время общения с близкими людьми и в садике. Этот процесс непроизвольный, имеет эмоциональные оттенки и положительно влияет на всестороннее развитие личности ребенка.
Однако дети, страдающие моторной алалией, не способны автоматически усваивать речь, у них недостаточно сформирован динамический стереотип речи. Все это негативно сказывается на лингвистическое поведение ребенка, которые не способен развить в себе произвольную речевую деятельность.
Дети, имеющие моторную алалию, помимо речевых патологий часто испытывают трудности и с другими функциями. У них наблюдается сниженный темп познавательной активности, плохо развита моторика, заметны проявления психических и неврологических дефектов, часто развивается негативизм в поведении.
Понимание того, как возникают речевые дефекты и то, как именно они проявляются у детей, дает убежденность в том, что для коррекции этих недостатков необходимо применять комплексный подход.
Комплексный подход коррекции речи
Комплексный подход по современным меркам подразумевает лечебное и педагогическое воздействия, оказываемые на психику, неврологию и физиологию ребенка разными специалистами.
Для того, чтобы направить ребенка в специальную коррекционную группу, необходимо провести симптомологическую диагностику.
На этом уровне диагностики можно выявить и описать внешние проявления недостаточно развитой речи, определить, какие именно речевые компоненты имеют дефекты (общие, фонетические, фонематические и т.п.). также с помощью данного вида диагностики можно правильно укомплектовать группу, а также обеспечить ее предпосылками для дальнейшего эффективного анализа патологий в речи.
Для того, чтобы более точно сформировать логопедический диагноз, необходимо проанализировать медицинские данные человека и его клинические характеристики.
Педагогический подход коррекции речи
Если рассматривать логопедическую работу с точки зрения педагогического подхода, то можно с уверенностью сказать, что это наиболее важное направление в процессе коррекции дефектов и в воспитании.
Главное в процессе воспитания и коррекции речевых недостатков у ребенка – это устранить имеющиеся недостатки речи, нейтрализовать имеющиеся психологические отклонения развития личности, которые привели к дефектам речи.
Используя разные педагогические методики, можно добиться не только сформированности у ребенка грамотной речевой активности, но и помочь ему приобрести полноценную личность.
Формы коррекционной работы
Логопедическая работа с дошкольниками приобретает различные формы деятельности:
- Изучение психологического состояния у детей с нарушениями речи;
- Объединение усилий специалистов разного профиля: это могут быть и врачи, и воспитатели в группе, и психологи, и коррекционные педагоги, и музыкальные работники, и массажисты, и другие профильные специалисты;
- Оказание консультаций и методической помощи тем, кто чаще всего общается с ребенком (как правило, это его родители);
- Регулярные систематические занятия по логопедии;
- Регулярные систематические логоритмические занятия.
Направления коррекционной работы
Коррекционная логопедическая работа сегодня проводится в прямом и косвенном направлениях.
Прямое направления логопедической работы
Прямое направление логопедической работы представляет собой занятия, проводимые с группой или индивидуально, которые воздействуют на слуховое внимание и сенсорные функции человека, развивают все виды его моторики, помогают формировать восприятие фонематической составляющей речи, устраняют дефекты в произношении звуков, пополняют активный и пассивный словарные запасы ребенка.
Эти занятия направлены на то, чтобы помочь ребенку развить способности к связной речи, научиться грамматически верно строить фразы, нормализовать его дыхание в процессе речевой активности. Все это также положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей и помогает достичь гармонии в развитии личности ребенка.
Косвенное направление логопедической работы
Косвенное направление логопедической работы – это внедрение во все режимные моменты ребенка как в детском саду, так и дома, логопедических упражнений.
В процессе мероприятий по коррекции речи важно формировать и двигательные функции ребенка. Многие авторы считают, что чем раньше начать стимулировать моторное развитие малыша и корректировать недостатки его двигательных функций, тем больше шансов избежать появления у него речевых недостатков. Особенно это касается тех детей, у которых имеется поражение ЦНС.
Очень важно проводить музыкальные игры, в которых нужно петь.
Именно поэтому логопедическая ритмика – это очень важный отдельный раздел логопедии. Это система, включающая в себя задания музыкально-речевого характера, музыкальные двигательные и речедвигательные упражнения, которые проводятся в рамках логопедической коррекционной работы.
Логоритмика позволяет перевоспитать личность ребенка, имеющего проблемы с речью. Также она способствует его социальной адаптации.
Более подробно возможности этого направления мы обсудим в следующих статьях.