Особенности формирования творческой активности у дошкольников

Формирование творческой активности ребенка Развитие детей


Особенности — это характерное отличительное свойство чего-либо.

Творческая активность старшего дошкольника подразумевает то, что ребенок стремится осмыслить теоретические знания, которые он получил. Также он ищет сам решение трудностей и проявляет интерес к познавательной активности.

Для того, чтобы активизировать творческие процессы в деятельности дошкольника и формирование творческой активности детей осуществлялось эффективнее, согласно работам Н.Н. Поддьяковой, нужно изучить различные методы и приемы ведения творческой деятельности.

В старшем дошкольном возрасте дети особенно хорошо воспринимают воздействие на их творческий потенциал, ведь именно сейчас их интеллект максимально полно готов к тому, чтобы начать формироваться в этом направлении. Дети в этом возрасте уже могут самостоятельно придумывать свои рисунки, создавать новые конструкции, фантазировать.

Предметы их деятельности оригинальные, имеют разные вариации. Мышление ребенка становится подвижным и гибким.

Старшие дошкольники способны проявлять активность в плане деятельности. Они очень любопытны, задают множество вопросов педагогам и родителям. Они уже могут комментировать происходящий процесс и высказывают свою точку зрения по отношению к его результату.

У них уже наблюдается устойчивая мотивация к деятельности, они обладают хорошим воображением, если чего-то хотят, то проявляют большую настойчивость. Для того, чтобы ребенок проявлял инициативу в творческой деятельности, он должен быть для этого достаточно любознательным и изобретательным, он должен уметь силой воли регулировать свое собственное поведение, уметь преодолевать препятствия на пути к решению поставленной задачи.

Творческая деятельность у старших дошкольников имеет свою структуру. Можно выделить несколько элементов этой структуры: мотивационная составляющая, содержании деятельности, операции, которые совершает ребенок, его эмоционально-волевой настрой.

Существуют следующие предпосылки, которые улучшают формирование творческой активности детей, подталкивают каждого ребенка к активной творческой деятельности: помимо перечисленных в предыдущем абзаце, это осознание необходимости подготавливаться к творчеству, имеющийся интерес к предстоящей работе, желание принимать активное участие в творческой деятельности, сформированность воображения и фантазии, способность решать возникающие препятствия, способность заканчивать начатую работу, радость от получения новых знаний и опыта.

Согласно работам Н.А. Ветлугиной, существуют следующие показатели, которые позволяют определить уровень развитости творческой активности у старших дошкольников и начать формирование творческой активности детей.

Мы рассмотрим три отдельных группы этих показателей:

  1. Первая группа. Это показатели, которые характеризуют отношение дошкольников к творческой деятельности: насколько ребенок увлечен занятием, способен ли он «войти» в своем воображении в несуществующие пока обстоятельства, насколько искренен он после этого в своих переживаниях. Это определяет степень развитости художественных способностей.
  2. Вторая группа. Это показатели, которые характеризуют качество используемых методов творческой активности, которые используют дети: насколько быстра их реакция, проявляют ли они находчивость в решении незнакомых трудностей, могут ли они использовать разные варианты решений, могут ли объединять известные им элементы, образовывая какие-то новые сочетания, насколько оригинальны их действия.
  3. Третья группа. Эти показатели характеризуют качество результатов творческой активности: насколько хорошо дети отбирают персонажей и предметы и как хорошо их отражают в рисунке. Как им это удается сделать в других видах творческой активности. Насколько хорошо они самостоятельно находят подходящие художественные средства.

Все эти показатели наглядно демонстрируют, насколько хорошо осуществляется формирование творческой активности детей, насколько сформирована способность к творческой активности у старших дошкольников.

Старший дошкольный возраст характерен тем, что дети приобретают способность к творческой деятельности именно на этом этапе своего развития. Особенность этого вида деятельности заключается в том, что дети действуют от мысли к ситуации, а не наоборот, как в других видах деятельности. Этот тип деятельности достаточно специфичен и по другим причинам.

Хотя ребенок все время открывает для себя что-то новое, именно в старший дошкольный период начинают развиваться отдельные компоненты способностей к творчеству.

Согласно Н.Н. Поддьякову в возрасте дошкольников творчество – это способ развития разных видов деятельности детей, также сюда включается приобретение опыта и личностный рост ребенка.

Л.С. Выготский считает, что главная особенность творчества у детей проявляется в том, что ценность этого творчества выражается не в продукте его деятельности, а в самом процессе, который оказывает положительное влияние на ребенка.

Множество исследований подтверждают, что старшие дошкольники приобретают ряд качеств, которые характеризуют их как творцов. Дети начинают быть активными в том, чтобы использовать уже имеющиеся у них навыки для работы с новым содержанием. Они находят новые оригинальные методы решения разных задач, стараются производить множество преобразований.

В таких видах активности, как рисование или пение, а также танцы и игры-драматизации формирование творческой активности детей происходит наиболее интенсивно, дети формируют свою творческую активность в том, что от обычного подражания переходят к самостоятельному продуцированию продуктов творческой активности.

Считается, что с точки зрения педагогов фундаментов творчества является воображение. Именно в воображении ребенок создает несуществующие предметы и ситуации, которые затем пытается воплотить в жизни.

Воображение может быть трех уровней развитости. Оно может быть либо активным, либо пассивным. Также оно может быть творческим или воссоздающим.

Творческое воображение имеет более сложную форму и проявляется в том, что человек может определить возможные (но еще не существующие) результаты действий, а также может создать новые предметы или ситуации. При этом человек продуцирует такие представления, которые могут быть более или менее реалистичными.

Оригинальность воображения проявляется в том, что представления человека могут быть новыми и не похожими на то, что уже всем известно. Реалистичность воображения проявляется в том, что оно очень похоже на существующую действительность.

Согласно О.М. Дьяченко, воображение имеет свои специфические особенности по сравнению с иными психическими процессами. Ведь человек таким образом может выразить особенности чего-либо посредством чего-то другого. Также он может изменить форму представления реальности.

Воображение позволяет задействовать интеллект, чтобы создать метафорические формы современной реальности. Причем в продуктах творчества заметно, что именно представляет для их творца наибольшее значение.

Благодаря воображению созданные образы становятся словно живыми в представлении человека. Воображение – это одно из самых главных качеств, которые свойственны старшим дошкольникам, ведь именно они побуждают их к творческой активности.

Наиболее важным у старших дошкольников является раскрытие творческой активности. Со временем требования к активности увеличиваются, сроки обучения также растут. Дети усваивают все больший объем новых знаний. Однако нужно понимать, что их ресурсы ограничены и нет смысла беспредельно взращивать нагрузку.

К сожалению, сегодня процесс обучения в детском саду формирование творческой активности детей и строится на репродуктивных видах деятельности по изучению уже имеющихся знаний. Исследовательская работа остается вспомогательным средством, применяемым нечасто в педагогическом процессе.

В результате ребенок теряет способность проявлять поисковую активность. Ведь он просто подражает или повторяет то, что ему говорят. В результате любознательность падает, способность мыслить развивается медленно. Ребенок не склонен творить что-то новое.

Итак, для успешного формирования творческой активности у старших дошкольников необходимо передать детям навыки отыскивать новую информацию, развивать их желание самостоятельно изучать окружающий мир.

Анализируя, всё вышеизложенное мы попытались выделить особенности формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста:

  • творческая активность у старших дошкольников проявляется в том, что ценность этого творчества выражается не в продукте его деятельности, а в самом процессе, который оказывает положительное влияние на ребенка;
  • сформированность воображения и фантазии, способность решать возникающие препятствия, способность заканчивать начатую работу, радость от получения новых знаний и опыта.
Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector