Сказкотерапия в последнее время стала особенно популярной. Это лучший помощник психотерапии и психоанализа детского эмоционального мира. Сказки помогают стабилизировать психическое состояние ребёнка, избавить его от беспричинных страхов и возникающих подчас страшных фобий, сказки учат контролировать эмоции детей, предотвращают агрессию.
Волшебные сказки нравятся и детям и взрослым, практически всем без исключения. В каждом взрослом человеке всегда остаются детские впечатления и какая-то часть их сущности не взрослеет. Чувства, мысли и поведение взрослых напрямую зависит от того какие знания получил он в дошкольном возрасте.
Основные институты нравственного и эстетического поведения, а так же принятых норм общественной жизни и поведения в обществе заложены в народном фольклоре. Для каждого народа и общества существуют свои нормы и сказки разных народов мира отличаются друг от друга.
Сказкотерапия является наиболее доступным средством воздействия на подсознание ребёнка, ведь он их слушает с интересом, а значит и воспринимает лучше, чем просто беседы на какие-либо темы. Этот метод воспитания детей существует уже очень давно и проверен тысячелетиями.
Для каждого возраста существуют различные сказки, от самых простых сценариев в младшем возрасте, до более сложных и расширенных в более старшем возрасте. Всё начинается со сказок для младенцев и заканчивается уже правилами, законами, кодексами.
Еще в библейские времена для детского образования успешно использовались рассказы, притчи, легенды и мифы.
Психологические проблемы дошкольников, девиантное поведение, внутренние страхи, невралгические проявления — тики, агрессивность, энурез, и др., могут быть частично или полностью решены при помощи сказкотерапии.
Для каждой психологической проблемы, испытываемой дошкольником можно подобрать свои сказки, решающие эту проблему.
- У детей дошкольного возраста могут проявляться различные типы страхов: посещение педиатра, боязнь темноты, шума, который ребенок слышит, но не видит, боязнь различных насекомых, животных.
- Сказки могут подбираться для слишком активных или наоборот пассивных, для тревожных, мнительных дошкольников.
- Сказки для детей, чья жизнь коренным образом меняется в связи с переездами, посещением нового детского сада, изменениями в связи с семейными проблемами.
- Сказки для так называемых хулиганов, «пакостных» детей и баламутов.
- Сказки для детей у которых произошло какое-то горе или потеря любимого животного, или члена семьи.
Тематик сказок существует бесчисленное множество и можно для каждой психологической ситуации подобрать свою сказкотерапию.
Сказкотерапия заключается в том, что при любой проблеме в сказках приводятся определённые метафоры, ситуации сценарии поведения персонажей сознательно и подсознательно влияющие на чувства, эмоции, восприятия дошкольника.
Ребёнку всегда будет на что опереться для того, чтобы научиться выходить из той или иной ситуации и тогда у него появится чувство уверенности со временем переходящее в норму поведения.
На самом деле сказкотерапия оказывает благотворное влияние на более глубокие и тонкие материи головного мозга, происходит психокоррекция и психотерапия одновременно.
При сказкотерапии дошкольников больше подходят сказки про отношения людей и животных, а в более старшем возрасте уже сказки с бытовыми сценариями, басни, истории.
От страхов существуют страшные сказки с пределами для каждого возраста. Такие сказки обычно практически всегда имеют хороший и весёлый конец и страх рассеивается. Дети часто рассказывают друг другу страшилки, тем самым они не подозревая об этом, занимаются самотерапией.
В старшем дошкольном возрасте, как правило, часто используются сказки с дидактическим уклоном, ведь дошкольники готовятся к важному переходному этапу жизни, окончанию детского сада и поступлению в первый класс школы, где знания и навыки им пригодятся.
Правильная сказкотерапия должна эффективно влиять на проблемы ребёнка и реально оказывать психотерапевтическую помощь, для этого:
- В сказках должны содержаться моменты, отражающие существующие проблемы у дошкольника.
- В сказках должны отражаться пути и способы решения стоящих перед ребёнком проблем, чтобы он мог выбрать варианты избегания негативных воздействий и последствий возникающих проблемных обстоятельств.
Сюжеты сказки должны разворачиваться в последовательном порядке:
- Вступление, знакомство с персонажами (для младшего возраста – это животные и игрушки, для более старшего возраста, такого как дошкольный – это уже очеловеченные персонажи, феи, эльфы, короли, принцессы);
- Разворачивание сцены освещающей проблему, схожую с проблемой дошкольника;
- Причинная связь проблемы и персонажа, его действия;
- Методы борьбы, решения, выхода из проблемы;
- Счастливый конец – все довольны и счастливы – проблема решена и забыта;
- «Мораль той сказки такова — …» Извлечение урока из-за чего могла возникнуть такая проблема и хорошо, что всё обернулось к лучшему.
Сказкотерапия дошкольников проводится с согласования с детским психологом, для того чтобы эффект от этой терапии был положительным. С детьми, без каких либо психоневрологических и психических симптомов, могут заниматься и воспитатели и родители, но лучше все-таки с психологом советоваться, по крайней мере программа детского сада должна быть согласована со специалистом.
Для организации и проведения самостоятельных занятий по сказкотерапии вполне приемлемо будет сочинить сказку с персонализацией тех проблем которые существуют у конкретного ребёнка, изучив его эмоциональную сферу и манеры.
При проведении такого рода занятий, в дошкольных возрастных группах, воспитатель или родители должны и даже обязаны выражать реальные чувства и эмоции, дети должны видеть того, кто читает сказку полностью, все движения губ глаз, мимику, выражение черт лица, и никогда не надо останавливать чтение на продолжительные паузы.
Если ребёнок просит неожиданно закончить сказку, дрожит голос, потеет, краснеет, появляются дёргания, тик и вы замечаете необычное поведение ребёнка – это может означать патологию и проявление невралгического состояния. Здесь уже требуется консультация психотерапевта.