Терапию цветом используют еще с давних времен из Древнего Египта, но распространение принципов цветотерапии приобрело размах в конце XIX века.
Было доказано: если среда отмечается бедной цветовой гаммой, то возникают симптомы ассенизации (недостаточность цвета) и задержка интеллектуального развития у детей. Поэтому нужно обогащать мир наших детей различными яркими цветами, потому что в целом детям нравится цвет.
Для ребенка каждый цвет наполнен настроением. Поэтому в рисунках цвет используется для обозначения того, что нравится ребенку, что он считает красивым, добрым. Соответственно, через цвет ребенок выражает свое отношение к окружающему миру.
Поэтому нужно создавать условия для формирования колористической культуры дошкольников в изобразительной деятельности, развитию цветового восприятия и активизации экспериментально-исследовательской деятельности детей в колористичном творчестве, учить, как их использовать.
Задачи, условия, средства решения в цветотерапии
- Создание на занятиях атмосферы творчества, заинтересованности, непринужденности, экспериментирования, эмоционального переживания, что способствует цветовому открытию у детей.
- Направленность на активизацию мышления как способа художественного освоения детьми цвета мира.
- Развитие у детей сенсорного восприятия цвета.
- Развитие цветового восприятия.
- Раскрытие резервов ребенка в цвете и умение изобретать способы колористического решения рисунка; создавать свои цветовые комбинации, выражать себя через цвет.
- Развивать стремление к познанию цвета, красоты красок в природе, искусства, окружающего мира.
- Вызвать желание исследовать цвет, экспериментировать с ним, создавать интересные цветовые комбинации.
И поэтому создают интересные программы, разработки упражнений и занятий, игр и опытов, в которых используется цветотерапия в сочетании с нестандартными техниками работы в изобразительном искусстве.
Символика цветов арт-терапии
Цвета могут влиять на ребенка как положительно, так и отрицательно. Сам цвет, с одной стороны, для ребенка соответствует его естественному воплощению (синий — вода, небо), а с другой стороны дает негатив (сказка, где есть герой с синей бородой).
Поэтому цвет является объективным воплощение эмоций. И поэтому нужно внимательно следить за сочетанием цветов, чтобы не навредить здоровью ребенка. А взрослым самим нужно знать и понимать основные значения цвета и его влияние на каждого ребенка.
В теории цветоведения выделяют основные три цвета: синий, желтый, красный. При смешивании этих цветов возникают другие дополнительные, которые тоже имеют определенное влияние на эмоциональное состояние ребенка.
Оздоровление цветом
Цвет можно ввести в тело через пищу, воду, дыхание, кожу — она впитывает цвет, которого не хватает организму.
Это происходит таким образом:
- 10 минут смотрим на цвет;
- находимся в комнате с таким цветом;
- используем лампы с таким же цветом;
- окружаем себя, по возможности, в быту, на работе этим цветом.
Пользуясь правильно цветовой гаммой, можно вылечиться, улучшить свое состояние, изменить эмоциональное состояние своего организма.
Цвет является основным фактором в любой системе исцеления, и он нужен для души, как воздух для тела.
Интересное о цвете
Каждый народ имеет свой, присущий ему, цвет: немцы — серый, англичане — черный, французы — светло-серый, испанцы и итальянцы — светло-желтый, славянские народы — красный с оттенками и зеленый.
Гласные звуки нашей речи имеют определенные цвета: а — белый, е — желтый, и — красный, у — зеленый, о — серый.
Звуки музыки тоже закрашены в определенный цвет — от темного до беловатого.
В 1910 году выдающийся композитор Скрябин создал кольоромузыку (при звучании ноты светится определенный цвет).
Специалисты, исследовав творчество выдающихся музыкантов, пришли к выводу, что музыка имеет цветовую окраску:
- Произведения Бетховена — синего цвета;
- Мендельсона — светло-розового;
- Шумана — зеленого;
- Чайковского — голубого;
- Прокофьева — золотисто-коричневого.