Процесс становления личности происходит уже с первых лет жизни ребенка, когда он начинает думать, говорить, играть в игры и тому подобное.
Поэтому этап дошкольного развития становится фундаментальным периодом становления личности ребенка, когда формируются мировоззренческие основы юного человека, происходит становление понимания таких понятий как «добро» и «зло».
Именно на этом этапе в помощь педагогам и родителям в развитии и воспитании ребенка приходит сказка, как воплощение мудрости и опыта многих поколений наших предков.
О сказочном жанре
Сказка – неисчерпаемый источник народной мудрости, один из самых популярных жанров словесности. Находясь сегодня, главным образом, в сфере детского фольклора, она сохраняет архаичные элементы, в то же время лелеет идеалы красоты, доброты, милосердия, осуждает жадность, корысть и нечестность.
Это жанр, органично сочетающий наслоения разных исторических эпох (от произведений первобытного восприятия действительности до символического и философского переосмысления), разрабатывает интереснейшие сюжеты.
Рассматривая сказку сквозь призму ее учебно-воспитательных возможностей можно утверждать, что сказка органично вошла в мир ребенка, помогает учиться и совершенствоваться, переносить в сферу реалий, о чем мечтал и такие желанные чудеса, когда преодолеваются любые трудности и страхи, отрицательные импульсы.
Воспитательная ценность сказки
Различные аспекты воспитательной системы сказок, их педагогическая направленность нашли глубокое осмысление в творчестве писателей и педагогов: Г.Сковорода, И.Франко, С.Русова, Н.Забила, А.Иваненко, В.Сухомлинский.
Характерной в этом плане является, например, предисловие Франка в сборнике сказок «Когда еще звери говорили».
Ставя перед собой чисто педагогическую цель, автор выразил желание, чтобы на основе сказок «наши дети получали основы здорового и морального развития. Отсюда они выносят первые и прочные основы восхищение к добродетели, справедливости, особенно любовь к природе».
Сказка в развитии речи
Особенностью развития речи ребенка дошкольного возраста является то, что дошкольники еще не читатели, они слушатели.
Педагогика рассматривает развитие речи ребенка дошкольного возраста в неразрывной связи с всесторонним развитием дошкольников, а развитие речи детей разного дошкольного возраста идет параллельно с общим психофизическим развитием.
Сказка призвана повлиять на эмоциональную сферу ребенка, что спровоцировало бы дальнейшую вербальную реакцию и оценку.
Все это возможно с помощью сказки, поскольку именно в сказках, в отличие от другой художественной литературы, имеются абсолютно положительные или отрицательные персонажи, поэтому для ребенка не будет сложно оценить их поступки и спроектировать модель поведения героев в реальной жизни.
На сегодня проблема развития речи дошкольников с помощью сказки остается недостаточно изученной, в науке отсутствует четко выстроенная методическая система использования сказок как средства развития речи с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.
По нашему мнению, развивающие возможности сказки неисчерпаемы, поэтому целесообразно будет ее использование в учебно-развивающем процессе для формирования речи дошкольников разных возрастных групп.
Сказка является наиболее эффективным и доступным средством развития творческого потенциала. Она активизирует детскую фантазию, развивает логическое мышление, память, речево-коммуникативные способности, творческое воображение, художественно-эстетический вкус.
Принимая во внимание развивающие возможности сказки, считаем целесообразным осуществить комплексное исследование влияния сказки на развитие речи дошкольников разных возрастных групп.