- Взаимосвязь сказко- и других терапий и ее функции
- Диагностическая функция
- Терапевтическая функция сказки
- Прогностическая функция
- Дидактические сказки
- Психокоррекционные сказки
- Медитативные сказки
- Волшебные сказки
- Персонажи сказок
- Польза сказкотерапии
- Сказка в решении психологических потребностей
- Целью занятий с применением метода сказкотерапии
- Сказкотерапия в ДОУ — интервью с терапевтом
- Больной пример сказкотерапии
- Дурные мотивы сказок
- Сказкотерапия в ДОУ — работа с народной сказкой
- Сказкотерапия в ДОУ
- Сказкотерапия в ДОУ — Формы и методы
- Сказкотерапия в ДОУ — Методика «Ассоциация по друдлам”
- Друдлы с младшими дошкольниками
- Друдлы в средних группах
- Друдлы для старших дошкольников
Взаимосвязь сказко- и других терапий и ее функции
Сказкотерапия тесно связана с Арт-терапией, игровой терапией, гештальт-терапией, психосинтезом, телесноориентированной терапией, юнгианской песочной психотерапией, психоанализом и ТРИЗом.
Сказкотерапия в ДОУ связана с реализацией трех функций: диагностической, терапевтической и прогностической.
Диагностическая функция
Диагностическая функция сказки помогает определить основные сценарии и стратегии, используемые ребенком при построении модели своего поведения в той или иной ситуации. Это проявляется в том, как ребенок из множества сказок выбирает несколько любимых.
Таким образом, он как бы выбирает для себя определенную жизненную модель. Анализ сказочных произведений, заинтересовавших ребенка поможет взрослому выявить способности и таланты малыша, особенности характера и индивидуальность восприятия окружающей действительности.
Обыгрываемый ребенком образ лисички говорит о наличии гибкого ума, лукавства и умении пользоваться своим обаянием; пристрастие к пиратским играм и образам разбойников показывает склонность к дракам и агрессии.
Терапевтическая функция сказки
Терапевтическая функция сказки заключается в том, что она помогает ребенку сформировать образ себя в будущем, построить модель поведения для достижения желаемого будущего, занимая активную позицию и осознавая собственную ответственность.
Прогностическая функция
Прогностическая функция сказки состоит в том, что она помогает осознать влияние «сегодняшнего» поведения на «завтрашнее» состояние жизнедеятельности человека.
Сказкотерапия в ДОУ — пожалуй, самый детский метод психологии, и один из самых древних.
Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.
Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.
Сказки можно условно разделить на — дидактические или обучающая сказки, психокоррекционные сказки, медитативные сказки.
Дидактические сказки
Дидактическая или обучающая сказка через сюжетность и образность помогает малышу лучше усвоить информацию.
Учебно-познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки, когда различные предметы и символы одушевляются, легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.
Психокоррекционные сказки
Психокоррекционные сказки можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, они помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего.
С другой стороны, данный вид сказок предполагает такое влияние на решение детьми психологических проблем, результатом которого станут изменения в поведении ребенка за счет становления собственной активной позиции и самоконтроля.
Медитативные сказки
Медитативные сказки активизируют положительные эмоции, учат позитивному настрою.
Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций.
Воспринимая медитативные сказки, ребенок не только может еще раз погрузиться в приятные события своей жизни, пережить их заново, но и по-новому посмотреть на негативный жизненный опыт, избавиться от неприятных переживаний и тревожных мыслей.
Волшебные сказки
Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного. В мифах, легендах или другом более развернутом мифологическом материале мы приходим к пониманию базисных структурных образований (паттернов) человеческой психики, постигая их сквозь культурные наслоения.
Персонажи сказок
Любые персонажи волшебных сказок — добрые феи, злые волшебницы, драконы, ведьмы и карлики — являются архетипическими образами, представленными на глубоких уровнях психического.
Осознаем мы это или нет, роли не играет, так как они все равно воздействуют на нас, являясь психологическими реальностями. События в волшебных сказках отражают не какую-то абстракцию, но текущую жизненную психическую реальность.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что любая волшебная сказка является относительно закрытой системой, выражающей некое сущностное психологическое значение, содержащееся в ряде сменяющих друг друга символических картин и событий, посредством которых оно и может быть раскрыто.
Польза сказкотерапии
Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Но особенно это актуально для детей дошкольного возраста.
Занятия в детском саду сказкотерапией помогают быстрее адаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутренний потенциал ребенка.
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет ― апогей сказочного мышления.
По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, справиться со страхами.
Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем.
Можно также предложить ему нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.
Сказка в решении психологических потребностей
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного (младшего школьного) возраста:
- потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;
- потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
- потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как:
- автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
- активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;
- социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
- мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
- когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
- поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.
Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Что же такое сказкотерапия? По мнению Т. Зинкевич-Евстигнеевой, это «сокровенное, глубинное знание о мире и системе взаимоотношений в нем!» Значит, прикасаясь к истокам сказки, дети открывают в себе и в окружающем их мире то, что, может быть, в глубине души уже давно известно, и то, что сказка помогает им интуитивно понять.
Как можно организовать и проводить занятия с использованием метода сказкотерапии? Хотелось бы дать несколько советов исходя из собственного опыта.
Конечно, же, прежде всего, прежде всего надо выявить тех детей, с которыми необходимо работать. Для этого, рекомендуется использовать специальные методики и метод наблюдения.
Затем формируются группы детей от 5 до 7 лет. Оптимальное количество детей в каждой групп, 6-8 человек. Занятия проводятся два раза в неделю, в течение двух месяцев.
Целью занятий с применением метода сказкотерапии
гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.
Основные задачи:
- Развитие фантазии и воображения.
- Развитие умения выражать свои мысли.
- Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
- Развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон
- Развитие эмпатии.
- Расширение репертуара эмоций и эмоциональных состояний. Развитие способности их распознавать.
- Расширение знаний о явлениях окружающего физического и социального мира.
В работе с детьми дошкольного возраста чаще всего используется методика Грабенко Т. , Зинкевич-Евстигнеева Т. , Фролов Д. «Волшебная страна внутри нас!», а так же авторская программа «Точка Пересечения».
Такие занятия дети очень любят. Они сплачивают группу, позволяют детям научиться способам снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения и др.
Сказкотерапия в ДОУ — интервью с терапевтом
Сказки нужны не только для того, чтобы детям веселее засыпать. С их помощью можно узнать о проблемах малыша, скорректировать его поведение, научить считать и развить фантазию.
О возможности сказкотерапии мы поговорили с арт-терапевтом Галиной Фёдоровой.
— Какие сказки лучше рассказывать ребенку — свои, народные или авторские?
— Обязательно нужно читать народные сказки, в них заложены глубокие смыслы!
Авторские обычно посвящают определенной проблеме. К ним можно обращаться, но выбирать те, что нравятся, близки по духу. Если тема сказки актуальна для вашей ситуации, возьмите ее за основу, но обязательно добавьте что-нибудь свое, индивидуальное.
Истории, придуманные самими родителями, позволяют наиболее полно обыграть действительность, актуальную для ребенка.
Больной пример сказкотерапии
Вот, например, такая сказкотерапия в ДОУ — моя кукла — игрушечная ворона — прилетела в онкобольницу. Она залетает туда, и видит никем не тронутую еду. Там дети вообще часто не едят. Ворона начала каркать: «Ох, я сейчас наемся, такой классный суп и макароны! Ой, и это, и вот это, все-все съем».
И тут один мальчик: «Нет, я съем». «Ты точно съешь? А ну покажи, покажи!»
И ребенок начинает кушать. Поэтому готовы сюжеты, заготовки могут быть, но лучше, когда они рождаются в голове ежеминутно.
Вы же не побежите сразу искать в интернете сказку, в которой ребенок не ест. Проще и быстрее придумать на месте, обыграть ситуацию.
— Знаю, что многих современных родителей смущает жестокость народных сказок.
— Есть такая проблема. У нас даже на фестивале была дискуссия на тему, надо ли убирать из современных историй кровавые сцены. Например, если воин убивает или когда отрубают голову Ироду.
Когда-то я сама убрала все эти сцены из своих спектаклей. Думала, зачем я буду показывать детям, как отсекают голову, пусть даже злодею. Люди раньше были более готовы к таким жестким сценам, воспринимали их нормально, были более тяжелые условия жизни.
Сейчас я уже не так категорично к этому отношусь. Выступаю, чтобы превращать это все в трагифарс, использовать юмор. Но, конечно, ничего нельзя доводить до абсурда.
— Если ребенок сам придумывает сказку, или нужно ему помогать?
— Если есть возможность не вмешиваться, то лучше не вмешиваться. Если у ребенка есть трудности в составлении сказки, какой-то ступор, тогда нужно помочь, но очень мягко, в виде вопроса: «А может быть, вот так?»
Дурные мотивы сказок
Сегодня у детей очень часто в сказках встречаются такие мотивы — всех убили, кругом вампиры, повсюду кровь. Они как бы зацикливаются на образах, которые увидели по телевизору, и переносят их в свои рассказы и сказки. В этом случае родителям нужно вмешаться, переиграть сюжет, предложить новый вариант развития событий. Но, повторюсь, сделать это следует в виде предложения, а не авторитетной заявления.
— Как рассказывать сказки не банальным способом?
— Можно взять хорошо известную вашему ребенку сказку и сделать из нее игру. Можно рассказать ее на новый лад, поменять всех персонажей. С помощью сказки проще научить ребенка считать, сравнивать.
Сказкотерапия в ДОУ — работа с народной сказкой
Единственное важное условие — первоначальный вариант народной сказки малышня должна знать. Дальше уже можно поэкспериментировать. Но ребенок должен знать, что это эксперимент, чтобы сама суть сказки не искажалось.
Можно попробовать визуализировать любимых персонажей. Например, часто родители используют в воспитательных целях уже известные образы. Например, деда Мороза эксплуатируют, чтобы добиться от ребенка хорошего поведения.
Но можно создать свой образ с своей собственной историей. Его можно нарисовать, вылепить, сделать куклу, и этот персонаж будет вам помощником в воспитании, он может участвовать в жизни ребенка, помогать ему делать уроки. И превращать воспитание в интересную игру.
Сказкотерапия в ДОУ
Сказкотерапия используется педагогами ДОУ во время игровой, интеллектуальной, трудовой деятельности детей, развлечений, викторин, прогулок, театрализованной деятельности.
Сказкотерапия в ДОУ — Формы и методы
- художественная литература;
- беседа;
- игра;
- народный фольклор;
- придумывание сказок;
- изобразительная деятельность;
- проблемные ситуации;
- психологические игры;
- упражнения на релаксацию;
- творческие задания;
- тренинги эмоций;
- моделирование и проигрывание ситуаций;
- минутки-размышления;
- психогимнастика;
- пересказ сказки по опорной схеме;
- ТРИЗ;
- перепутывание сказочных сюжетов и героев;
- введение нового героя в сказку;
- изменение места, времени, события;
- составление сказки по кругу;
- инсценировка.
Сказкотерапия в ДОУ — Методика «Ассоциация по друдлам”
Разработка и применение друдлов с дошкольниками, помогает развивать в них ассоциативность мышления, дивергентность и творчество, формирует у них память, дети учатся приходить к нестандартным подходам разнообразных задачек. Мнение, сложившееся у ребенка, обязательно обосновывается им же самим. И тем самым развивается речевая активность малыша.
Друдлы с младшими дошкольниками
Начинать использовать друдлы в работе с детьми можно уже с младшей группы (4-й год жизни).
На начальных этапах работы с друдлами стоит применять предметные изображения, в которых можно увидеть фрагмент предложенного друдла. Например: педагог показывает друдл в виде скобки и говорит: «Посмотрите на эту картинку. О чем вы подумали?” Обязательно нужно обратить внимание детей на детали предмета, подчеркивая их сходство с друдлом.
Так, полукруг похож на ушко медвежонка, на спинку мышки. Квадратики – как окошки в доме, платок или одеяло.
Друдлы в средних группах
В работе с детьми средней группы (5-й год жизни) вспомогательные предметные изображения уже не нужны, детям показывается друдл и ставится вопрос: «О чем вы подумали, увидев эту картинку?”.
Дети очень любят мгновенные преобразования, когда педагог за их идеями создает соответствующие образы. Так от капель воды можно дорисовать тучку – и уже идет дождь, на основе волнистых линий рисуем мышку, к квадратику добавляем крышу – и получается дом, кружочки с хвостиками и листочками превращаются в яблочки и тому подобное. В одном изображении можно увидеть десятки разнообразных ситуаций.
Друдлы для старших дошкольников
Продолжая работу с детьми старшей группы (6-й год жизни), можно использовать как все предыдущие группы, так и новые, более усложненные. Следует организовать занятия по темам, в пределах которых детям нужно будет создать ассоциативные образы. Можно предложить детям придумать собственные друдлы и обосновать их.
В этом виде работы нет ложных и единственно правильных ответов – каждое обоснованное мнение имеет право на существование. Главное, чтобы занятие для детей было интересным, развлекательным, познавательным.