- Литература в процессе формирования экологических представлений в дет.саду
- Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в младших группах
- Эко-образовательные средства для средних групп
- Литература в процессе формирования экологического поведения в детском саду
- Методы экологического образования детей дошкольного возраста
- Дидактическая игра в эко-образовании дошколят
- Экологический тренинг
- Методика проведения детского экологического тренинга
- Этапы проведения экотренинга
- Вариативность и формы экотренинга
- Экологический проект и формирование поведения детей на природе
- Методика создания экологического проекта
- Тематика экологических проектов
Литература в процессе формирования экологических представлений в дет.саду
Роль художественной литературы в экологическом воспитании детей чрезвычайно важно уже с младшего дошкольного возраста.
Формирование у малышей положительного эмоционального отношения к объектам и явлениям природы происходит, главным образом, в дошкольном возрасте путем передачи воспитателем своего собственного отношения, внушение детям соответствующих эмоций при восприятии природы.
Эффективным средством такого внушения выступает специальная экологическая литература, а точнее — произведения художественной литературы, прежде всего, небольшие по объему, лаконичные и в то же время образные описательные рассказы, стихи, загадки, которые могут использоваться как дополнить один из наглядных методов работы с детьми (наблюдение, рассматривание картин, иллюстраций), так и стать основным источником экологической информации: знаний о внешнем виде и повадках животных, условия, необходимые для роста растений, приспособления живых существ к окружающим условиям, взаимоотношения людей с растительным и животным миром и тому подобное.
Описательные произведения ценны также тем, что в них не только информация, которую воспитатель должен предоставить детям. Они несут в себе определенный эмоциональный заряд, который собственно и формирует отношение к тому явлению, которое описывается.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в младших группах
Для младших групп дошкольного учреждения широко используется в экологическом образовании такой литературный жанр, как сказка.
Она тоже выступает для малышей своеобразным источником первой экологической информации: именно из сказок дети узнают о внешнем виде, условиях жизни и некоторых повадках многих животных, в сказках отражаются также отдельные аспекты отношения людей к природе, экологические взаимосвязи в окружающей среде.
Сюжеты хорошо известных детям народных сказок могут стать основой для проведения занятия в форме сюжетно-дидактической игры, целью которой является формирование у малышей первых обобщений и естественных понятий.
Эко-образовательные средства для средних групп
Для средних групп, где на первый план должны выйти моменты активно-действенного и морально-эстетического отношения к природе, главная задача воспитателей – формирование у малышей такой мотивации труда, которая основывается на гуманистическом содержании взаимоотношений детей с природой.
В этом тоже помогает использование сказочных персонажей в качестве примеров отношения к природе. Особенно ценны в этом плане волшебные сказки, в которых для дошколят ярко показаны положительное и отрицательное отношение к природе. За счет уже имеющегося в сказке противопоставления последствий позитивного и негативного поведения персонажей детям легко его оценить, а также перенести эту оценку за пределы сказки, в соответствующие ситуации реальной жизни.
В среднем дошкольном возрасте, когда значительно возрастает интерес детей к художественно-исполнительской деятельности, появляется возможность совместить сказку с ведущей деятельностью дошкольников – игрой.
Игры-драматизации, в которых дети отражают в ролях те или иные формы экологического поведения, давая при этом им оценку, помогают детям приобретать опыт воплощения в жизнь своих экологических знаний. Драматизировать целесообразно как народные сказки о животных, так и авторские познавательные сказки и рассказы В.Бианки, Е.Чарушина, Н.Сладкова и других писателей.
Литература в процессе формирования экологического поведения в детском саду
Детям 5-6 лет доступно восприятие самых различных литературных жанров. Среди них – популярные в детском чтении познавательные сказки, сюжетные рассказы, литературные обработки легенд и притч.
Найдут свое применение в детском саду в работе со старшими дошкольниками и уже знакомые им с младшего возраста произведения. Некоторые из них в своем содержании прячут своеобразное проблемно-познавательное задание для детей. Основной прием работы с этими произведениями – беседа по поводу прочитанного.
Содержание отдельных рассказов, стихотворений, а также загадок и пословиц можно использовать для своеобразного экологического тренинга (построения экологических цепочек, закрепление правил поведения в природе и т.д). Для примера приведем произведения К.Ушинского “Пчелки на разведке”, “Как рубашка в поле выросла”, “Дети в роще”; М.Сладкова “Не долго думая”; М.Пришвина “Разговор деревьев” и другие.
Методы экологического образования детей дошкольного возраста
Значительными возможностями в экологическом воспитании детей обладают такие методы экологического образования детей дошкольного возраста, как произведения такого своеобразного жанра, каким является познавательная сказка.
Естественные познавательные эко-сказки, в первую очередь служат для раскрытия детям сложной экологической информации: взаимосвязей в природе, приспособительных свойств животных, влиянии явлений неживой природы на живую и др., которая становится доступной благодаря сказочной форме.
Важно, что сказки обычно имеют не только эстетическое, но и нравственное направления. Их задача, по словам К.Д.Ушинского, заключается в том, чтобы пробуждать у детей чувства, вызвать определенное отношение к моральным поступкам, делать понятной ту нравственную мысль, что высказана в произведении.
Самым ярким примером экологической сказки является сказка К.Ушинского “Умей обождать”, которая чрезвычайно ярко демонстрирует детям последствия неправильного поведения в природе, дает основу для ознакомления малышей с некоторыми правилами экологической безопасности.
С целью приобретения определенного экологического опыта целесообразно не просто прочитать и обсудить ее с дошкольниками, но и организовать на ее основе игру-драматизацию, добавляя к содержанию сказки еще несколько эпизодов, которые поставят ребенка перед выбором экологически целесообразного поведения. Импровизации детей помогут педагогу своеобразным диагностическим средством, позволят проверить действенность приобретенных детьми знаний.
Дидактическая игра в эко-образовании дошколят
Экологические познавательные сказочные истории воспитатели могут составлять и самостоятельно и вместе со своими воспитанниками, оформляя самодельный сборник сказок.
Еще один метод, на анализе которого следует остановиться, связан с ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Это – чрезвычайно распространенная в педагогической практике дидактическая игра. Обычно дидактические игры служат для закрепления знаний детей, упражнения в их применении в учебных игровых ситуациях.
В ознакомлении с природой содержанием игр довольно часто выступает анализ тех или иных взаимосвязей в природе. В.Зебзеева предлагает использовать термин “экологические игры”. Они, по ее мнению, базируются на моделировании социального содержания экологической деятельности. Экологические игры-соревнования в детском саду стимулируют активность их участников в усвоении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений.
Экологический тренинг
Одним из вариантов экологической дидактической игры является так называемый экологический тренинг, который занимает особое место в детском саду среди методов экологического образования детей.
Он позволяет решать в единстве все важные задачи, формировать у детей “экологическое чувство”, закладывать основы экологически целесообразного поведения. Особая роль экологического тренинга в привлечении детей к миру природы, раскрытии ее единства, взаимосвязей и взаимозависимостей, которые существуют в экологических системах, формирование у детей чувства ответственности за каждое живое существо.
Методика проведения детского экологического тренинга
Методика использования экологического тренинга в дошкольном учреждении рассматривается в публикациях последних лет. В частности, общие принципы применения этого метода выделяет Н.Токмакова, которая в статье также намечает общую структуру экотренинга.
Подробнее этот вопрос освещается в пособии Н.Горопахи “Воспитание экологической культуры детей”, в котором проанализировано содержание тех естественных представлений, которые можно сформировать у дошкольников в случае активного использования экологического тренинга для самостоятельного познания детьми окружающей среды.
Свой взгляд на методику экотренинга предлагает и В.Зебзеева. В работах Н.Горопахи и В.Зебзеевой подаются также разнообразные варианты задач для дошкольников. Овладение дошкольниками умениями выполнять задания экотренинга зависит от правильного руководства со стороны взрослого и от целесообразно подобранной системы задач, которые, постепенно усложняясь, будут вести ребенка по пути все более глубокого проникновения во внутренние связи и закономерности природного мира.
Этапы проведения экотренинга
Поскольку этот метод имеет достаточно сложную структуру, его внедрение в детском саду в процесс экологического воспитания для дошкольников целесообразно разделить на несколько этапов: подготовительный, общение с природой, и обобщающий.
Подготовительный этап экотренинга заключается в изучении флоры и фауны выбранной для занятий экосистемы или определенного ее участка (парк, сквер, пруд или озеро, расположенные на территории детского сада уголок леса или искусственный водоем).
Основными приемами работы на этом этапе является рассматривание иллюстраций, атласов, сравнительные наблюдения за отдельными объектами экосистемы. Важными источниками экологической информации выступают также рассказы, объяснения воспитателя, художественная литература.
Второй этап предусматривает переход от рационального знания к эмоциональному восприятию живой природы, которое основывается на предварительно полученном знании, поэтому является более глубоким в сравнении с наблюдениями. Занятия группы переносятся в выбранный уголок природы.
Педагог организует упражнения для детей в нахождении в реальной естественной среде известных им объектов, сравнения их между собой. Начинается и установление взаимосвязей между элементами экосистемы (например, если для экотренинга избрана экосистема парка или сада, то дети могут отыскать известные им растения, определить, какие из них растут рядом, а какие отдаленные; узнать, какие насекомые к ним прилетают, и тому подобное).
При этом воспитатель помогает детям выявить разнообразные связи между объектами природы (симбиоз, конкуренция, пищевые связи и т.д). Такие задания целесообразнее всего давать в игровой форме найти “друзей” и “врагов” того или иного объекта, назвать его “соседей”, “помощников” и др.
Важное условие эффективного обучения детей на втором этапе работы по методу экотренинга – эмоциональная подготовка дошкольников к встрече с природой, заинтересованность процессом их общения с ней. Ее реализации помогает использование сказки и приема персонификации при ознакомлении как с животными и растениями, так и с неживой природой.
Третий этап экологического тренинга должен обобщать представления о взаимосвязи и взаимодействии различных объектов и явлений в природе. На этом этапе наиболее эффективными будут игровые упражнения или дидактические игры, цель которых – самостоятельное установление экологических цепочек.
Простейшим видом взаимосвязи в природе, доступным для осознания дошкольниками пищевых взаимосвязей. Поэтому именно установление имеющихся в определенной экологической системе пищевых связей и построение пищевых цепочек, а позже – и пищевых пирамид, являются теми задачами, с которых и стоит начинать проведение тренинга. Кроме пищевых цепочек в экологическом тренинге можно использовать и установление взаимосвязей в природе (“Кто где живет?”, “Кто кому помогает расти?” и др.).
Отдельную часть содержания экотренинга составляют игровые задания, в которых дети упражняются в оценке экологического состояния определенного экологического комплекса или среды существования человека (дидактические игры “Какая река чище?”, “Страна чистого воздуха”, игровые упражнения «Что лишнее в лесу?», «Дорога до работы» и др.).
Экотренинг предусматривает и закрепление у детей навыков экологически верного поведения, способов охраны природы (упражнения “Оцени поступок”, “Что будет когда …?” и тому подобное). Упражнения экотренинга используют как в индивидуальной работе с детьми, так и коллективную форму экологического воспитания. Во время коллективных занятий иногда можно устраивать соревнования между отдельными детьми или командами.
Вариативность и формы экотренинга
Другой вариант использования метода экотренинга предлагает В.Зебзеева. Она считает, что в работе с дошкольниками этот метод может носить форму эколого-психологического тренинга, направленного на:
- расширение чувственного опыта дошкольников, развитие перцептивных возможностей при общении с природой;
- развитие чувства эмоциональной отзывчивости, сопереживания, чувства единства с природой;
- формирование экологических установок личности, активной жизненной позиции в отношении природы, преодолении прагматизма в отношении к ней;
- обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой;
- расширение индивидуального экологического пространства в дет. саду.
Основная форма тренинга – упражнения с подгруппой воспитанников. Проводить эколого-психологические тренинговые упражнения может воспитатель или психолог дошкольного учреждения.
Выбор места осуществляется в зависимости от содержания упражнений. Это, по мнению.Зебзеевой, в дет. саду могут быть групповая комната или комната природы, площадка детского сада или зимний сад, спортивная или музыкальная зала. Автор намечает определенную последовательность использования упражнений эколого-психологического тренинга.
Сначала она рекомендует проводить упражнения для расширения у детей опыта взаимодействия с природой (“Волшебные дощечки”, “Птицы”, “Ароматная сказка”, “Природный оркестр” и др.).
Вторая группа упражнений, предложенных В.Зебзеевой, направленная на развитие экологической эмпатии (придумывание детьми поздравлений отдельным объектам и явлениям природы; “Разведчики природы” – учит всматриваться и вслушиваться в окружающую среду и рассказывать о своих впечатлениях от встреч с природой; “Я – березка” и “Веселые танцы” – требуют от ребенка представить себя природным объектом, передать в речи или движениях понимание его внутреннего состояния).
Третья группа тренинговых упражнений способствует коррекции способов взаимодействия ребенка с природными объектами, расширения субъективного экологического пространства. Это, например, упражнения “Старые вещи”, “Экологический пост” и тому подобное.
Экологический проект и формирование поведения детей на природе
Одним из интересных методов экологического образования является “метод экологического проекта”.
Методику использования метода проектов в экологическом воспитании разработали Н. Рыжова и В. Маршицька. Н. Рыжова подчеркивает, что «экологический проект» — это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования.
Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.
3-й — заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников.
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач.
На всех этапах работы с детьми над проектом воспитатели должны четко осознавать, что основной педагогический результат, которого они должны достичь, – развитие творческих способностей, а не только приобретение ребенком новых знаний, умений, навыков. Приведем пример.
Методика создания экологического проекта
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта «Наше дерево» разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.
Работа с детьми над проектом „Наше дерево” начинается с беседы, цель которой – выявить представления детей об этих растения, их отношение к деревьям, заинтересовать проблемой. На подготовительном этапе также рекомендуется провести с детьми экскурсию в парк, сквер, лес, по территории дошкольного учреждения.
Особое внимание уделяется деревьям, их разнообразии, красоте, различиям и сходству внешнего вида и тому подобное. Н. Рыжова предлагает игру: из картона изготавливают несколько силуэтов деревьев, которые развешивают на настоящих деревьях, расположенных на территории дошкольного учреждения.
Во время прогулки детям предлагается найти силуэты, предупредив, что они спрятаны на деревьях. Выполняя игровое задание, дети учатся отличать деревья от кустов, травянистых растений.
- Выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется.
- Подумать, на что (или на кого) похоже дерево, и придумать подходящее для него имя.
- Узнать, кто посадил дерево. Возможно, с ним связана какая-нибудь интересная история?
- Выяснить, растут ли такие деревья в ваших лесах или это «пришелец» из других мест? Если да, то где его родина?
- Задание детям: познакомиться со своим деревом — подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно прошелестит в ответ.
- Сделать кормушку и повесить на свое дерево. К нему будут прилетать птицы, чтобы спасать от нашествия гусениц.
- Подготовить тетрадь (альбом), в который будут отмечаться результаты наблюдений за жизнью дерева. Нарисовать на его обложке что-нибудь связанное с жизнью растения, написать название «Наше дерево».
Реализация экологического проекта” позволяет педагогу организовать практическое и познавательное взаимодействие детей. Такого взаимодействия легче достичь на практическом уровне, поэтому первые проекты должны иметь производительное, практическое направление (“Устройство “птичьего столба”; “Зеленая аптека”; “Прокладки “экологической тропы” на территории детского сада”; “Метеоцентр”; составление карт и атласов природы родного края и тому подобное).
Позже дети могут взаимодействовать и на “теоретическом” уровне, например, коллективно обсудить и сформулировать правила поведения в быту для экологического проекта “Экономим электроэнергию и воду”. Самыми сложными, но и самыми интересными будут экологические проекты, построенные в форме “научных споров” двух групп “ученых-исследователей”.
Тематика экологических проектов
Темы проектов могут быть разнообразными, от установления взаимосвязей в природе (“Что нужно растению – воздух, солнце или вода?”, “Земля и Космос”), до анализа конкретных экологических проблем родного края (“Как спасти реку Устю?”, “Чистым воздухом мы дышим?”).
Несколько интересных “экологических проектов”, которые можно реализовать в дошкольном учреждении, предлагает В.Маршицька.
Например, проект “Прогноз погоды” имеет целью собрать как можно больше народных примет, по которым можно было бы предусматривать погоду.
Проект коллективный, поэтому детей целесообразно разделить на группы. Первая группа будет собирать народные приметы и вместе с воспитателем записывать их в специальный дневник, а вторая – вести календарь природы. Проект долговременный, поэтому группы могут меняться, поочередно выполняя оба задания.
Когда будет собрано достаточное количество примет (например, в конце определенного времени года), можно проверить, какие из них сбылись, а какие – нет, сравнив с записями в календаре погоды.
Можно предоставить экологический проект в игровой форме, включить в него элементы драматизации, при этом дети представят себя на месте того или иного природного объекта, попытаются передать в художественной деятельности свои чувства, отношение к природе. Для примера можно предложить детям совершить “воображаемые путешествия” по страницам “Красной книги”, в прошлое (“К тем животным, которых уже нет”), составить “Книгу жалоб и предложений” неживой природы, растений и животных, превратиться в добрых волшебников и тому подобное.
Защита проекта в этом случае происходит в форме “Экологического театра”. Конечно, реализация таких творческих замыслов достаточно сложная, требует от дошкольников кропотливой подготовительной работы, самостоятельного поиска определенной экологической информации. К таким проектам в дет.саду следует привлекать детей, проявляющих особый интерес к познанию природы, которые имеют высокий уровень умственных и художественных способностей.
Во многих случаях даже одаренным дошкольникам необходима помощь родителей и педагогов (руководителя изобразительной деятельности, физкультурного и музыкального руководителя).
И затраченные взрослыми усилия окупаются, ведь педагогический результат этой деятельности – это, прежде всего, бесценный в воспитательном плане опыт самостоятельной творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих творческую личность от исполнителя.