Особенности экологического воспитания дошколят

Дети поливают цветы Воспитание детей

Экологическое воспитание в детском саду

Проблема экологии сегодня затрагивает все слои населения.

Дети нацелены обучаться бережливо относиться к живой природе.

Экологическое воспитание старших дошкольников представляет собой четко организованный и целенаправленный процесс формирования конкретных основ в плане эко-культуры. В каждом ДОУ разрабатывают и проводят еженедельно специализированные мероприятия. На них дети приобретают первичные представления о разнообразии природных объектов, учатся ценить и проявлять заботу о живых существах, ухаживать за разными растениями.

Особенности проведения занятий с эко направленностью в ДОУ состоят в их целенаправленности и систематичности. Если на занятии детям дают представления о растениях, то вне занятий малыши поощряются ухаживать за цветами в группе детского сада. Старшие дошкольники поливают их, протирают листочки. Это также ведет к приобретению у дошколят элементарных навыков трудовой деятельности.

В процессе экологического воспитания дети получают массу удивления, радости. Дошкольники восхищаются миром окружающей их природы. Очень часто свои впечатления от увиденного дети изображают в рисунках или творческих рассказах. Поэтому в группе сада организуют интеграцию занятий экологии-изо-деятельности. Так экологизация дошкольников происходит наиболее эффективно.

Наглядно изображая свои наблюдения, дети закрепляют экологические представления.

Экологические представления старших дошкольников — это их отношение к окружающему миру. Дети поощряются обретать точные знания о роли растений и животных на земле. Формирование таких представлений поможет детям научиться взаимодействовать с природой.

Формирование экологической культуры поспособствует ценностному отношению детей к растениям и животным. У малышей будет развиваться познавательная активность к получению знаний об окружающем мире.

Экологическое воспитание старших дошкольников требует наличия в группе необходимого образовательного материала.

Множество растений и цветов в группе укрепит формирование в детях чувства бережливости к растениям. Малыши будут заботиться о них.
В живом уголке всегда бывает большое разнообразие растений. Здесь проходит формирование эко-представлений, проводятся различные опыты над растениями.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста

В программных документах ДОУ проблема по эко-воспитанию решается посредством образования малышей. Под экологическим образованием предусмотрено становление эко-сознания, эко-воспитанности и эко-знаний воспитанников. Здесь же не надо забывать, что эко-знания затрагивают детские представления о взаимодействии всех объектов в мире природы.

С чего же начинается в ДОУ формирование экологического представления у дошкольников?

Прежде всего, надо рассказать детям о самой планете Земля, как она образовалась, какие формы жизни существуют на Земле. Нужно дать детям четкие представления о разнообразии мира растений и животных, отметить их особенности.

Наблюдение за растениями Экологическое образование

Дети очень любят, когда им рассказывают. Но еще больше они любят смотреть иллюстрированные книжки. Поэтому формирование экологических основ будет эффективнее, если показывать малышам энциклопедии с иллюстрациями разного вида животных и растений. Так детям легче будет усвоить материал. Наглядно дошкольникам легче будет представить все многообразие животного и растительного окружения.

Можно кратко проанализировать программу «Детство», по которой многие детские садики ведут образование.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста способствует постепенному обучению детей труду в природе, ознакомлению с необходимыми для жизнедеятельности различных растений условиями.

Представленная программа помогает детям приобрести навыки в природе на практическом уровне. Детей учат выкапывать клубеньки или корневища растений. Дошкольники учатся добывать корнеплоды, пропалывать грядки, которые сами помогают засевать.

В этой программе четко прописан объем, отведенный на экологическое образование старших дошкольников.

Другая программа, по которой четко расписаны рекомендации по эко-образованию, программа «Мы» дополнена представлениям и детей о лесных и луговых растениях. Там также представлены описания растений водоемов.

По какой бы программе не велась учебно-воспитательная работа в детском саду, в каждой есть отдельный раздел по экологии. Больше всего внимания в программах уделяется растениям. Дети узнают об особенностях знакомых растений, и знакомятся с незнакомыми им растениями.

Очень хорошо, когда в процессе образования детишек приобщают к труду.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Экологическая культура определяется как степень детского восприятия окружающей среды. К эко-культуре также относится принадлежность ребенка к этому миру, оценивание ребенком себя в живой природе, в мире.

Сейчас, идет глобальный экологический кризис, то приобщение к природе и окружающему миру необходимо начинать уже в детском возрасте. И выходит, что экологическая культура у дошкольников просто необходима в сложившейся в мире обстановке.

Экологическая грамотность детей состоит в следующем. Детишки должны воспринимать себя частью вселенной. Они должны понимать, что человек и природа взаимосвязаны. Человек не может жить и существовать без природы. Общение человека с природой очень ценно, и дети должны это знать. Природа также зависит от того, как человек за ней ухаживает. Каждый должен научиться сохранять природу. Дети должны не только знать, но и хотеть заботиться о природе. Если понадобится, дети должны уметь ухаживать за живыми объектами. У каждого дошкольника нужно сформировать элементарные навыки природозащитной деятельности. Дошкольники могут научиться предвидеть последствия и результаты своих действий в природе.

Воспитанникам полезно объяснять, в чем состоит экологическая проблема. Рассказывать о том, что часто люди необдуманно загрязняют окружающую среду. Неправильные и необдуманные действия могут нанести непоправимый вред всей планете Земля. Дети должны знать об этом. Представления детей о факторах загрязнения поможет им осмыслить весь вред такого неправильного поведения. ДОУ призвано воспитывать бережливого человека будущего.

Особенности экологического развития старших дошкольников и формирование правильного отношения к природе благоприятно скажется на всестороннем развитии детской личности. Ведь формирование экологической культуры даст наравне с другими качествами моральное и эстетическое удовлетворение.

Несколько слов о критериях экологической воспитанности старших дошкольников

Критериями экологической воспитанности отмечают следующие компоненты:

  1. Ценностно-мотивационный. Здесь речь идет о понимании детьми всей ценности природы. Немаловажен мотив для проявления интереса и получения знаний о проблеме экологии в мире.
  2. К когнитивному компоненту относим наличие представлений и знаний, осознанных и достоверных по рассматриваемой проблеме.
  3. В эмоционально-чувственном компоненте проявляются чувства ответственности. Дети хотят проявлять заботу о природе. Тут же важно проявление позитивных эмоций к окружающему.
  4. Практико-деятельностный компонент характеризуется наличием практических умений в заботе о природе.

Методы экологического воспитания

В ДОУ формирование у воспитанников экологической культуры считается новым направлением. Необходимость уделять внимание на эту сторону учебно-воспитательного процесса в дошкольном заведении вызывает проблема загрязнения окружающей среды в мире.

Раз экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ связано с тем, что у дошкольников идет формирование представления об окружающем мире, то лучшим методом считается наблюдение.

Дети наблюдают растения Наблюдения в уголке природы

В природном уголке дети любят наблюдать за ростом растений. Важно проводить наблюдения во время прогулок. Обращать внимание дошкольников на то, что природа изменяется. Одно время года приходит на смену другому, это приводит то к гибели цветов зимой, и возрождению травы и цветов весной. Но если равнодушные к природе люди начнут без надобности выдергивать растения, ломать веточки, поджигать траву, то это приведет растения к гибели раньше, чем наступит зима. Если не беречь и не ухаживать за растениями, то они могут быстро погибнуть. А ведь растения дают людям чистый воздух. И это нужно донести до сознания малышей.

Дидактические игры еще один эффективный метод, используемый для формирования экологического представления старшего дошкольника.

Экскурсии в лес, на природу также способствуют экологизации дошкольников. В лесу можно предложить детям послушать, как шумит листва, поют птички. Это даст детям понимание того, что природа живая, ее надо беречь.

Лесная прогулка может научить правилам безопасного поведения в природе, сбору ягод и грибов.

Зимой вокруг здания детского сада воспитатели совместно с дошкольниками развешивают кормушки. Детям предлагают следить, чтобы в кормушках был корм. Если корм заканчивается, то дети могут взять на себя обязанность его туда подсыпать. Так дети учатся заботиться о птицах в то время, когда им трудно найти корм.

В старшем дошкольном возрасте у детей расширяются познавательные интересы. У детей всегда много вопросов об увиденном. Важно отвечать на детские вопросы. На экскурсиях дети просто заваливают воспитателей различными вопросами. Это хороший момент для экологического обучения дошкольников.

Экологическое воспитание дошкольников осуществляется и другими методами.

Рассмотрим небольшую статистику по методам экологического воспитания старших дошкольников.

Занятия и беседы составляют 33,9%. Играм в ДОУ отводится 9,7%. Опытам и экспериментам — 4,8%. Через наблюдения в природе осуществляется 14,5% экологизации. 1,6% занимают экологические выставки. На досуговых занятиях происходит 10,8% экологического обучения. Экскурсии и прогулки используют в 22,6% случаях. Консультационная работа с родителями — 2,2%.

Вот такие методы используют педагоги в работе со старшими дошкольниками в процессе экологического образования и воспитания.

Каждый из методов экологического воспитания дошкольников имеет свои особенности и преимущества.

Если рассмотреть статистические данные, то можно отметить, что беседам во время экологических занятий в ДОУ и экскурсиям отводят первое место. Действительно, разговоры с детьми об экологии и непосредственное общение с миром природы во время прогулок быстрее затронет детское восприятие. У дошкольников разовьется экологическое мышление, и это поможет им осознать и принять к сердцу, что природу нужно любить и беречь. А о животных нужно заботиться.

Научится ли каждый дошкольник экологически мыслить, прочувствует ли он окружающий мир природы — все это будет зависеть от умения воспитателя донести экологические знания до детского сознания. Лишь обучив детей экологическим основам можно сказать с уверенностью, что эти дети будут поступать правильно, и за будущее планеты можно не беспокоиться.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector