Роль физкультуры в развитии креативности дошкольников


Успех в жизни в значительной мере зависит от умения человека нестандартно мыслить, находить оригинальные пути разрешения проблем и конфликтов, видеть несколько возможных решений и прогнозировать их последствия.

Поэтому, если мы хотим воспитать успешную, счастливую, конкурентоспособную личность, следует с детства развивать ее креативные способности.

Основой полноценного гармоничного развития личности ребенка является его физическое воспитание и общее оздоровление. Специально организованная физкультурно – оздоровительная работа в дошкольном учреждении и семье в определенной мере могут способствовать формированию и развитию творческой личности при условии создания креативности развивающей среды (как в ДОУ, и к и в семье).

Дети выполняют упражнениеПрежде всего, необходимо обеспечить позитивный микроклимат для свободы малыша и познания им своего «Я», содействовать реализации его личностного потенциала, побуждать к творческой импровизации, формировать любознательность, рефлективность, адекватную самооценку.

Этой цели достигают при взаимодействии взрослого с ребенком: проведение психогимнастики, эмоциональных упражнений; игр для развития воображения, фантазии и тому подобное.

Подвижные игры

Развития креативности в значительной мере способствует игра, поскольку это активная, творческая деятельность, во время которой малыш приобретает опыт, получает много впечатлений, формирует личность. Поэтому следует шире использовать спектр сюжетных игр.

Развивающий потенциал подвижных игр:

  • дают возможность ребенку упражняться в разных видах деятельности – двигательной, игровой, речевой, театрализованной и т.п.;
  • обеспечивают организацию исследовательского поиска;
  • побуждают дошкольников к речевому творчеству,
  • способствуют активизации и развитию логического, образного, абстрактного и креативного мышления.

В то же время подвижные игры дают развивающе – воспитательный эффект только при условии правильного подбора задач согласно возраста детей, уровня их двигательной подготовленности и трудоспособности, времени года, режимного момента (речь идет о ДОУ), соблюдение оптимальных нагрузок.

Пантомимичные игры – импровизации

Развитию детского воображения, наблюдательности, художественной и творческой самодеятельности, креативности способствуют пантомимичные игры – импровизации.

Успех такой игры во многом зависит от способности педагога к творческому сотрудничеству с детьми, его личностных качеств. Взрослый должен взять на себя роль организатора и ведущего и параллельно комментатора игровых действий.

Фольклор во время физического воспитания

Оживить и разнообразить физкультурные занятия, способствовать творчески – двигательной инициативе детей помогает использование фольклора. Это могут быть малые формы фольклорного творчества или же отдельные сюжетные линии, мотивы, персонажи.

Благодаря тому, что образы – персонажи хорошо известны и понятны, детям лучше удается имитировать их движения, поведение, а педагогу, соответственно, организовать упражнения.

Типы фольклорных физкультурных занятий

  • подвижно – творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества;
  • сюжетные физкультурные занятия (в условиях ДОУ);
  • театрализованные физкультурные занятия.

Креативные упражнения для ног

Хождение босиком и разнообразные упражнения для стопы издревле были естественными методами закаливания и оздоровления.

Современные исследователи объясняют это тем, что на стопе находится большое количество нервных окончаний, которые влияют на энергообмен, а тренировки мелкой моторики пальцев ног способствует также развитию соответствующих участков головного мозга.

Для гиперактивных детей, которые нуждаются в большем числе движения, гимнастика для пальцев ног улучшает телесную самоорганизацию.

Подвижная психогимнастика

Упражнения психогимнастики учат управлять своим внутренним состоянием, развивают эмоциональную сферу, вызывают у малышей яркие чувства, способствуют воспитанию эмпатии, побуждая ребенка воссоздать образ предмета или явления в движениях, наделить его определенным характером, чувством, настроением.

Психологическая гимнастика «Я – солнышко»

Я – солнышко. Я просыпаюсь. Умываюсь. Расчесываю свои лучи и поднимаюсь медленно и торжественно. Я – большой шар. Я наполнено теплом и светом. Я – большое солнышко. Я подарю свое тепло всем: небу, облакам, рекам, деревьям, цветам и людям.

Воспитатель импровизирует движения. Дети повторяют их, фантазируют сами. Необходимо всячески поощрять творческие движения малышей в различных возрастных группах.

Познавательный компонент в физической деятельности

Одним из средств оптимизации процесса физического воспитания и развития творческой личности является активизация познавательного компонента физической деятельности ребенка.

Наиболее эффективно это происходит во время прогулок на лоно природы. Управляемые познавательным процессом и приобретенным двигательным опытом, малыши самостоятельно, согласно сезона, выбирают природный материал для выполнения движений.

Познавательный компонент проявляется и во время несложного экспериментирование, в процессе которого малыши приобретают навыки когнитивного и двигательного опыта общения с объектами и явлениями природы.

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Кроме организованных мероприятий нужно создавать условия и выделять время для детской двигательной самодеятельности, в которой полнее раскрываются индивидуальность, склонность малышей к творчеству.

Замечено: бесцельная, на первый взгляд, беготня, бессмысленное бросание предметов является на самом деле способом самовыражения ребенка и подготовки к овладению более сложными движениями.

Благодаря самостоятельным занятиям физическими упражнениями обеспечивают активный двигательный режим дошкольников в течение дня, что способствует развитию такого ценного свойства навыков, как вариативность, то есть гибкость в приспособлении к меняющимся условиям.

Созвучность личности ребенка и взрослого в образовательном процессе является предпосылкой эффективного влияния воспитания на развитие малыша.

Взрослый должен побуждать ребенка к творчеству, создавать соответствующие условия для его личностного развития и самовыражения, а главное – творить вместе с ним.

Ссылка на основную публикацию