Ребенок в семье

Проблемы семейного воспитания или воспитание в семье

Первейшие задачи, которых придерживается семейное воспитание:

  • обеспечение детской познавательной активности, формирование и развитие творческих и художественных начал в игровой и иных формах деятельности;
  • своевременное выявление ранней одаренности, поддержания условий для развития таланта у ребенка;
  • становление духовности, обеспечение всестороннего развития, основываясь на духовность и национальную культуру своего народа, привлечения их к участию в лучших народных традициях, обычаях, обрядах для детей;
  • обучение ребенка правильной речи и языку, привитие ему навыков культурного общения;
  • воспитание правильного и уважительного обращения к родителям, старшим; психологическая и физическая подготовка дошкольника к предстоящему обучению в школе;
  • приучение к самообслуживанию, ответственности за трудовые поручения;
  • формирование нравственных ценностей ребенка с позиции добра милосердия, чуткости, благотворительности, чести, справедливости, эмоциональной сопричастности, понимания и внимания других;
  • создание благоприятных условий для развития нравственной самооценки ребенка, основанной на отношении ее к себе как субъекта, доброжелательных отношений с окружающими.

Семейное воспитание, при котором осознание родителями целей и задач семейного воспитания, родительского и гражданского долга перед обществом, соблюдения определенных воспитательных принципов предполагает использование системы средств воспитательной направленности на ребенка.

Средства и особенности семейного воспитания ребенка

Средство – это тот вид деятельности, явление или предмет, которые могут влиять на личность в определенном направлении.

М. Стельмахович положительно отмечает такое семейное воспитание, которое использует следующие средства – слово, фольклор, авторитет родителей, обучение, окружающая среда, духовно-нравственный микроклимат семьи, общественный опыт, книга, кино, театр, музеи и выставки, игры и игрушки, митинги, обряды и тому подобное; сверхъестественные средства – религию.

Важными народно-педагогическими методами разрешения проблемы семейного воспитания, стимулирования, поощрения, побуждения детей, коррекции их поведения является:

  • анализ поступка (поведения) или осуждение действий ребенка;
  • поощрение положительных поступков, побуждение к ним, стимулирование как можно более осмысленных действий дошкольника;
  • возбуждение интереса к конечному результату деятельности, раскрытие ожидаемой радости от нее;
  • формирование осознанной необходимости запрета негативного, искаженного и предостережения ребенка от опрометчивых поступков;
  • увещевание и внушение необходимости вести себя и жить так, чтобы получить одобрение родителей, воспитателей, взрослого окружения, сверстников, собственной самооценки;
  • использование своеобразных и разнообразных народных методов наказания ребенка за поступки разной значимости.
    нетрадиционное наставление с использованием сказочных персонажей и сцен, примеров, определенных параллелей, приемов и тому подобное (классическим образцом в этом плане является использование сказки В. Сухомлинского “Сказка о гусыне”).

Важными являются также традиционные народно-педагогические методы формирования общественного поведения ребенка, накопления жизненного опыта:

  • приучение к добросовестному выполнению обязанностей в семье, детском саду, в окружении друзей, обязанностей перед обществом;
  • чередование постоянных и разовых поручений и упражнений на выработку определенных умений и навыков;
    практическая жизнедеятельность детей в выполнении различных ролей — ребенка, помощника;
  • соблюдение общепринятых норм и традиций уклада жизни родного народа и тому подобное.

Своеобразное применение в условиях семьи находит и организация методов самовоспитания, самосовершенствования личности, строится на самоанализе поступков, самодисциплине, самоконтроле, самоосуждении и т.д.

Методы семейного воспитания дошкольника

В семейном воспитании целесообразным является использование разнообразных методических средств.

Важным методом является ориентация родителей на положительные черты характера личности ребенка.

Проектирование и опора на положительное должно происходить на основе постоянного изучения каждого ребенка.

Особенности семейного воспитания по А.Макаренко

А. Макаренко утверждал, что лучшие дети воспитываются у счастливых родителей. Поэтому важным методом является воспитание радостью завтрашнего дня, оптимизм, постановка родителями жизнерадостных перспектив деятельности своих детей.

Дети и родителиПравильная организация жизни семьи и ребенка с пристальным учетом мелочей, психологических воздействий каждого воспитательного шага предполагает учет мотивов поступка ребенка, разумное сочетание методов словесного воздействия с практической деятельностью воспитанников.

Важными методами семейного воспитания также считают: чувство меры, нормирование любви и строгости, ласковости и строгости, вмешательства и невмешательства в жизнь ребенка. Мера должна быть в выражении чувств, мыслей, в отношении к предметам, вещам и хозяйства, в использовании правды и доверия.

В частности, формула меры в применении двух основных компонентов – любви и требовательности приводит в действие целую систему стимулов и сдержек детского поведения. Сосредоточение только на любви за счет требовательности может привести к неуважению родителей и их авторитета.

Авторитарность вызывает гнетущую атмосферу в семье, оскорбляет ребенка и дает ему основания думать, что его не любят, что он никому не нужен, поэтому всегда в ситуативном поведении семейное воспитание должно придерживаться разумного баланса.

А. Макаренко в своей воспитательной деятельности эффективно использовал метод “взрыва”, особенно в работе с педагогически запущенными детьми. Такую возможность и необходимость быстрых качественных изменений в формировании личности с помощью концентрированного, активно действующего морально-психологического, эмоционально насыщенного влияния на личность можно осуществлять и в семье.

Конечно, подготовку и завершение “взрыва” целесообразно осуществлять определенным путем.

Семейное воспитание в исследованиях П.Юркевич

В работах И. Юрас, подчеркивается значение положений известного философа и педагога П. Юркевича, благодаря которым современные родители могут обогатить арсенал методов семейного воспитания. Он отмечает, в частности, наставление, предостережение, напоминание, дисциплину, надзор.

Педагог высказал очень правильную мысль о несомненной необходимости разумного внешнего воздействия на ребенка, пока он не перейдет во внутренний стимул: “Пока ум не руководит человеком изнутри, до тех пор он должен управлять им извне, потому что иначе жизнь была бы брошенной на случайную игру страстей”.

Но дисциплина, надзор не должны быть давлением на ребенка. Только свободные действия формируют характер, дают возможность приобрести собственный опыт. Это есть необходимое условие формирования мужественного характера.

В особую группу “воспитательных побуждений” П. Юркевич выделил похвалу и порицание, обещание и угрозу, наказание, “физическую неизбежность”.

Похвала, которую родители используют как награду, должна соединять одобренное действие с поощрением новых положительно направленных действий. Следует внимательно наблюдать, любит ли ребенок саму похвалу, действия, достойные похвалы. В родительской практике осуждение приобретает формы выговора, упрека. С укором соединены напоминания и увещевания.

Обещание Юркевич рассматривает как побуждение к ожидание приятных последствий деятельности. Строго осуждает педагог опыт тех родителей, которые потеряли власть над детьми и которым ничего не остается, кроме того, чтобы заключать сделку с ними, обещая различные материальные блага, уступки, наслаждения.

П. Юркевич называет такие внешне гуманные действия бесчестными.

Угроза ограничивает негативные действия ребенка предвидением неприятных последствий. Она должна быть выражена с полной определенностью и касаться ближайшего будущего, иначе ребенок не сможет ярко представить ее последствия.

Угроза может быть инструментованная, как изменение голоса, выражение глаз, отношение к ребенку.

Наказанием педагог советует родителям пользоваться осторожно. Самым простым и эффективным наказанием П. Юркевич называет уменьшение положительных эмоций во время общения с детьми. Наказание в семейном кругу может осуществляться также как осуждение, лишение права на приятную игру.

Интересным воспитательным приемом в родительской педагогике является “физическая неизбежность” – создание преград на пути негативных действий. Вместо того чтобы повторять детям: “Этого не делайте, того не трогайте, туда не ходите”, – правильнее позаботиться, чтобы малыши не имели возможности это делать, то трогать, туда ходить.

Семейное воспитание должно содержать разные приемы, эффективными из которых являются также:

  • безграничное уважение к ребенку в сочетании с требовательностью к нему, рассмотрение воспитанника как объекта и субъекта воспитания;
  • умелое использование приемов в разностороннем развитии детей, противопоставление равным отношениям в семье, ровность голоса, живое участие в проблемах человека;
  • умелое использование проявления своих чувств, мыслей от простого недовольства до гнева (умение одно и то же слово сказать: сухим, сдержанным или спокойным, добрым тоном;
  • строгим, холодным или сдержанным, но мягким тоном); осторожное использование гнева как мощного воспитательного средства.

В общении с детьми важным является искусство постановки голоса, искусство тона, взгляда, поворота, язык мимики, жестов. Мирный и дружески-нежный тон неизменного взаимного уважения во взаимоотношениях родителей и детей особенно эффективно влияет на формирование будущего семьянина.

Ссылка на основную публикацию