Ощущение и восприятие
Основой развития всех психологических процессов у ребенка раннего возраста является его собственная активность, что проявляется в общении со взрослыми, в предметном манипулировании, самостоятельном передвижении и тому подобное.
Оперируя предметами, ребенок выделяет их новые признаки, всесторонне обследует их глазами и губами, рассматривает их при разном освещении, в разных положениях и связях с другими вещами, познает их свойства, прежде всего формы.
Особенно интенсивно развивается у ребенка на этой стадии зрительная чувствительность, а также эстетическая чувствительность рук, манипуляция предметами. На 3 — м году дети хорошо распознают основные цвета и некоторые их оттенки, усваивают названия цветов.
Быстро развивается слух. Расширяются возможности сенсорного воспитания детей этого возраста, что обеспечивает их перцептивную, моторную и речевую активность, обусловливает развитие фонематического и музыкального слуха. На конец 3-го года жизни ребенок уже практически ориентируется в окружающей среде, а именно: в знакомой комнате, дворе, различает направления (вперед, назад, вверх, вниз).
Внимание
С развитием активности ребенка неуклонно расширяется круг объектов, которые привлекают ее внимание. Начиная со 2-го года, ребенок присматривается, прислушивается к ним, рассматривает их. Предметом ее внимания становятся живые и неживые объекты, взрослые и дети, музыка, песни, рисунки в книжке, отражение в зеркале.
Больше всего привлекает внимание все, что движется, меняется, раскрывая какие-то свои новые стороны. На этом этапе не сами объекты, а действия с ними больше всего привлекают ребенка. Он может 10-20 минут играть в любимую игру, любимой игрушкой.
Внимание в раннем возрасте развивается от безусловно-рефлекторного сосредоточения к условно-рефлекторному, от самопроизвольной формы до первых проявлений произвольного (действие по указанию, преодолению трудностей). Объем внимания в раннем возрасте еще очень узкий.
Внимание легко отвлекает каждый новый, более яркий объект. Эта его особенность дает возможность взрослым отвлекать внимание ребенка от непозволительной для него вещи, от нежелательного воздействия. В конце 3-го года слово может вызвать внимание и направить его, что создает условия для проведения коротких занятий в группах детей.
Память и внимание
О достижениях в развитии памяти ребенка судят, прежде всего, по тому, что он познает на каждом этапе своей жизни, и как расширяется круг узнаваемых им объектов. На 2-м году жизни значительно увеличивается количество объектов, которые вызывают у ребенка реакции узнавания и становятся все дифференцированнее.
На конец 3-го года ребенок узнает не только родных, но и других взрослых и детей, с которыми встречался, различные бытовые предметы, игрушки, песенки.
В целом процессы памяти на раннем этапе развития ребенка имеют непроизвольный характер. Она легче воспринимает образный материал, чем словесный, которые не подкреплен рисунком. Понимание ребенком слова и особенно овладение активной речью делает возможным первые проявления произвольности в работе памяти ребенка. Они возникают, когда взрослые стимулируют ребенка к ответам на свои вопросы, предлагают показать, рассказать.
Под влиянием такого общения ребенок начинает проявлять инициативу в произвольном воспроизведении, рассказывать близким о том, что видел, говорил или слышал.
Если жизнь ребенка организована правильно, то уже до 3-ох лет он приобретает целый ряд привычек и навыков, которые являются процессом запоминания (моет руки перед едой, приветствует других, аккуратно ест и т. п).
Мышление
Характерные особенности мышления дошкольника проявляются в осознании им количества тех или иных вещей. На этом этапе проходит усвоения таких математических понятий как «одинаково», «больше», «здесь два» и тому подобное.
Первые обобщения в раннем мышлении осуществляются на основе отдельных, наиболее заметных признаков, порой и вовсе несущественных.
Например, словом «гага» ребенок называет гуся, чайник, и зайца, потому что все они нарисованы одним цветом (так называемые сенсорные обобщения), словом «ля» называет радио, телевизор, пианино, и каждого, кто поет (функциональные обобщения).
В связи с обогащением опыта дети начинают употреблять слова в их обобщенном значении, мысленно объединяя предметы по их существенным признакам, выполнять некоторые задачи в наглядно-речевом и мнимо-языковом плане.
Развитие эмоционально-волевой сферы
Атмосфера жизни в семье, постоянные эмоциональные связи становятся их источником и примером, который дети после 2-х лет быстро перенимают, подражают. Важную роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка играют слова-оценки взрослых, которые связаны с соответствующим выражением лица, мимикой, жестами, отношением к ситуации.
Источником эстетических эмоций ребенка являются встречи с яркими, блестящими, цветными, мелодичными, ритмичными явлениями. Дети сразу замечают яркий бантик, бусы, пряжку на сумке, эмоционально относятся к ярким рисункам, любят слушать музыку, двигаются под музыку. Дети 2-х, 3-х лет проявляют особый интерес к сказкам, стишкам, потешкам.
Наряду с развитием положительных эмоций в детях раннего возраста формируются негативные эмоциональные состояния. Они сердятся, боятся, завидуют, ревнуют, чувствуют досаду, застенчивость, обидчивость. Негативные эмоции у детей, являются реакциями на ту или иную неблагополучность в их жизни.
Повторяясь, такие эмоции приводят к формированию неправильной внутренней позиции ребенка. На конец раннего возраста эмоциональная жизнь ребенка становится достаточно богатой. У них появляется устойчивое отношение к определенным лицам, которое не зависит от ситуации. Под влиянием социальных отношений детей формируется самолюбие.