Развитие в раннем возрасте

Ребенок раннего возраста Возрастные особенности дошкольника

Ощущение и восприятие

Основой развития всех психологических процессов у ребенка раннего возраста является его собственная активность, что проявляется в общении со взрослыми, в предметном манипулировании, самостоятельном передвижении и тому подобное.

Оперируя предметами, ребенок выделяет их новые признаки, всесторонне обследует их глазами и губами, рассматривает их при разном освещении, в разных положениях и связях с другими вещами, познает их свойства, прежде всего формы.

Особенно интенсивно развивается у ребенка на этой стадии зрительная чувствительность, а также эстетическая чувствительность рук, манипуляция предметами. На 3 — м году дети хорошо распознают основные цвета и некоторые их оттенки, усваивают названия цветов.

Быстро развивается слух. Расширяются возможности сенсорного воспитания детей этого возраста, что обеспечивает их перцептивную, моторную и речевую активность, обусловливает развитие фонематического и музыкального слуха. На конец 3-го года жизни ребенок уже практически ориентируется в окружающей среде, а именно: в знакомой комнате, дворе, различает направления (вперед, назад, вверх, вниз).

Внимание

С развитием активности ребенка неуклонно расширяется круг объектов, которые привлекают ее внимание. Начиная со 2-го года, ребенок присматривается, прислушивается к ним, рассматривает их. Предметом ее внимания становятся живые и неживые объекты, взрослые и дети, музыка, песни, рисунки в книжке, отражение в зеркале.

Больше всего привлекает внимание все, что движется, меняется, раскрывая какие-то свои новые стороны. На этом этапе не сами объекты, а действия с ними больше всего привлекают ребенка. Он может 10-20 минут играть в любимую игру, любимой игрушкой.

Внимание в раннем возрасте развивается от безусловно-рефлекторного сосредоточения к условно-рефлекторному, от самопроизвольной формы до первых проявлений произвольного (действие по указанию, преодолению трудностей). Объем внимания в раннем возрасте еще очень узкий.

Внимание легко отвлекает каждый новый, более яркий объект. Эта его особенность дает возможность взрослым отвлекать внимание ребенка от непозволительной для него вещи, от нежелательного воздействия. В конце 3-го года слово может вызвать внимание и направить его, что создает условия для проведения коротких занятий в группах детей.

Память и внимание

О достижениях в развитии памяти ребенка судят, прежде всего, по тому, что он познает на каждом этапе своей жизни, и как расширяется круг узнаваемых им объектов. На 2-м году жизни значительно увеличивается количество объектов, которые вызывают у ребенка реакции узнавания и становятся все дифференцированнее.

На конец 3-го года ребенок узнает не только родных, но и других взрослых и детей, с которыми встречался, различные бытовые предметы, игрушки, песенки.

В целом процессы памяти на раннем этапе развития ребенка имеют непроизвольный характер. Она легче воспринимает образный материал, чем словесный, которые не подкреплен рисунком. Понимание ребенком слова и особенно овладение активной речью делает возможным первые проявления произвольности в работе памяти ребенка. Они возникают, когда взрослые стимулируют ребенка к ответам на свои вопросы, предлагают показать, рассказать.

Под влиянием такого общения ребенок начинает проявлять инициативу в произвольном воспроизведении, рассказывать близким о том, что видел, говорил или слышал.

Если жизнь ребенка организована правильно, то уже до 3-ох лет он приобретает целый ряд привычек и навыков, которые являются процессом запоминания (моет руки перед едой, приветствует других, аккуратно ест и т. п).

Мышление

Характерные особенности мышления дошкольника проявляются в осознании им количества тех или иных вещей. На этом этапе проходит усвоения таких математических понятий как «одинаково», «больше», «здесь два» и тому подобное.

Первые обобщения в раннем мышлении осуществляются на основе отдельных, наиболее заметных признаков, порой и вовсе несущественных.

Например, словом «гага» ребенок называет гуся, чайник, и зайца, потому что все они нарисованы одним цветом (так называемые сенсорные обобщения), словом «ля» называет радио, телевизор, пианино, и каждого, кто поет (функциональные обобщения).

В связи с обогащением опыта дети начинают употреблять слова в их обобщенном значении, мысленно объединяя предметы по их существенным признакам, выполнять некоторые задачи в наглядно-речевом и мнимо-языковом плане.

Развитие эмоционально-волевой сферы

Атмосфера жизни в семье, постоянные эмоциональные связи становятся их источником и примером, который дети после 2-х лет быстро перенимают, подражают. Важную роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка играют слова-оценки взрослых, которые связаны с соответствующим выражением лица, мимикой, жестами, отношением к ситуации.

Источником эстетических эмоций ребенка являются встречи с яркими, блестящими, цветными, мелодичными, ритмичными явлениями. Дети сразу замечают яркий бантик, бусы, пряжку на сумке, эмоционально относятся к ярким рисункам, любят слушать музыку, двигаются под музыку. Дети 2-х, 3-х лет проявляют особый интерес к сказкам, стишкам, потешкам.

Малыш в галстуке

Наряду с развитием положительных эмоций в детях раннего возраста формируются негативные эмоциональные состояния. Они сердятся, боятся, завидуют, ревнуют, чувствуют досаду, застенчивость, обидчивость. Негативные эмоции у детей, являются реакциями на ту или иную неблагополучность в их жизни.

Повторяясь, такие эмоции приводят к формированию неправильной внутренней позиции ребенка. На конец раннего возраста эмоциональная жизнь ребенка становится достаточно богатой. У них появляется устойчивое отношение к определенным лицам, которое не зависит от ситуации. Под влиянием социальных отношений детей формируется самолюбие.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector