Развитие мышц и затвердение костей опорно-двигательного аппарата ребенка – потребность в новых впечатлениях, все это стимулирует быстрое развитие передвижения ребенка.
После первых успешных шагов, на которые он решается, происходит быстрое усовершенствование хождения. Развиваются и другие движения, которые ребенок неутомимо и настойчиво осуществляет, проявляя свое стремление к самостоятельности. Катая мячи и обручи, стремясь достать интересную вещь, играя с взрослыми в разные игры, дети учатся подниматься и опускаться по лестнице, подлезать под стол, прыгать, приседать, бегать, догонять.
Они охотно выполняют эти действия и готовы множество раз их повторять. Такое физическое развитие ребенка открывает перед ней возможность значительного расширения сферы ее практически-познавательной деятельности и общения с взрослыми.
И.М.Сеченов назвал ходьбу дробным анализатором пространства и времени, поскольку дети во время ходьбы практически определяют расстояние, познают предметы в пространстве и их величину.
Специальные исследования свидетельствуют, что становление зрительных, мышечных и вестибулярных координаций является условием восприятия пространства и возникновение пространственных представлений. Сочетаясь с соответствующими словами (над, под, вправо, влево и т.д.), эти представления превращаются в более поздних этапах развития в обобщении пространственные понятия.
С переходом ребенка к самостоятельной ходьбе постепенно образуется стереотип вертикального положения его тела по отношению к горизонтальной плоскости земли, который включает координацию мышц всех двигательных систем тела и образование новых связей между ними, а также между всеми анализаторами внешней среды.
Среди них центральное место занимают ассоциации зрительных, мышечно-суставных и вестибулярных (статико-динамический) ощущений, которые определяют процесс восприятия пространства и характер следовых реакций в форме пространственных представлений.
Овладения движениями собственного тела, локомоторними действиями – сложная для ребенка работа, которая полностью его захватывает и требует больших усилий.
Поэтому оно всегда происходит синхронно с усвоением речи, которое также очень интенсивно развивается в этот период развития. Период быстрого развития и широкого использования новых движений ребенком 2-го года жизни часто сопровождаются временным торможением речевой активности (Г.М.Лямина).