После двух лет жизни основную роль в развитии психики и формировании поведения играет речь. Существуют различные формы развития речи ребенка. Если до двух лет ребенок употреблял в своей речи 300 слов, то, при условии умелого педагогического воздействия, до трех лет словарь расширяется до 1000 и более слов.
Расширяя под руководством взрослого свой жизненный опыт, ребенок 2-3 лет учится устанавливать элементарные причинно-следственные связи между объектами внешнего мира, понимает и сам ставит много разнообразных вопросов.
Одной из эффективных форм развития речи малыша является ежедневное индивидуальное общение с ним. Своими вопросами и ответами на реплики малыша педагог сообщает ему информацию, которая требует дополнительного разъяснения. В процессе такого общения можно подсказать ребенку новое слово, помочь построить несложную языковую конструкцию.
Речевые занятия
По способу организации и формы речевые занятия подразделяются на индивидуальные (1-3 ребенка), индивидуально-групповые (4-6 детей), групповые (до 10-12 детей).
Самые распространенные типы речевых занятий ребенка 2-3 лет (по содержанию программного материала): комплексные и тематические.
В течение месяца их можно распределить: I, II, III неделя — комплексные занятия, IV неделя — тематическое занятие.
Комплексные занятия
Комплексное занятие в своей структуре объединяет не менее трех речевых задач. Задачи по развитию коммуникативной активности (диалогическую и связную речь) реализуются на каждом из них; задачи словарной работы, звуковой культуры речи и грамматического строя языка в составе комплексного занятия планируются два раза в месяц. Из какой части начинать занятия определяет сам воспитатель в зависимости от сложности задач и возраста детей.
Примерная структура комплексного занятия: I неделю — коммуникативная активность + звуковая культура речи + грамматика; II неделя — коммуникативная активность + грамматика + словарь; III неделя — коммуникативная активность + словарь + звуковая культура речи.
Тематические занятия
Тематическое занятие дает возможность совершенствовать знания детей, которые они получили на комплексном занятии и углубленно работать над одним разделом речевой работы (например, сентябрь — звукопроизношение, октябрь — грамматический строй языка, ноябрь — словарь).
Такие занятия тематически согласуются с общей темой, над которой работает группа в конкретный период учебного года.
Интегрированные занятия
Интегрированные формы занятия для закрепления приобретенных знаний, умений и навыков речи с детьми третьего года жизни можно проводить 1-2 раза в квартал. На этих занятиях воспитатель использует материал из разных разделов программы, объединяя несколько направлений деятельности детей (например, речевая и изобразительная, речевая и познавательная). Приоритетной на таких занятиях является коммуникативная активность детей, объединяющим моментом — тема.
В группах раннего возраста 2-3 лет целесообразно проводить учебно-игровые интегрированные занятия, которые предусматривают наличие игрового сюжета и единой сюжетной линии.
Мини-занятия
Мини-занятия речевого развития действующими программами рекомендуется использовать как особые формы становления речи в работе с детьми третьего года жизни как можно чаще (лучше — ежедневно), потому что они являются актуальными и соответствуют личностно-ориентированной модели дошкольного образования. Эта форма организации речевой деятельности может инициироваться воспитателем, тогда они предусматривается в календарном плане работы, а может возникать по инициативе детей. Педагог должен быть готовым к руководству такой речевой деятельностью малыша.
Часть слова «мини», по мнению А. Гончаренко, предполагает минимизацию:
- по числу детей, которые одновременно заняты;
- по продолжительности организованной деятельности;
- по объему содержания, которое реализуется.
Количество мини-занятий, содержательное их наполнение обусловливается возрастными особенностями. В течение дня педагог может организовать сам или создать условия для самоорганизации детей десятки индивидуальных, групповых и коллективных краткосрочных мини-занятий, во время которых будет реализовываться запланированная тема.
Языковые задачи мини-занятия
На любом мини-занятии реализуются языковые задачи. На мини-занятиях дети 2 и 3 лет имеют возможность самостоятельно познавать, исследовать, комментировать сделанное, делиться впечатлениями с ровесниками и взрослыми, выбирать время для выполнение предложенного педагогом задания, реализовать право самостоятельного выбора деятельности и партнеров.
Мини-занятия можно рассматривать как инновационный подход к организации жизнедеятельности ребенка раннего возраста, ведь они способствуют как формированию понимания речи родного языка, так и развития активной речи. Инновационным компонентом в предложенных подходах является способ организации детей (подгруппами по 3-4 ребенка), форма организации (мини-занятие) содержание и компоновка материала (применение музыки и упражнений на развитие мелкой и общей моторики, изобразительная и предметная деятельность, что сопровождается речевым комментарием).
Формы проведения мини-занятий
С детьми третьего года жизни мини-занятия с речевого развития чаще всего проводятся с игрушками, и в игровой форме. Благодаря организации такой игры-занятия малыш 2 лет и в начале третьего года жизни может самостоятельно оперировать различными видами дидактических игрушек, целенаправленно пытается достичь практического результата, свои действия сопровождает речью и может занимать себя в течение некоторого времени.
Мини-занятия проводятся в групповой комнате или на прогулке с двумя-четырьмя детьми на фоне самостоятельной деятельности остальных детей. Их продолжительность составляет от 2 до 5 минут. На мини-занятии воспитатель может ознакомить ребенка с новой игрушкой, новым дидактическим пособием, способом действия с ним, определить самый высокий уровень сложности заданий для малыша 2-3 лет; может провести дидактическую упражнение, что побуждает ребенка активно использовать уже усвоенные сенсорные умения, но в других условиях, то есть манипулируя с незнакомым материалом.
Педагог может свободно выбирать среди предложенного материала такой, что адресовано ребенку, который имеет нарушения звукопроизношения, испытывает трудности в дифференцировании звуков, речи не имеет интонационной выразительности, выразительность дикции зависит от ситуации речевого взаимодействия, заметна ограниченность в пользовании средствами выразительности и тому подобное.
Структура мини-занятия
В структуру мини-занятий А. Крикун рекомендует включать:
- совместное музыкальное поздравление, которое направлено на развитие коммуникативной культуры, с элементами психогимнастики;
- элементы изобразительной деятельности, которые сопровождаются речевым комментарием.
Все составляющие таких занятий могут быть объединены единым сюжетом, основой которого является определенная лексическая тема, например «Транспорт», «Наши игрушки», «Как зайчонок маму искал» и т. п, приложением к которой могут быть различные задачи и виды деятельности. Каждая тема требует отбора определенного материала. Целесообразно сочетать подвижные, настольные, пальчиковые игры, танцы, песни, стихотворный материал, оздоровительные упражнения, сказки; можно использовать элементы различных развивающих методик.
Мини-занятия с малышами заканчиваются совместным подведением итогов и релаксационными упражнениями.