В социуме закреплены определенные правила поведения, отклонение от которых приводит к нарушению общепринятых норм и понятий. В современном обществе нарушение поведения может быть неприемлемым и называться отклоняющимся, или девиантным.
Есть разнообразные группы, где у детей можно наблюдать нарушение поведения. Кроме того, выделяют разные по причинам, динамике и педагогическим и психологическим характеристикам основные группы:
- Непатологическое нарушение поведения.
- Патологическая группа, которая характеризуется характерологическими реакциями.
Первая группа характеризуется преимущественно изменениями, которые происходят в поведении детей в старшем дошкольном возрасте в зависимости от ситуации или определенной микросреды, где ребенок себя проявляет. Это непатологическое нарушение поведения детей, сопровождающееся конкретной психологической направленностью.
Соответствующие реакции поведения ребенка в старшем дошкольном возрасте в определенной среде не приводят к расстройствам психики, соматических функций, нарушению адаптации в социуме и не сопровождается критическими отклонениями в этом возрасте от нормы.
Остановимся на следующей группе, которая носит патологический характер. Преимущественно реакции являются личностными и психогенными, они отклоняются от норм и правил поведения ребенка в обществе. Сопровождаются нарушениями психики, способствуют невротическим расстройствам, проявляются также психические реакции поведения.
Появляется патологический характер у детей в старшем дошкольном возрасте на фоне депрессий, невротических заболеваний, психических расстройств и других отклонений. Сначала реакция может и не проявляться как патологическая, однако постепенно приобретает соответствующий характер. Это может происходить при кризисном переходном периоде у детей семилетнего возраста.
Основная стадия перехода из непатологической группы в патологическую группу сопровождается соответствующими признаками. Они характерны для поведения детей в определенной микросреде. Если ребенок ведет себя адекватно, а далее меняет поведение, которое выходит за рамки привычного, то этому способствует определенная социальная среда.
В зависимости от конкретной ситуации дети могут вести себя раздражительно или возбужденно. К нарушениям поведения относятся конфликтные ситуации, которые возникают на почве недопонимания, а также неврологические расстройства, вытекающие из этого. В результате состояние аффекта и нарушение вегетативной сосудистой системы.
В случае патологии исследования отмечают, что чаще всего возникают расстройства психики в неблагополучных семьях с неправильным непедагогическим подходом к воспитанию детей. Это постоянное неблагоприятное воздействие на эмоции ребенка, конфликтные ситуации, возникающие между взрослыми в присутствии детей, а также длительные недобропорядочные отношения внутри семьи.
В результате этого возникают соматические расстройства, нервное перенапряжение, эмоционально стрессовая ситуация, депрессии, развиваются патологии в чертах характера. Также на психику ребенка в старшем дошкольном возрасте влияют внешние факторы воздействия. Это психологический неблагополучный микроклимат в обществе, где есть дети, которым свойственны изменения в поведении в связи с неправильным воспитанием и педагогической запущенностью.
Нарушение поведения — критерии оценки:
- Изменения в поведении детей происходят постоянно, то есть носят устойчивый характер.
- Множественность в характере поведения ребенка.
По статистике к семилетнему возрасту у детей могут закрепиться нарушения в поведении. Педагоги отмечают, что это свойственно всем категориям детей. Психологи утверждают, что дети с какими-то нарушениями есть всегда, и их количество из года в год увеличивается.
Проблемы поведения детей в социальной среде обитания на сегодня являются актуальной темой. Особенно это касается детей семилетнего возраста. Дошкольники пополняют статистику по увеличению детей с ярко выраженными признаками соматических и нервных расстройств, а также нарушения поведения в обществе. Много на сегодня также зафиксировано детей с психическими отклонениями, сопровождающимися агрессивностью и выраженным протестом в поведении.
Исследования нарушения поведения дошкольников в старшем дошкольном возрасте проводились учеными, которые рассматривали эту актуальную на сегодня проблему. Среди многих авторов, которые занимались изучением детской психологии, следует выделить: С. Д. Арзуманян, Л. С. Алексеева, М. В. Львова, Б. С. Братусь, Н. В. Бондаренко, A. Д. Вислова, Я. И. Гилинский, Д. П. Дирбенев, И. С. Кон, Ю. А. Клейберг, B. Т. Кондратенко, Т. Н. Курбатова, И. А. Фурманова.
Авторы исследований и многих книг по психологии и педагогике изучали проблемы психических отклонений и соматического поведения дошкольников, рассматривали межличностные взаимоотношения между воспитанниками и педагогами, между родителями и детьми.
В трудах ученых определялись нарушения поведения, отклонения их от норм и правил, исследовались характерные признаки и концепции их оценки в обществе. Специалисты по практической психологии изучали особенности эмоционального развития детей с нарушениями поведения. Среди многих авторов, которые изучали проблематичное поведение дошкольников, следует выделить: Л.И. Божови, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов.
Учёными засвидетельствовано, что огромную нишу в педагогике занимает эмоциональная основа поведения дошкольников. Также немаловажную позицию занимает микроклимат, где вырастает малыш, общение с педагогами, родителями.
В семилетнем возрасте ребёнок учится жить в социуме, общаться и выражать свои чувства. У педагогов могут появляться вопросы, связанные с отклонениями от нормы правил поведения. Дети легко возбуждаются и становятся раздражительными. Следующие изменения появляются с кризисом переходного возраста, становлением ребенка как личности, а так же оценка со стороны социума.
В своих трудах А.В.Запорожец определяет понятие проблемного выражения эмоций. Раскрывая суть вопроса, он говорит о чувствах, которые возникают у детей данной категории, эмоциях, переживаниях. Дети познают мир, сопереживают окружающим, стараются помочь нуждающимся своими поступками и действиями. Основные проблемы в этом возрасте могут возникать из-за нереализованных возможностей, что приводит к задержке формирования личности.
Изучая проблему с современной точки зрения, специалисты в сфере педагогики Д.В,Березина и Е.В.Михайлова рассматривают понятие развития эмоционального состояния ребенка, которое существенно влияет на особенности их поведения. Такое состояние часто приводит к разным вариантам дезадаптации. О чём это говорит? Когда ребенок не может эмоционально приспособиться к условиям и правилам социальной жизни.
Среди детей пяти – семи лет различают несколько характеристик эмоционального развития:
- уравновешенный тип характера;
- эмоциональный настрой, которому предшествуют желание, представление, действие;
чувства под контролем; - оценка в конкретной ситуации эмоций ребенка со стороны взрослого, как неодобрительная, так и поощрительная.
Отрицательные эмоции от негативной оценки взрослого в дальнейшем могут повлечь за собой чувство легкой возбудимости, напряжения, стресса. Позитивный настрой к действиям ребенка повлекут положительную динамику эмоционального развития психики ребенка.
Одной из основных составляющих является состояние аффекта:
- переходный период от желаний к действиям с получение в конце конкретного позитивного результата;
- завышенная самооценка ребенка со стороны взрослого позволяет достигать новых вершин и осваивать новые виды деятельности без чувства страха. Это происходит ещё до поступления ребенка в школу, где уровень самооценки автоматически понижается;
- мотивационная система, способствующая разработать концепцию значимости и соподчинения мотивов. Новые мотивы способствуют достижению новых целей. Момент присутствия мотива соревнования благоприятно влияет на развитие индивидуальности. Влияние оказывается на ребенка для достижения им успехов в учебе и трудовой деятельности;
- развивается характерная особенность оценки поведения в обществе и социальном быту.