Развитие дошкольников в разные возрастные этапы

смотрит на камеру Возрастные особенности дошкольника
На каждом возрастном этапе у ребенка можно отметить некоторые особенности в развитии и поведении. Если при воспитании учитывать возрастные особенности


Каждый возраст проходит ряд этапов. Почему нас интересуют особенности возрастных этапов? Дошкольный возраст не является исключением.

Хотя в этот период ребенок еще слишком мал, но даже и здесь в его жизни одна ступень развития сменяется другой. Итак, к концу дошкольного возраста ребенок проходит через следующие возрастные циклы:

Ранний возраст и его кризис (2-3 года)

Еще недавно ничего не предвещало неприятностей. В доме царили любовь и согласие. Появление малыша было желанным событием. Казалось, все трудности, связанные с беременностью и родами уже позади, впереди только счастливая и долгая жизнь.

И вдруг все изменилось. Ребенка как будто подменили, он стал совершенно неуправляемым. Делает все наоборот, упрямится без видимых причин. Слезы, скандалы и истерики не затихают.

Если раньше ласковые уговоры и прибаутки помогали уладить конфликтную ситуацию, то теперь те же действия вызывают у малыша только раздражение.

Любимые игрушки вдруг становятся для него скучными и некрасивыми. Предложение поиграть или погулять вызывает отторжение.

Встревоженные родители задаются вопросом: что происходит? Ответ простой – кризис трех лет. В это время, ребенок учится взаимодействовать с людьми. Пытается определить, какими способами можно добиться желаемого результата.

В таких обстоятельствах, взрослые часто теряются и совершают ошибки. Некоторые начинают потакать капризам ребенка, как говорится: «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало».

Благодаря таким действиям, ребенок тут же укрепляется в уверенности, что все можно получить, закатив истерику. При этом подходе совместная жизнь грозит превратиться в ад.

Иногда, бывает наоборот: родители начинают настаивать на своем решении, не обращая внимания на слезы, гнев и возмущение малыша. В такие моменты взрослые теряют доверие и уважение ребенка.

И в том, и в другом случае, такое поведение родителей недопустимо. Ситуацию нужно исправлять постепенно.

Режим дня

Для того чтобы ребенок не выбивался из колеи, режим дня должен соблюдаться неукоснительно. В течение дня малыш поглощает колоссальное количество информации, поэтому сильно устает.

Если взрослый человек осознает степень своей усталости и может прилечь отдохнуть, то от ребенка этого ждать не приходится. Малыш еще не способен контролировать такие вещи. Поэтому его усталость выражается истерикой.

Любой организм подчиняется определенному биоритму. Жизнь маленького ребенка должна быть максимально размеренной.

В первую очередь обязательно наладить время дневного и ночного сна. Прогулки и занятия нужно проводить в одно и то же время.

Не подливать масло в огонь

Многие родители, пытаясь перебороть упрямство ребенка, начинают настаивать на своем, вплоть до применения физического насилия.

Таким путем можно добиться обратного результата. И тогда, пить успокоительные средства придется всем членам семьи.

Реакция взрослого человека должна быть абсолютно невозмутимой. Лучше оставить маленького скандалиста в покое, на несколько минут.

А когда пройдет первая волна гнева и раздражения, обязательно обнять малыша и спокойно поговорить. Важно объяснить, в чем он не прав.

И самое главное: обязательно рассказать ребенку о том, как его любят. И тогда, родители без труда найдут дорогу к сердцу своего самого близкого человека.

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Это, пожалуй, самый важный период в жизни ребенка. В это время начинает формироваться его отношение к сверстникам, окружающим его взрослым. У него появляется новое видение предмета.

В этом возрасте у большинства детей начинается так называемый кризис трех лет.

Даже если до этого ребенок был тихим, спокойным, то теперь он начинает устраивать родителям капризы, всегда что-то требует, добивается цели любыми средствами: плачем, упрямством.

И теперь родителям нужно изменить тип взаимоотношений с собственным чадом. Можно даже предоставить малышу чуть больше самостоятельности, обогатить его деятельность новым содержанием.

Тогда ребенок, увидев свои достижения, ощутит радость, получит удовлетворение.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Четвертый — пятый год жизни ребенка становится новым этапом в его физиологическом и эмоциональном плане.

Физическое развитие

Интенсивность роста и набора веса остается такой же, как и в трехгодовалом возрасте. Но в общем плане:

  • ребенок пока что не достиг той необходимой точности и четкости в движениях (хотя они постепенно совершенствуются во время игр и выполнения разнообразных упражнений);
  • происходит неравномерное, но стабильное наращивание мышечной массы тела;
  • хрящевая ткань активно заменяется костной (правда, она не становится еще такой прочной из-за недостатка минеральных солей; поэтому нужно следить, дабы ребенок не получил переломы);
  • форма позвоночника уже более сходна с взрослой (хотя пока наблюдается преобладание хрящей, а это часто приводит к нарушению осанки; ведь малышам тяжело сидеть на стуле, потому что мелкие мышцы их еще не развиты и это способствует снижению уровня сохранения равновесия тела);
  • четырехлетние детки должны побольше прыгать, бегать, двигаться (для них это проще и полезнее; а вот длительное нахождение за компьютером или телевизором сказывается на организме негативным образом);
  • уплотняется и становится более эластичным кожный покров, защищающий ребенка от переохлаждения и перегрева тела;
  • снижается количество кровеносных сосудов, что предупреждает появление сильных кровотечений при ранении;
  • сердце увеличивается в размерах и принимает нормальное физиологическое размещение (как и у взрослого человека);
  • у девочек расширяется таз, а у мальчиков – плечевой пояс;
  • ребенок становится более выносливым физически и может получать для органов и тканей больше кислорода;
  • сложно родителям и воспитателям только с объяснениями в отношении половой принадлежности, которая уже становится явной.

Родители же обязаны дополнительно следить за рационом питания ребенка. В нем не должна наблюдаться жареная, жирная, соленая, копченая и маринованная пища.

В дальнейшем это может привести не только к явным нарушениям сна (происходит избыток жидкости), но и проблемам в работе органов пищеварительного тракта.

Пока ребенку необходимо употреблять нейтральную еду. Ведь ему не требуется пока усиливать вкусовой эффект.

Сон уже не является длительным (желательно, чтобы он длился от заката до рассвета), но считается основной физиологической потребностью. Дневной сон должен длиться около двух часов.

Кроме того, есть возможность выработать у чада очень полезные именно в физиологии рефлексы:

  • самостоятельный и обязательный поход в туалет перед сном;
  • умывание перед тем, как малыш ляжет в постель;
  • чистка зубов перед сном;
  • прием теплого душа, чтобы очистить загрязненные за день потом кожные поры.

Также взрослым нельзя забывать проветривать спальню малыша для наполнения ее свежестью (это хорошо действует на процесс засыпания и легкое пробуждение).

Именно в возрасте четырех — пяти лет ребенком допустимо освоение коньков, велосипеда, лыж и других спортивных предметов.

Скорее всего, что в четыре года будет избран необходимый вид спортивной деятельности – основной или дополнительный.

Психика

В этот период проявляется особая тяга к познаниям. Ведь теперь ребенок относится к среднему дошкольному возрасту и должен знать больше.

Словарный запас малыша значительно увеличивается. А из существующих слов с легкостью составляются предложения.

К сожалению, но родители пока еще не осознают, что продолжается процесс подражания. Поэтому к своим словам и действиям они обязаны относиться повнимательнее.

Как указывают психологи, обучение детей данного возраста должно немного опережать развитие. Так ребенку действительно станет интересно достичь какого-то нового результата, а не быть «в хвосте» своих ровесников.

Таким образом наблюдается некая соревновательность между детьми.

Правда, если не ставить такие познавательные действия окружающего мира под контроль взрослых, то могут возникнуть порезы о лезвия ножей или опасное поражение током.

Хуже, когда ребенок проглотит мелкий предмет, попавший «не в то горло».

Поэтому некоторые психологи (конечно, под присмотром родителей) рекомендуют произвести некоторые неприятные и даже жестокие манипуляции:

  • укол острием иголки;
  • прикасание пальчика к горячему предмету.

Считается, что в таком случае ребенок сможет понять и почувствовать возможную реальную опасность, а также запомнить эти ощущения боли. Ведь уберечь малыша от всех опасностей невозможно, а запреты только активизируют его на познание запрещенного.

Для успешного психологического развития взрослым рекомендуется побольше совместного чтения (бывает так, что из рук не выпускается книга).

Наравне с подвижными играми можно задавать ребенку загадки. Отгадывая их, он будет учиться логическому мышлению и искренне радоваться своим успехам.

Также придется взрослому стать терпеливым слушателем. Формируя мысли, дите рассказывает фактически обо всем – от увиденного до внутренних ощущений.

Таким образом ребенок просто избавляется от лишней информации. Потому не стоит пытаться заставить малыша ее запоминать.

Кроме того, высокий познавательный уровень помогает осваивать иностранные языки. Постоянное переключение с родного языка на чужой и обратно, а также реальная возможность рассказать о новом взрослому собеседнику на равных только подстрекает ребенка к обучению.

Дети начинают двигаться более осознанно, движения при этом становятся разнообразными. Каждый дошкольник в этом возрасте начинает испытывать большую потребность в движении.

Если ему не предоставить такую возможность, или даже ограничивать активность движений, то ребенок начнет испытывать перевозбуждение, станет непослушным, закапризничает.

Поэтому в этот период необходимо организовать кроме всего прочего хороший двигательный режим, проводить различные подвижные игры, танцевальные движения под музыку.

При проявлении у ребенка симптомов возбуждения, нужно переключить его внимание на какие-то спокойные виды деятельности, что поможет ребенку успокоиться.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Переходя в группу старших дошкольников, дети пятилетнего — семилетнего возраста становятся намного взрослее именно в психологическом плане.

Особенности психологии

В этот период ребенок ищет «золотую середину» в общении со сверстниками. Низкая самооценка ни к чему хорошему не приводит и ставит малыша в ранг подчиненного ближайшему окружению ровесников.

Слишком завышенные амбиции являются реальной преградой к свободному общению между детьми. Внутреннее же понимание в совместной деятельности (фактор «Я сам» заменяется на понимание словосочетания «Мы сможем») помогает в общении и развитии аналитического сравнительного сознания.

Кроме того, именно в этот момент проявляется повышенное воображение.

Пятилетние детки ищут постоянной возможности найти в привычных формах предметов или в их размерах что-нибудь смешное.

А при рисовании дети с легкостью могут дорисовать дополнительный элемент, о котором взрослый человек не мог и предполагать.

Практически такое же воображение и абстрактное мышление относится и к речи. Поэтому в привычных стандартных фразах частенько находятся, либо добавляются к ним, смешные слова.

Так что в пятилетнем возрасте детки много смеются и радуются, придумывая свои рассказы и сказки.

При этом родители и воспитатели должны помнить, что возникает необходимость развития мелких мышц руки, которая через год уже должна быть приспособлена к написанию буквенного ряда.

С данной целью проводится мытье рук под разным напором водной струи, который должен создавать ощущение контраста.

Также применяется не жидкое, а кусковое мыло, которое требуется растирать для образования пены, вымывающей руки от загрязнения.

Для усовершенствования умения правильно и уравновешенно держать кисть (важно в изобразительном искусстве) проводятся упражнения по «рисованию» в воздухе под легкое музыкальное сопровождение.

В любом случае ребенок на данном этапе жизни очень эмоционален и нуждается в особом творческом общении со взрослыми, а его ведущей деятельностью считается переход на сюжетно-ролевую игру.

Хотя примером для подражания пока остается все же родитель.

Как следствие, к возрастным психологическим особенностям относят:

  • повышенное воображение;
  • проявление творчества во всех сферах деятельности;
  • произвольность в психологическом развитии;
  • переход на ситуативно-личное общение со взрослыми;
  • планирование своей речи;
  • отхождение от деловой формы общения со сверстниками.

В такой ситуации всем родителям рекомендуется:

  • обучать детей планированию предстоящей деятельности;
  • организовывать совместную деятельность ребенка и взрослого;
  • побуждать ребенка к проявлению собственной инициативы;
  • пытаться активизировать самостоятельное мышление малыша;
  • не препятствовать развитию творческого потенциала (это наилучший возраст определения творческих наклонностей);
  • формировать правильность психических процессов чада.

Физическое развитие

Ребенок в этом возрасте:

  • полноценно ходит;
  • умеет передвигаться на пятках, стопах и носках;
  • с легкостью изменяет направление движения и темп ходьбы;
  • полноценно бегает независимо от направления и скорости движений;
  • умеет чередовать разнообразные движения.

Психологи и физиологи закономерно считают, что таким детям подходят все виды спортивных занятий. Но пока более всего подойдут игры с мячом, в которых малыш сможет его отбивать, бросать, ловить, перебрасывать.

В зависимости от поставленной задачи игры ребенок прыгает на двух ногах (или на одной), передвигается с мячом назад, вперед или в стороны.

Можно давать и несложные физические упражнения, предполагающие прыжки и ползание.

Фактически в пятилетнем возрасте ребенок в состоянии обслуживать себя самостоятельно. Поэтому допускается давать ему посильные трудовые задания, приучая к трудовой деятельности.

У детей в этом возрасте наблюдаются не только психические изменения, они начинают проявлять некоторую взрослость среди других детей. Многим уже присуще такое качество, как вежливость и уважительное отношение к другим.

Показывают свое лидерство среди сверстников. Именно в этот период педагогам и родителям необходимо поддержать в детях ощущение взрослости.

Можно начинать учить детей тому, что умеют взрослые, начинать готовить к обучению в школе, так как в это время более интенсивно развиваются не только физические и психические возможности детей, но и складываются зачатки интеллекта, что приводит в возрастанию умственной деятельности.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector