- Эксперименты в детском саду
- Экспериментальная деятельность — каковы особенности?
- Какими средствами осуществляется экспериментальная деятельность?
- Какие качества развиваются у ребенка в процессе экспериментирования?
- Каковы преимущества экспериментирования перед другими видами деятельности в дошкольном возрасте?
- С чего начинается процесс экспериментирования?
- Этапы экспериментальной деятельности
- Какие материалы и оборудование используются в экспериментальной деятельности?
- Основные блоки экспериментальной деятельности
Эксперименты в детском саду
В эпоху, когда обучение в детских учреждениях направлено на личностное развитие подрастающего поколения, один из наиболее эффективных методов является экспериментальная деятельность в группе детей, которая помогает выработать у дошкольников самостоятельные исследовательские умения, научить их собирать и обрабатывать интересную информацию. Эксперименты помогают развить у ребенка творческие способности, логическое мышление.
Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к познанию, исследованию. У детей быстро обогащаются знания, развивается познавательный интерес и активность, что в дальнейшем очень пригодится им в процессе школьного обучения.
В детских садах в настоящее время много вниманию уделяют экспериментальной деятельности.
Экспериментальная деятельность — каковы особенности?
Основные особенности экспериментирования в детском саду считаются организация экспериментов в игровой деятельности и в процессе общения.
Вам будет интересно почитать о том, какие особенности имеет общение родителей с ребенком.
Так как детская игра в старшем дошкольного возрасте является ведущим видом деятельности, то и занятия экспериментирования всегда должны содержать множественные элементы игры. Так детям легче будет усваивать даже сложные понятия. Если сразу начинать с длительных и ненужных объяснений, пусть даже с наглядными материалами, ребенок может отвергнуть данный вид деятельности. Следует заинтересовать детей экспериментом, и тогда он еще и еще раз будет возвращаться к такого рода деятельности. И даже сможет самостоятельно выстраивать свои личные исследования и опыты.
Какими средствами осуществляется экспериментальная деятельность?
Для проведения занятий в группе по экспериментальной деятельности существует множество различных игр-экспериментов. Игра способна заинтересовать малыша. Когда у ребенка есть интерес, он получает знания непринужденно, усваивает большое количество информации, и на это тратится небольшой промежуток времени.
В ходе правильно организованного занятия осуществляется более успешная подготовка к школьному обучению.
Какие качества развиваются у ребенка в процессе экспериментирования?
Экспериментирование детей дает толчок к развитию у ребенка многих необходимых для обучения в школе качеств. Здесь можно говорить о всех видах мышления, свойствах внимания и других.
Детское экспериментирование тесно взаимосвязано с другими видами деятельности дошкольников, помогает развивать личность ребенка не менее эффективно, чем игровая ведущая деятельность. Оба эти виды деятельности детей считают самыми продуктивными условиями для личностного становления дошкольника.
Когда ребенок увлечен активной познавательно-исследовательской деятельностью, то у него расширяется кругозор, представления о мире.
Каковы преимущества экспериментирования перед другими видами деятельности в дошкольном возрасте?
Так как образование ребенка невозможно без поиска инновационных технологий, которые развивают творчество детей, формируют в них полезные навыки саморазвития и самообразования, то возникает необходимость прибегать к экспериментальной деятельности — методу, направленному наилучшим образом на формирование универсальных знаний у дошкольников.
В ходе экспериментирования дети приобретают самостоятельные исследовательские умения, учатся ставить проблему, собирать и обрабатывать информацию, с удовольствием проводят различные эксперименты, охотно анализируют полученные результаты.
С чего начинается процесс экспериментирования?
Наблюдение — это первая ступенька к началу экспериментальной деятельности. Ребенок смотрит на различные объекты, у него идет интенсивный мыслительный процесс, в результате которого развивается логика мышления, внимание, появляются различные идеи к проведению эксперимента.
Следующей ступенью к проведению опыта, эксперимента отмечают размышление об увиденном. Как уже указано выше, при наблюдении за объектом или предметом ребенок использует логику мышления. Размышление о том, что видит дошкольник , помогает ему выдвинуть какую-то исследовательскую гипотезу, оценить ее, решить для себя, интересно ли это, оригинально ли.
Следующий этап очень трудный для детей — измерение, замер. Здесь используются первичные математические знания ребенка.
Проверка гипотезы вызывает необходимость придумывать, даже очень невероятные предположения, которые свойственны детям. Тут речь идет о неумерной детской фантазии и воображении.
Следующий этап — предсказание. О том, за чем наблюдал ребенок ранее, он пытается разъяснить, пытается объяснить, что и почему должно в итоге произойти.
Последние этапы даются детям труднее, чем, например, фантазировать о результатах предстоящего опыта, но большинство деток отлично с ними справляются.
Этапы экспериментальной деятельности
Остановимся кратко на основных этапах эксперимента в детском возрасте:
- Появилась проблема.
- Высказываем предположения.
- Проверяем предположение в процессе проведения опыта на практике.
- Делаем выводы.
Какие материалы и оборудование используются в экспериментальной деятельности?
Для проведения опытов и экспериментов в качестве материалов используются простые приборы. Детей учат ими пользоваться, показывают, как они действуют.
Например, на примере использования воды и стакана, можно показать детям, что происходит с жидкостью, если ее поместить в очень холодную среду — морозильную камеру. Можно использовать различные формочки, в них налить воду и таким образом создать красивые ледяные фигурки. Детям такие опыты очень нравятся.
Другим интересным экспериментов является, когда с детьми в детском саду в почву помещают семечки. Почву регулярно увлажняют, рыхлят. И через несколько дней из земли появляются нежные зеленые всходы. Дети с удовольствием наблюдают, как растет маленький всход.
Наблюдая за водичкой, налитой в неглубокое блюдечко и поставленное на теплый подоконник, дошкольники получают знания о том, что вода может испаряться.
Основные блоки экспериментальной деятельности
Начнем с того, что обучение экспериментированию детей должно быть организовано специально. Это первый блок. Совместное творчество педагога с детьми развивает у детей активность, познавательную и творческую.
Втором блоком является то, что в ходе проведения эксперимента взрослый оказывает всяческое содействие детям. Помогает планировать разные опыты, проводит познавательные беседы, рассказывает детям о явлениях природы.
Третий блок заключается в свободной самостоятельной деятельности дошкольников. В группе отводят место для детской лаборатории, уголки природы, где и осуществляется самостоятельная экспериментальная деятельность дошкольников. Тут детям предоставлены дидактические игры, альбомы для рисования, в которых дети изображают результаты своих экспериментальных опытов.
Подведем итоги
Ребенок по своей природе очень любознателен. А когда это качество подкрепляется еще хоть и небольшим, но багажом знаний, то процесс ознакомления с окружающим миром и природой идет более успешно и результативно. Именно это и дает ребенку экспериментирование — почувствовать себя исследователем, найти ответы на интересные вопросы. В какой — то степени даже стать первооткрывателем. Когда экспериментирование совместное, то развивается его коммуникация, творческие способности, формируется эмоциональная сфера.
Немного неправильно на фото учат выращивать луковое перо из луковицы. Чтобы лук хорошо рос в стеклянной банке в воде, надо рядом с луковицей просунуть тоненькую трубочку. Можно даже силиконовую. И регулярно задувать туда воздух. Корням обязательно нужен воздух, иначе вода просто закиснет.
Часто гуляя с ребенком, наблюдаю как многие дети в прямом смысле уничтожают нашу природу, рвут ветки, цветы и прочее. Если им самим давать принимать участие в посадках растений, то они будут более уважительно относиться к природе. Любой взрослый понимает, что дерево не вырастет за один день, что оно живое.