Теледети — откуда они берутся?


Замечено, что со временем «теледети» теряют природный интерес к реальной жизни.

Психологи утверждают, что телеэкран (интернет) для современного ребенка — не только информатор, а конструктор картины мира. В сознании малыша происходит процесс переоценки традиционной системы ценностей.

И это обуславливает опасные духовные подмены — возникает агрессия к живым существам, формируются цинизм, равнодушие к чужим переживаниям.

Особенно опасно то, что дети под влиянием того, что видят, начинают считать насилие нормальной моделью поведения. Ребенок как бы «отходит» от реального мира, погружаясь в фантастический.

Информация с экрана

В последние годы становится все больше детей, которые не могут в детском саду, а впоследствии и в школе, воспринимать информацию на слух. Ученые считают, что причина в том, что этих детей с раннего детства «воспитывал телевизор», поэтому они воспринимают преимущественно только зрительную информацию.

Словесно, логично, связно воспроизвести события могут редко. Позже эти дети плохо читают в школе, им трудно переводить тексты, творческое мышление у таких малышей недостаточно развито, они склонны к агрессии, проявлению негативизма.

Итак, как видим, продукция «медиарынка» должна находиться под пристальной родительской цензурой. Помните: ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов. Из них, как из кубиков, он и строит свою модель мира.

Поверьте, в фильмах о хладнокровных роботах-убийцах нет ничего полезного для вашего ребенка.

К сожалению, не все современные мультфильмы отвечают приведенным требованиям.

Большинству из них присущи определенные признаки, которые делают их нежелательными для просмотра дошкольниками.

Опасные мультфильмы

Поэтому, прежде чем предлагать ребенку посмотреть мультфильм, обязательно посмотрите его сами, обратите внимание, нет ли в нем следующих опасных моментов.
Просмотр мультфильма
1. Сюжеты мультфильмов слишком легкие, развлекательные.
После просмотра сюжет почти сразу забывается, следовательно, не дает «пищи» для осмысления.

Бесполезность усиливает многосерийность, через которую возникает экранная зависимость. Детям трудно воспроизвести сюжет мультфильма, хотя он несложный.

Они должны его пересмотреть несколько раз.

2. Персонажам присущи какие-то особые сверхвозможности — они «супер» в различных вариациях.

Это порождает у ребенка ощущение собственной неполноценности. Существует даже такой термин «каучуковый» персонаж. Под действием аффектов — радости, гнева, любви — его тело может «расширяться» или «сужаться».

У таких персонажей неправдоподобно вытягиваются руки и голова сплющивается, они могут закручиваться и раскручиваться, словно спирали.

Возникает педагогическая претензия, претензия серьезная и принципиальная: наблюдая за такими персонажами, можно прийти к выводу, что они не чувствуют боли.

А как же тогда учить малых жалеть кого-то, сочувствовать, предлагать помощь?

3. Демонстрируется и не осуждается девиантное поведение персонажей.

Персонажей, которые нарушают общепринятые правила, никто не воспитывает и не говорит им, что так делать нельзя.

Демонстрируются опасные для жизни, нелепые формы поведения, сцены негативного отношения к людям, животным, растениям. «Воспитательный эффект» от таких просмотров первыми почувствуют близкие взрослые в форме циничных высказываний, некрасивых жестов, непристойного поведения, грубости, даже драки со стороны детей. Издавна малышей воспитывали на положительных примерах.

Негативные не демонстрировали, если уж так случалось, это всегда сопровождалось должным комментарием, моральной оценкой.

4. Много современных мультфильмов имеют четко выраженную половую адресацию: для девочек, для мальчиков.

В дошкольном возрасте такое разделение не имеет развивающего значения, и лишь становится препятствием для общения и совместных игр мальчиков и девочек. И девочкам, и ребятам будут полезнее сочинения о дружбе, смелости, любви, хороших поступках, совместные дела.
5. Зарубежные мультфильмы адресованы старшей возрастной аудитории. Однако родители предлагают их малышам, начиная с 2-3 лет.

Вывод о вредности — очевиден.

6. Речевое сопровождение — чрезмерно, лишено художественности.
Персонажи постоянно произносят длинные монологи, комментируют мельчайшие события или поворот сюжета, свои мысли и обсуждают поступки других. Язык современных супергероев и их окружения в целом примитивен, изобилует жаргонизмами, сленгонными словами и возгласами.

Озвучивание зарубежных мультфильмов часто бывает слишком чопорным с гротескными интонациями и голосами. Кроме того, очень утомительно текст, который звучит синхронно с речью персонажа. Это раздражает, не воспринимается, утомляет слух.

7. Музыкальное сопровождение — примитивно, несоответствующее общему эмоциональному настрою, ходу событий.

Если мелодия, сопровождающая сюжет, бедная, она и не запоминается детям, не выполняет своей прямой функции — усиливать сюжет, способствовать развитию эмоционального восприятия ребенка.

Если, ко всему же, она не соответствует событиям на экране, перебивает слова персонажа, это негативно влияет на нервную систему, препятствует адекватному восприятию.

Вместо послесловия

Помните: существует множество интересных и полезных для ребенка совместных дел, кроме тех, что связаны с интернетом или телевидением.

Например, можно вместе что-то слепить или нарисовать: папа или мама лепит туловище зайца, а ребенок — голову, уши, хвостик. Полистайте вместе любимые книжки, рассмотрите иллюстрации, семейные фотографии.

Побывайте в музее, театре, на выставке или просто погуляйте. Вместе заботьтесь о домашней зверушке, поручив ребенку посильные для него дела (малыш может мыть посуду для животного, насыпать корм).

Совместные прогулки с животными сблизят ребенка и родителей. Единственное, что надо обговорить заранее правила, по которым следует действовать, выгуливая домашнего любимца.

Мы понимаем: то, о чем мы говорили в этой статье, требует от родителей определенных усилий, труда, времени.

Однако, приложив их, вы сможете защитить ребенка от информационных потоков, которые не дают доброй пищи ни уму, ни сердцу, разрушающими Духовное здоровье.

Будем реалистами: совсем избежать медиасреды сегодня невозможно. Давайте вместе воспитывать у детей культуру пользования информацией.

Ссылка на основную публикацию