В наш стремительный век информационных технологий пришла беда, которая поразила детей и взрослых. Эта беда носит название «компьютерная зависимость». Поражает тех, кто сильно увлекается интернетом, соцсетями, компьютерными играми.
Многие считают, что страдают от неё больше подростки и люди до 35 лет, но последняя информация неумолима — ею охвачены уже дети, люди 50 лет и старше. Как избавиться от компьютерной зависимости? Проблема созрела и надо о ней говорить.
- Компьютерная зависимость
- Признаки компьютерной зависимости у детей
- Влияние на детское здоровье
- Влияние на зрение
- Влияние на позвоночник
- Неправильное восприятие мира
- Усталость и переутомление
- Раздражительность и агрессивность
- Не так уж компьютер расширяет кругозор
- Нежелание общаться с реальными людьми
- Воплощение игры в реальность
- Ребенок отдаляется от родителей
- С какого возраста можно играть на компьютере
- Выбор компьютерных игр
- Профилактика вреда от компьютера
- Чем заменить компьютер
Компьютерная зависимость
Компьютерной зависимостью принято называть патологическая «любовь» между человеком и компьютером. Достигает иногда таких разрушительных размеров, что человек «обрастает» серьезными психическими расстройствами.
Вывели этот термин американские ученые еще в далёких 80-х годах. Они описали её, как дисфункция мозговых центров, психических процессов и мотивационной сферы, которая со временем переходит в хроническую форму. Выражается эта зависимость специфической эмоциональной привязанностью человека к компьютеру.
Признаки компьютерной зависимости у детей
Родителям кажется, что самое страшное — это наркотическая и алкогольная зависимость. Но в наше время, в ряд с этими видами зависимости, встаёт и компьютерная зависимость у детей. Во-первых, она формируется намного быстрее и незаметнее. Во-вторых, неокрепшая психика ребенка не может правильно реагировать на виртуальный мир, происходит подмена реального мира.
Какие выделяют признаки компьютерной зависимости?
- Ребёнок очень взбудоражен после общения с компьютером;
- Ждёт продолжения сидения за компьютером как «манны небесной», не может сосредоточиться на других делах;
- Вы заметили, у ребёнка нарушилось внимание, в связи с этим резко понизилась школьная успеваемость;
- Ребенок потерял «чувство времени», он может сидеть за компьютером дни и ночи;
- Все свои деньги готов отдать, лишь бы не отрываться от игр;
- Ребенок перестал следить за режимом дня;
- Поддерживает свой тонус, употребляя кофе или другие энергетические напитки;
- Ребёнок перестал обсуждать различные темы, которые не связаны с компьютером;
- Забросил свои увлечения, не хочет ничем заниматься, не откликается на ваши предложения;
- Ребёнок перестал общаться с друзьями, одноклассниками, принимать участие в общественной жизни класса, школы;
- Сопротивляется, если вы пытаетесь регламентировать время нахождения за компьютером;
- Ребенок стал агрессивным и раздражительным, если вы запрещаете сидеть за компьютером.
Влияние на детское здоровье
Родителям необходимо знать, как влияет компьютерная зависимость у детей на организм.
Влияние на зрение
Глаза всегда напряжены, развивается близорукость, сухость, ощущение песка в глазах. Возникают внешние проявления – глаза краснеют и припухают. Постоянное воздействие компьютерного экрана отнимает у ребёнка зрение, ему приходиться выписывать очки уже в начальной школе.
Влияние на позвоночник
Чрезмерное напряжение спины при сидении за компьютером не позволяет позвоночнику правильно держать форму, поэтому он искривляется, развиваются шейный хондроз и сутулость. Следствие этого — боли в шейной части и в спине. Из-за нарушения кровообращения мозга при шейном хондрозе начинает болеть голова.
Неправильное восприятие мира
Путем познания окружающего мира у малыша развивается восприятие, речь, внимание, память, речь, воображение, тактильные ощущения, двигательная активность — все психические и физические процессы. Они крайне необходимы для его полноценного развития.
Когда же ребенок знакомиться с новым миром через компьютер, он лишен многих радостей познания, общения со сверстниками.
Малыш не имеет возможности узнать, что происходит вокруг него, путем собственных открытий.
Он знает лишь тот мир, который «преподносит» ему компьютер, понятный и предсказуемый, в котором, не напрягаясь, по щелчку, можно получить практически всё. Поэтому мир там, в компьютере, становится более реальным, чем тот, в котором он находится.
Усталость и переутомление
При долгом нахождении за компьютером, снижается иммунитет ребёнка, от кислородного голодания страдает головной мозг, сердечно-сосудистая система. Сидячий образ жизни влияет на суставы, мышечную систему.
Из-за неправильного обмена веществ могут развиться ожирение, сахарный диабет, сбои в гормональной системе. Все эти нарушения, недостаточное время на отдых и сон, хроническая усталость, переутомление являются причинами того, что весь организм приходит в состояние полного истощения.
Раздражительность и агрессивность
При компьютерной зависимости у детей появляется повышенная возбудимость, резкая смена настроения, немотивированная агрессия при попытке отнять «любимую игрушку» — компьютер.
Играя в игры, подросток теряет чувство реальности, они для него становятся той реальностью, в которой он может действовать безнаказанно. Особенно это ярко проявляется в подростковом периоде, когда подросток ищет себя, строит отношения с противоположным полом и сверстниками.
Любая неудача, критика может отвернуть подростка от реальности, погрузить его в нереальный мир, где его понимают и принимают. Из-за искажения восприятия действительности дети не способны усваивать социальные роли, происходит нарушение социализации.
Не так уж компьютер расширяет кругозор
Многие считают, что для саморазвития и расширения кругозора, нельзя обойтись без компьютера. Существует много развивающих программ для детей, но чаще всего родители ещё в раннем возрасте формируют привычку не развиваться, а развлекать себя, играя в компьютерные игры.
Книги, энциклопедии, научно-популярные фильмы, поисковая деятельность — вот что является лучшим источником расширения кругозора, а компьютерные игры должны играть роль дополнительного средства изучения окружающего мира.
Нежелание общаться с реальными людьми
Общение в интернете ведёт к трудностям в действительности, так как подросток не может завести знакомства, не может рассказать о своих проблемах, сторонясь насмешек от сверстников и порицания от взрослых. А там, на просторах интернета, он может не бояться быть свободным, может говорить на разные темы.
Постепенно у ребенка появляется уверенность, что истинные друзья и настоящее общение там, а тут – жалкая имитация. Результат ясен — уход от общения с реальными людьми.
Воплощение игры в реальность
Играя в ту или иную игру на компьютере, подросток воспринимает мир с позиции героя, который находится по ту сторону экрана. Он полностью «выпадает» из реальной действительности, сюжеты игр автоматически переходят в жизнь, которая находится вокруг него.
Поэтому влияние компьютера на детей очевидно. Они начинают путаться в реальном и несуществующем мире, замыкаются в себе, становятся эмоционально холодными, отстраненными, не способными отвечать за свои поступки, общаться с взрослыми и своими сверстниками.
Ребенок отдаляется от родителей
Проводя много времени за компьютерными играми, дети не могут понять своих родителей, которые мешают им достигать все больших и больших высот в игре. Родители, обнаружив у своих детей зависимость от компьютерных игр, пытаются отвлечь их любыми способами, иногда не правомерными. Между ними растет пропасть непонимания.
Чем больше родители требуют от детей, не разобравшись в причинах, тем дальше углубляются они в игру, уходя от реальности. Ведь зависимость от компьютера чаще появляется у тех эмоционально неблагополучных ребят, у которых происходят конфликты в семье или в школе.
С какого возраста можно играть на компьютере
Многие родители задают вопросы, с какого возраста можно приучать детей к компьютеру. Надо сразу придерживаться правил. Самое главное, чтобы требования соблюдались обоими родителями.
Сидеть за компьютером разрешается ребенку строго по времени.
- Детям до 3-ех лет гаджеты вообще противопоказаны.
- Малышам 3-его и 4-ого года жизни уже можно заниматься с развивающими программами, но не более 40-45 минут в день.
- 5-7 летним детям можно разрешить пользоваться компьютером чуть больше 1-ого часа- 1 час 15 минут.
- Детям 7-9 лет – 1,5 часа, а с 10- летним – не более 2-ух часов в день.
Нельзя забывать главное правило — через 20 минут делать паузы по 20-30 секунд. Это также является профилактикой близорукости. Когда наступает пауза, не надо сидеть на месте, а надо походить по комнате, посмотреть вдаль, желательно на что-то зелёное, например, листву деревьев.
Выбор компьютерных игр
При выборе компьютерных игр каждый родитель должен улавливать тонкую грань между вредом и пользой компьютерных игр. Поэтому, выбирать и покупать компьютерные игры надо не только по внешней упаковке. И не предоставлять полную свободу выбора самим детям.
Просто вместе с ребенком купить, потом вместе с ребенком ознакомиться с игрой, а затем уже дать возможность ребенку поиграть в неё. Так вы обезопасите ребенка от ненужной негативной информации и будете точно знать, в какие игры играет ваш ребенок.
Нельзя забывать об индивидуальных особенностях своего ребенка. Если ваш ребенок чересчур восприимчивый, то он может перенести увиденные события в реальный мир. Это может отозваться агрессивными реакциями в отношениях с окружающими людьми, кошмарами по ночам, замкнутостью.
Предпочтение надо отдавать играм, которые развивают ребенка, учат его добру, хорошим манерам, прививают социально значимые умения и навыки. Предварительно обсудите с малышом игру, порассуждайте, для чего нужна та или иная игра, почему в неё полезно поиграть.
Так вы дадите понять своему ребенку, что вам не все равно, как он проводит свободное время, вам тоже интересен его внутренний мир. Занимаясь одним делом, вы будете на «одной волне» с ребенком. Это придаст вашему ребенку уверенности, что он нужен родителям.
Чтобы быть до конца уверенным в том, что смотрит ваш ребенок, в какие игры играет, а также ограничить время провождения за компьютером, необходима установка специальных сетевых фильтров и специализированного программного обеспечения. Оно позволит вести контроль и регламентировать сидение ребенка за компьютером.
Профилактика вреда от компьютера
На здоровье влияют ещё несколько факторов, о которых тоже надо упомянуть:
- мерцание монитора;
- электромагнитное излучение компьютера и телефона;
- шум, исходящий от системы охлаждения;
- микроклимат помещения;
- напряженность позы.
Вред от компьютера очевиден, но мы живем в век всеобщей компьютеризации. Никуда нам от них не деться. Нам нужны компьютеры на работе, детям — в учебе. Всё чаще школьникам задают задания, тесты, тренировочные упражнения, которые они могут выполнить лишь на компьютерах. Поэтому польза компьютера тоже видна.
Чтобы ощутить пользу, а не вред компьютера, надо соблюдать гигиенические и другие требования работы с ним:
- Организация рабочего места для ребенка, которое предусматривает наличие специального стола и удобного стула.
- Правильное положение туловища: спина ровная, локти и колени находятся под углом 90°.
- Расстояние от глаз до монитора около 70 см.
- Оснащение электроприборами для хорошего освещения.
- Проветривание и влажная уборка помещения.
- Выбор и установка на ПК только той продукции, что вы сами посмотрели.
- Установка специального программного обеспечения для родительского контроля, чтобы была возможность посмотреть, на какие сайты заглядывает малыш, в какие игры играет, с кем переписывается в чатах.
Чтобы правильно организовать взаимодействие своего ребенка с компьютером, необходимо сразу проговорить основные моменты с ним:
- Садиться за монитор только тогда, когда сделаны все домашние задания.
- Не разрешать ребенку открывать почту и писать письма неизвестным людям.
- Научить выполнять упражнения для глаз при работе на компьютере.
- Не сидеть бесконтрольно и безвременно за ПК.
- Проводить гимнастику для позвоночника для профилактики сколиоза.
- Не допускать, чтобы ребенок оставался один на один с компьютером.
- Учить самоконтролю, во время отдыхать, выполнять физические упражнения.
Чем заменить компьютер
Вспомните своё детство, без компьютеров, различных гаджетов. Оно было даже без телевизоров, потому что детских передач особо не было. Оставалось живое общение. Оно было везде — на улице, в кружках, секциях. Сейчас ваш ребенок, сидя у компьютера или с телефоном, теряет драгоценные минуты своего детства или юности.
Как отвлечь ребенка от компьютера? Как избавиться от компьютерной зависимости у детей?
Отвечая на эти вопросы, вы, взрослые, должны четко понимать и стараться организовать свободное время, досуг малыша так, чтобы не приходилось его выпроваживать насильно от компьютера. Это может быть совместная прогулка на лыжах, велосипедах, поездка на рыбалку, в лес.
Надо предлагать ребенку разноплановые мероприятия, чтобы он имел возможность выбрать то, что ему по душе: спортивные объединения, кружки, музыкальную или художественную школу.
А ещё лучше завести домашнее животное, за которым ваш малыш будет ухаживать, гулять с ним, общаться. Можно дать ребенку трудовые поручения или подобрать полезную работу по дому.
Необходимо поощрять дружбу малыша с другими детьми, приглашать их в гости и отпускать в гости. Это вселит уверенность, что настоящие друзья в реальном, а не виртуальном мире и избавит ребенка от игровой зависимости от компьютерных игр.
Предложите подростку посещать компьютерный класс. Там ему дадут азы компьютерной работы, научат создавать сайты, программы.
Используя накопленный опыт, можно будет серьезно заниматься созданием нового продукта, используя информационные технологии. Одним словом, польза компьютера может с умом использоваться для будущего.