Воспитан ли ваш ребенок экологически?

Первое задание

Цель задания: диагностика экологической воспитанности дошкольников и определение, насколько хорош дети понимают особенности каждого времени года, знают ли они закономерности, связанные с изменениями климата в течении года родного края (видят ли они, как эти изменения отражаются на живой и неживой природе, на растениях, на труде людей).

Детям нужно выбрать одну из картинок, на которой изображено одно из времен года.

Нужно предложить на выбор такие картинки, которые лучше всего отражают особенности того или иного времени года, особенности жизнедеятельности человека и животных.

Второе задание

Цель задания: определить, насколько хорошо дети знакомы с живыми и неживым миром природы, с растениями и животными, умеют ли дети правильно определить, к живому или неживому объекту природы относится тот или иной объект по некоторым признакам (дышит он или не дышит, передвигается ли он или находится всегда на одном месте и т.п.)

Детям предлагают множество карточек с изображениями различных объектов природы.

Нужно выбрать только те из них, которые относятся к живым существам.

Если дети испытывают трудности с некоторыми карточками, им можно подсказывать, задавая наводящие вопросы: это животное? Почему ты так думаешь?

Третье задание

Цель задания: определить, насколько хорошо дети знакомы с растениями, принадлежащими разным морфологическим группам. Умеют ли они определять некоторые из растений, знают ли как нужно ухаживать за растениями и в чем они нуждаются.

Детей просят рассказать о том, какие комнатные растения они знают, пусть они их покажут и расскажут из каких частей они состоят.

Если дети испытывают трудности в этом задании, то нужно показать им картинки разных растений (древесных и травянистых).

Также нужно показать изображения того, в чем они нуждаются (например, изображения солнца, почвы или воды).

Также нужно продемонстрировать с помощью фотографий, как именно ухаживают за теми или иными растениями, особенно, когда они произрастают в условиях недостатка нужных для них ресурсов.

После этого уже можно определить, насколько хорошо дети знают растения.

Определив то, какими знаниями обладают дети о том, как выглядят те или иные растения, можно предложить им картинки, на которых продемонстрированы все этапы роста гороха.

Нужно, чтобы дети попытались сами выложить эти карточки в нужном порядке и объяснить, почему они выбрали именно этот порядок.

Также можно использовать настольные игры для того, чтобы определить, насколько хорошо дети знакомы с различными цветами, фруктами и овощами, произрастающими в саду.

Четвертое задание

Цель задания: определить, насколько хорошо дети знакомы с животными в уголке природы или в окружающей местности.

На столе выкладывают различные иллюстрации, среди которых ребенок должен выбрать всех представителей, относящихся к заданной категории (это могут быть птицы или рыбы, а также домашние или дикие животные).

В результате ребенок в течении всей диагностики дает ответ на 31 вопрос.

Далее мы оцениваем детские представления, используя трехбалльную систему.
Критерии, по которым оцениваются ответы детей:

1 б. – ребенок не может дать правильный ответ на вопрос, путается в сказанном либо молчит.

2 б. – ребенок владеет небольшим объемом информации, но может правильно ответить на вопрос только с помощью наводящих вопросов.

3 б. – ребенок достаточно хорошо и быстро отвечает на вопросы преподавателя.

Таким образом, нами определяются три уровня развитости экологической осознанности у старших дошкольников: это высокий уровень, уровни средний и низкий.

Высокий уровень экологической воспитанности (от 78 до 93 б.) – дети обладают обобщенными системными знаниями. Они способны не только перечислить множество растений и животных, но и охарактеризовать их по некоторым признакам. Также дети знают то, как нужно ухаживать за растениями и животными, опираясь на их потребности.

Дети уверенно отвечают на все или большинство вопросов, выявляют закономерности в природе, могут привести наглядный пример для своего утверждения.

Средний уровень экологической воспитанности( от 47 до 77 б.) – это уровень, при котором ребенок имеет определенные знания о потребностях разных животных и растениях, даже могут делать попытки объяснить, почему они считают, что нужно так или иначе за ними ухаживать. Однако отсутствует системность имеющихся знаний и способность к их обобщению.

Дети могут определить некоторые зависимости в природе, но не могут их объяснить. Анализирую объекты природы, нуждаются в подсказках воспитателя.

Низкий уровень экологической воспитанности(от 31 – 46 б.) говорит о том, что ребенок не обладают практически никакими знаниями, дает ответы очень неуверенно и часто долго думает, прежде чем ответить. Даже если воспитатель дает подсказку или задает наводящий вопрос, то ребенок не дает полного ответа.

Ссылка на основную публикацию