Как обучать леворукого ребенка?

Из истории леворукости

Ученые-историки считают, что в каменном веке соотношение леворуких и праворуких было одинаковым, однако уже в эпоху бронзы преобладали праворукие. Это соотношение составляло 3:1. Однако наскальные рисунки каменного века изображают людей, которые что-нибудь делают именно правой рукой. И на стенах египетских пирамид изображен именно праворуких людей.

Более того, орудия труда и оружие древних людей свидетельствуют, что эти предметы были предназначены конкретно для праворуких людей. Именно поэтому некоторые ученые склоняются к мысли, что соотношение левшей и правшей во все времена было примерно одинаковым.

Статистические данные свидетельствуют, что число леворуких ежегодно неуклонно растет: например, в 30-е годы в Британии было 3% левшей, в 50-х – уже 5%, сегодня каждый 10-й британец левша. Еще в начале ХХ века их было очень мало, однако теперь они составляют 15% от рожденных детей всего мира.

В целом сегодня в мире примерно 9-11 процентов леворуких детей, но в России их значительно больше – почти 25 процентов. По самым скромным подсчетам, в нашей стране число левшей составляет около 10 миллионов леворуких людей. Это почти каждый четвертый. В то же время которые пользуются обеими руками – около 15-17 миллионов.

Малыш родился, а не левша ли?

Мы прислушиваемся к его дыханию, к его крику. Наблюдаем, как он двигает ручками, сжатыми в кулачки. Постепенно движения ребенка становятся более раскованными: впервые схватывает игрушку, обследует ее пальцами, тщательно ощупывая. Родители редко обращают внимание, какой ручкой их ребенок схватил игрушку, но ложку и карандаш дают ему в правую.

Капризы или что?

Довольно часто левши, которым нравится учитель, хорошо знают его предмет, и наоборот, при неприязни к учителю, не желают учиться. Такая уязвимость леворуких зависит и от условий их проживания в семье». Конфликты, повышенная напряженность в семье провоцируют у таких детей тревожное состояние.

Иногда леворукий ребенок путает, с какой стороны начинать читать текст. Поэтому на начальном этапе обучения чтению делайте специальные пометки в книге и договаривайтесь с ребенком, что начинать читать ему нужно от того места, где Вы поставили специальный знак.

Левша и школа

С приходом в школу шестилетних детей вопрос относительно обучения письму леворуких детей получил огромную активность. Учителя все больше и больше убеждаются, что переобучение малышей губительно для их здоровья, психического поведения и тому подобное.

Вспоминая школу 15-летней давности стоит выделить следующие изменения, которые произошли в процессе обучения и отношение к левше:

  • уделяется больше внимания к проблемам леворукого ребенка, к ее восприятию мира;
  • в отличие от прошлого учителя не пытаются переучить ученика, применяя карательные методы: битье по рукам, привязывание руки, одевание перчаток, зарисовки мелом и тому подобное;
  • учителя пытаются повернуться лицом к проблеме левши, используя хотя бы известные им методы учебно-воспитательного процесса;
  •  если в прошлом в процессе изучения новой буквы учитель в лучшем случае давал замечания к ребенку-левше (тем самым поднимал ее на смех перед классом), то сейчас он старается помочь ученику справиться с трудностями в технике написания.

Обучение письму леворукого ребенка

Важным является психофизиологическое состояние ребенка на время обучения письму: достаточно крепкие мышцы всей руки и особенно мелкие мышцы кисти, чтобы удерживать ручку в подвижном состоянии, в совершенстве регулировать движения во время письма, выдерживать небольшие напряжения, возможность контролировать несколько действий одновременно, ориентироваться в плоскостном пространстве и др.

Проблемы здоровья леворуких дошкольников

В дошкольных учреждениях воспитатели часто встречаются с леворукими детьми, болезни которых больше зависят от эмоционального состояния малыша. Особенность детского организма в том, что стрессовая ситуация снижает функции иммунной системы, поэтому ребенок часто простужается. В дошкольном учреждении ребенок подвержен незнакомым микробам и вирусам, плюс нервное напряжение через отрыв от родителей. Все это приводит к тому, что малыш плачет вечером, а утром болеет и в детский сад не идет.

Виды леворукости

Традиционно отделяют три вида леворукости:

  • генетическая
  • компенсаторная
  •  вынужденная.

Леворукость как наследственный признак проявляется в примерно 9 – 11% людей.

Существуют определенные концепции генетической предопределенности явления леворукости.

Левша — одаренный ребенок?

Работая с учителями на курсах повышения квалификации нами выявлено, что у 70-75% из них в классах есть леворукие дети. При этом большинство учителей отметили, что кроме того, что детки пишут левой ручкой, других особых проявлений они не имеют.

Хотя некоторые учителя отметили, что леворукие дети более одаренные.

Узнать рукость у ребенка

Проверяя с помощью общеизвестных упражнений (похлопывания в ладони, складывание рук на груди, шаг вперед, свернуть бумажку в трубочку и посмотреть сквозь нее обоими глазами на определенный предмет, а потом закрыть по очереди глаза и обнаружить ведущий глаз, сложить пальцы в замок и др.) особенности проявлений деятельности полушарий головного мозга у учителей, нами выявлено, что лишь у трети из них действительно является доминирование лишь одного полушария, а в 2/3 такого доминирования не имеет.

Все это вызвало у нас желание исследовать практические пути решения проблем леворуких детей и познакомить с этими материалами учителей, родителей и других людей, которые заинтересованы данной проблемой.

Мальчик пишет левой рукой

Важным будет знание учителя о ведущем и о доминантном глазе. Ведь он контролирует писание, и от того, какой ведущий глаз соотносится с ведущей рукой, зависит качество письма. Исследования свидетельствуют, что такое состояние глаза является преградой развития моторно-сенсорной координации, выработке автоматизма.

Воспитывая детей, важно не забывать о том, что большинство деток 3-4 лет нередко пользуются обеими ручками. В этот период, конечно же, можно сделать попытку сформировать праворукость, но делать это надо очень осторожно. Ведь такие попытки должны происходить без какого-либо насилия, громких высказываний, и уж тем более без каких-либо угроз.

Рекомендации для педагогов по работе с леворукими детьми

  1. Совершенствуйте координацию движений ребенка и его моторику (15-20 мин. ежедневно). Это может быть занятие лепкой, рисованием, нанесением штрихов, для девочек — вышивание, пришивание пуговиц и т.п.
  2. Тренируйте пространственное и зрительное восприятие ребенка. Если он путает «право» и «лево», задавайте вопросы относительно предметов на улице или в комнате: «Что находится справа? А что слева?».
  3. Развивайте речь ребенка: просите его пересказывать прочитанное или услышанное, составлять рассказы по интересным картинкам, придумывать концовки к незавершенным рассказам, сказкам и тому подобное. Если речь ребенка неразвита или невнятна, поддерживайте его, выражайте уверенность в том, что, с вашей поддержкой он справится с трудностями.
  4. Обратитесь за консультацией к логопеду, если у ребенка есть трудности с произношением отдельных звуков и, как следствие, проблемы со звуко-буквенным анализом слов.
  5. Планируйте режим дня ребенка рационально: без перегрузок и чрезмерных дополнительных занятий. Стоит учитывать, что леворукий ребенок склонен быстро уставать.
  6. Используйте тактику советов, а не приказов или нареканий. Общение с леворуким ребенком должно быть умеренно требовательным и доброжелательным.
  7. Сажайте леворукого ребенка слева за столом, возле окна. Во время рисования или рассматривания рисунков свет должен падать справа.
  8. Правильно располагайте для ребенка альбом или лист на столе. Во время рисования или письма нижний правый край листа следует расположить на уровне середины груди ребенка или сместить его влево. Это позволит леворукому ребенку правильно сидеть и свободно водить карандашом.

Ссылка на основную публикацию