Эмоции в психолого-педагогической литературе

Исследование эмоций в отечественных трудах педагогов и психологов

Вопрос изучения эмоционального состояния человека является одним из главных, так как психологические процессы оказывают влияние на жизнедеятельность и внутреннее состояние человека в целом.

Эмоции — они такие разные

Человеческие эмоции – это форма видового опыта, опираясь на которую индивид совершает определённые действия на подсознательном уровне. В качестве таких действий могут быть: рождение детей, избегание опасностей. Следует отметить, что эмоции образовались в результате эволюции человека, в качестве вспомогательного средства по определению биологической значимости состояния индивида и окружающих на него воздействий.

Эмоциональное состояние, как и сами эмоции, являются важными для каждого, так как это способ приобретения жизненного опыта.

Опыт наполнен многообразным содержанием: страхом, гневом, стремлением преодолевать трудности и достигать поставленных целей, адаптироваться к ситуациям, адаптироваться в социальном мире. Поэтому главной регулирующей системой, обеспечивающей активное движение индивида и приспособления оного к условиям, является собственная эмоциональная сфера, которая первой реагирует на сложившуюся ситуацию или на воздействия любого происхождения.

Вопросами по изучению эмоциональности человека занимались известные отечественные психологи: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Д. Левитов, Р.С. Немов, К.К. Платонов и другие.
С.Л. Рубинштейн отмечает многообразие эмоциональных проявлений и разделяет их на 3 вида.

Органическая аффективно-эмоциональная восприимчивость человека, основанная на физических эмоциональных ощущениях позитивного или негативного характера, вызвана органическими потребностями. Можно рассмотреть ощущения, спровоцированные на комплексе своеобразного эмоционального окраса или тональности речи, с ощущений общего характера, которые отражают внутренние самочувствие конкретного человека, не основанное на сознании о конкретном предмете (переживания, ощущения радости, беспочвенная тоска).

Дети головыЭмоции, по теории С.Л.Рубинштейна, относятся к высоким проявлениям состояния, основанным на чётком осознании причины переживания. Поэтому взамен беспредметной тревоги человека охватывает страх. В качестве такого страха отмечают боязнь природных катаклизм, обнаружения неизлечимой болезни, полного одиночества и т.д. Сами же чувства условно разделены между собой в соответствии с предметной стороной, их можно отнести: интеллектуальной, эстетической, моральной.

Эмоциональный уровень включает набор искренних чувств, как: любовь, ненависть, восхищение какими-либо поступками, осуждение происходящего, удивление от полученной информации и т.д.

Мировоззренческие чувства, по теории С.Л.Рубинштейна, основаны на обобщённых ощущениях абстрактного мышления. К ним относятся такие чувства, как ирония, юмор, ощущение возвышенности, трагизма и т.д., которые могут проявляться в качестве индивидуального состояния, реакцией на определённые события выражающие устойчивые установки человека на происходящее вокруг.

В соответствии с теорией Е.М.Листика эмоциональная сфера человека является широким спектром внутренних индивидуальных переживаний и чувств.

Она является достаточно важной и реализует некоторые функциональные стороны: стимулирующую, регуляторную, оценивающую, восполнение недостатка информации.

Эмоциональная сфера, по его теории, представляет собой индивидуальные свойства человека, состоящие из количества и качества, а так же динамического развития эмоций и чувств.

Содержательные критерии эмоциональности состоят из общих явлений и ситуаций, занимающих особые позиции важности для субъекта. Они тесно взаимосвязаны с индивидуальными, базовыми особенностями личности, отношением к нравственности, направлением мотиваций, собственными взглядами на окружающий мир, жизненными ценностями, осознанным волевым управлением.

Эмоциональные мироощущения в общем представлении являются эмоциональной сферой. Индивидуальное переживание рассматриваются как оценка личных возможностей субъекта удовлетворять собственные потребности. Чувство – процесс оценивания конкретных и определенных возможностей некоего объекта с целью удовлетворения определённой потребности человека.

В настоящее время специалисты изучили не полностью все проблемы связанные с эмоциональной сущностью личности, первопричин их возникновения и проявления эмоций.
В соответствии одной из популярнейших на сегодняшний день информационных теорий П.В. Симонова, эмоциональная реакция человека (Э) выражается в виде:

Э = П (Ин — Ис),

Где

П — неудовлетворённая потребность;

Ин – теоретическая полезная информация, направленная на организацию действий по удовлетворению конкретной потребности;

Ис — достоверная информация.

Система сложных взаимодействующих и взаимообуславливающих чувств и внутренних состояний называется эмоциональная сфера. Человеческие чувства это так называемые «эмоциональные контакты», при помощи которых возможно определить сущность психической реальности и причину поведения. Для них эмоции — это источник роста и перемены чувств, состоящих из ситуационных эмоциональных событий.

Эмоциональная сфера состоит из нескольких видов реакций:

Девочка улыбаетсяЭмоционального тона, как ответной реакции на полученные внутренние ощущения и впечатления. Следует отметить, что самой старинной эмоциональной филогенетической реакцией по праву считают эмоциональный фон, связанный с внутренним ощущением удовлетворённости или разочарования от процесса.

Также эмоциональный фон индивидуальных ощущений реагирует на конкретные свойства человека или совокупность испытанных явлений: степень приятности запаха, вкусовых качеств предложенных продуктов, исходящих звуков, сочетаний цветовых решений и т.д.

Первой функцией эмоционального тона ощущений, указанной большинством авторов, является ориентировочная функция. Она основана на информировании индивида об опасности воздействия, степени положительных эмоций в случае его наступления.

Второй функцией эмоционального фона ощущений является организация обратного информирования. В её задачу входит информирование человека об удовлетворении биологической потребности или неудовлетворительности результатом. Эмоциональный фон полученных впечатлений — это большой скачок в развитии эмоционального реагирования, который сопровождается впечатлениями человека от результатов процесса восприятия, общения, умственной работы.

Человек с лёгкостью может рассказать и описать время, проведённое на отдыхе, назвать собеседника «скучным», индивидуальные занятия – «увлекательными», с удовольствием поделиться личными достижениями и т.д.

Эмоциональный фон впечатлений является неотъемлемой составляющей одной из человеческих эмоций. Только такое положение дел даёт право разделять эмоции на положительные и негативные, то есть отмечать их соответствующим знаком.

Таким образом, можем смело утверждать, что эмоционально-насыщенный фон впечатлений – это определённый знак эмоций, взаимодействующих и взаимообуславливающих состояния и чувства. Эмоциональные компоненты у человека развивается, кардинально меняясь в течение всей жизни. Интересно, что у дошколят эмоциональные проявления главенствуют над всеми другими , частенько он пребывает в настоящем «плену своих эмоций».

Ссылка на основную публикацию