Детские эмоции
В дошкольном возрасте происходит активное формирование личности. Ребенок проявляет любопытство и любознательность, оценивает происходящие вокруг него события, учится общаться, осознает свою значимость.
Эмоциональное развитие проявляется в формировании социально-нравственного поведения, дошкольник осознает себя частью социума.
Значение эмоций
Эмоции отражают внутреннее состояние дошкольника, его отношение к окружающим процессам. Эмоции руководят действиями ребенка.
Ребенок начинает осознанно проявлять эмоции, но пока не умеет их контролировать.
Поэтому дошкольник на все реагирует в состоянии аффекта, т.е. бурными, сильными эмоциями с глубоким переживаниями и снижением самоконтроля. Отсюда детская непосредственность и искренность. Дети этого возраста открыто проявляют как положительные (радость, восторг), так и отрицательные эмоции (гнев, грусть), но смена настроения происходит внезапно.
Эмоциональное состояние отражается в мотивируемых поступках. Эта цепочка имеет и обратную связь. Если изменилось настроение, нужно искать причину, а не ругать или наказывать. Таким образом, родители насильно навязывают ребенку положительное отношение и запрещают проявлять отрицательные эмоции, которые в равной степени необходимы для формирования правильного восприятия у ребенка понятий «плохого» и «хорошего». Психика дошкольника только формируется, поэтому следует аккуратно выбирать формы эмоционального воздействия. Зная эту связь, совсем не трудно изменить настроение у ребенка, ведь дети легко «переключаются».
Эмоциональное развитие по возрастам
Хотя дошкольное детство охватывает период от 1 года до 7 лет, по степени эмоционального развития его можно разделить на 3 временных участка.
Эмоциональные особенности ребенка 1-3 лет:
- желания выражаются через специфические эмоции;
- пока не умеет делать выбор;
- не осознает последствия своих действий;
- для него очень важна оценка взрослого;
- отсутствует эмпатия;
- эгоцентризм и завышенная самооценка.
В этот период зарождает самосознание. Ребенок начинает проявлять признаки самостоятельности, распознает свое отражение, отзывает на имя, употребляет личностное местоимение.
Развитие эмоциональной сферы 4-5 летнем возрасте:
- проявление аффективных реакций;
- эмоциональное предвосхищение;
- ребенок пытается управлять своим эмоциональным состоянием;
- формирование цепочки «желание — предвосхищение — направленное действие — соответствующая эмоция»;
оценивает свое поведение.
Весь спектр эмоций детей этого возраста завязан на климате в семье. Появляются новые интересы, навыки, формируются мотивы. Эмоции усложняются, ребенок ощущает гнев, грусть, застенчивость, восторг и иные эмоции. При этом он уже выражает их не плачем или смехом, а через речь и мимику.
Но дошкольники еще не могут контролировать свои переживания и эмоции, которые уже становятся произвольными и разумными. Для этого возраста характерно формирование эстетических и нравственных чувств.
[note]Дети 6-7 летнего возраста уже хорошо осознают правила общества, и в соответствии с ними подстраивают поведение.[/note]
В этом возрасте постепенно созревает чувство долга. Уже к 5 годам появляется моральное сознание, способствующее пониманию дошкольником предъявляемых требований. Дошкольник соотносит их к своим поступкам, а также действиям сверстников и взрослых. К 6-7 годам это чувство долга проявляется особенно ярко.
Развитие любознательности активно способствует проявлению удивления и радости новым открытиям. Творческая, художественная деятельность стимулирует развитие эстетически чувств.
Эмоциональная система, тем временем, еще остается незрелой. При неблагоприятных условиях у ребенка проявляются отрицательные эмоции, поведенческие нарушение, снижение самооценки, переживание тревоги и обиды. Все эти эмоции естественны, но детям дошкольного возраста очень трудно выражать отрицательные эмоции. Порой взрослые запрещают их проявлять, усугубляя положение. Нередко ребенок к 6 годам уже начинает контролировать свои чувства, прятать эмоции, но внутри кроется обида и гнев, отражающиеся на физическом и психическом здоровье. Поэтому позитивные эмоции важны в развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Можно выделить основные эмоциональные особенности детей этого возраста:
- формируются моральные, интеллектуальные и эстетические чувства;
- эмоции отражают физическое и психическое состояние ребенка;
- появляется чувство долга;
- речь помогает осознавать свои эмоции.
Эмпатия у дошкольников
Полноценное эмоциональное развитие не может происходить без формирования эмпатии — стремлению к сопереживанию и состраданию. Ребенку с сформированной эмпатией легче понять чувства и поступки другого, стремится ему помочь. Такие дети дошкольного возраста быстрее социализируются, свободно общаются, учеба в школе дается им легче.
Советы родителям, как развивать у своего ребенка эмпатию:
- в семье должен быть сформирован благоприятный климат любви и взаимопонимания;
- развивайте положительные стороны характера;
- объясняйте, как в конкретной ситуации правильнее поступить, поясняйте, к каким результатам могут привести такие поступки. Не бойтесь разбирать ситуации из жизни;
- в каждом обществе есть свои принципы, с которыми ребенка обязательно нужно знакомить;
сопереживайте ребенку; - хвалите за хорошие поступки;
- играйте с детьми.
И, самое главное, для своего ребенка нужно быть примером. Дети этого возраста буквально «впитывают» в себя поведение своих родителей и неосознанно копируют.
Проверка эмоционального развития
Определить развитие эмоциональной сферы можно с помощью следующих методов: опрос, тестирование, анализ рисунков, анкетирование, наблюдение, беседа.
Основное внимание обращается на эмоциональный фон ребенка, насколько выражены и подвижны эмоции, пытается ли он их контролировать, имеет ли место эмоциональная нестабильность. В результате выявляется весь эмоциональный диапазон, которые ребенок дошкольного возраста понимает и может передать, в т.ч. посредством речи. Наблюдается, как ребенок реагирует на различные происходящие явления вокруг себя. Определяется, восприимчив ли он к чувствам людей, понимает ли их эмоции.
Формирование эмоциональной сферы
В настоящее время большая часть дошкольников дают неадекватную реакцию на многие вещи, игнорируют чувства других людей, не умеют сопереживать, не пытаются контролировать эмоции. Во многом это связано с недостатком общения. Современные дети много времени проводят за компьютером, планшетом или телевизором. И дело не в полезности информации, а сколько времени они так проводят, и сколько времени им уделяют родители. В результате на лицо неполноценное эмоциональное развитие дошкольников.
Хорошо, если ребенок посещает детский сад и общается со сверстниками, т.к. это стимулирует эмоциональное развитие дошкольников. Но этого не достаточно! Благоприятная атмосфера в семье и регулярное общение, развивающие игры и положительные эмоции способствуют гармоничному развитию личности.
Если человек эмоционально благополучен, он достигает больших успехов в жизни, более целеустремлен, легко находит контакт с людьми. Эмоциональное благополучие формируется в детстве. И если родители не хотят уделить ему время своего настоящего, значит они обкрадывают его будущее. Положительная эмоциональная сфера дошкольника благотворно влияет на познавательные процессы, не может обойтись без общения с родителями.
[note]Эмоциональная сфера дошкольника формируется во время общения с другими детьми, игр, в т.ч. подвижных, во время творчества, чтения, трудовой деятельности, прослушивания музыки.[/note]
Можно выделить основные компоненты для развития:
- режим дня;
- самостоятельное творчество;
- физическая активность;
- совместная деятельность;
- игры;
- чтение;
- занятия с использованием наглядных пособий.
Эмоциональное воздействие как способ воспитания
Основная цель подобного воспитания — направлять эмоции детей, а не подавлять их. Разъяснить ребенку его поступок и обсудить плохое поведение будет лучшем решением, чем наказание. Во-первых, ребенок на примере будет учиться распознавать, что «хорошо» и «плохо», прекрасный пример для разбора жизненной ситуации. Во-вторых, родители будут лучше понимать своих дошколят.
Обычно эмоциональное развитие происходит в следующих направлениях:
1. Формируются навыки сопоставлять и различать эмоции в целом (на картинках);
2. Формируется навыки сопоставлять и различать эмоции людей.
Воздействовать на ребенка можно посредством игр. Ребенок дошкольного возраста лучше воспринимает такую форму подачи и дольше сохраняет интерес. Различают сюжетно-ролевые, коммуникативные, подвижные, психогимнастические, мимические, а также игры на развитие воображения и производительности. Положительный эффект дают прослушивание музыки, чтение сказок и их обсуждение, знакомство с живописью.
В ходе таких игр ребенок будет переживать различные позитивные эмоции, пытаться объяснять что именно он чувствует, сравнит свой опыт с другими детьми. Таким образом, ребенок станет лучше понимать себя и окружающих, тем самым стимулируя свое эмоциональное развитие.