Социальная компетентность дошкольника
Социально-эмоциональное развитие дошкольника это своеобразная свойство личности, оказывающееся в оптимальном сочетании адекватного эмоционального реагирования на события, поступки, проявление социальных действий.
Для полноценного социального развития дошкольника необходимы обе формы приобретения опыта: организованное социальное научение (воспитание и обучение как целенаправленное воздействие взрослого на ребенка) и практика социального взаимодействия.
Важной задачей психологии воспитания и обучения встает поиск оптимальных форм сочетания обоих видов социальной практики, как результат сочетания целенаправленного воспитания и обучения дошкольника с приемами самостоятельного усвоения закономерностей социального бытия: полноценная социальная развитость личности, социальная компетентность, социальная зрелость.
Социальное развитие ребенка происходит на почве эмоций, которыми он связан с социумом. Эмоциональный и социальный аспекты развития находятся в постоянном взаимодействии и взаимообусловленности. Эмоции, которые испытывает дошкольник к другим людям, ориентируют его на социальное поведение.
Проблема социализации, формирование жизненного опыта в дошкольном возрасте имеет большое значение. сейчас, когда мы вновь начали понимать, что каждый ребенок это неповторимая самобытная индивидуальная личность, очень важное место занимает изучение процессов, источников, механизмов социализации личности ребенка, то есть приобретения жизненного опыта, формирования социальной компетентности.
Социальная компетентность определяет способность контактировать с социумом.
Компонентами социальной компетентности можно считать морально-этические качества и социальную адаптацию индивида.
По исследованиям В. Кузьменко, будущее ребенка в значительной степени зависит от того, как он сумеет адаптироваться к социальной среде. Поэтому существуют такие показатели социальной компетентности дошкольников: адаптация к новым условиям жизни, социализация, групповое взаимодействие, социальный статус, понимание другой точки зрения, регуляция совместной деятельности, решение общих вопросов.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности.
Типология сформированной социальной компетентности
- Гармоничный тип – поведение и деятельность дошкольников сбалансированы, согласованы. Дети отзывчивые, инициируют поддержку партнера, быстро ориентируются в новых условиях.
- Гиперсоциальный тип – активность ребенка более развита, чем его индивидуальность. У дошкольника очевидно преобладание стремления поступать так, как требуется, заботиться об интересах других.
- Демонстративный тип – активность детей в данном случае эгоистична, дети индивидуальны по-своему, самоуверенные, настойчивые, командуют, необщительные.
- Деструктивный тип – непослушание дошкольников, агрессивность в поведении, завистливость, недоброжелательность, нарушение дисциплины, не выполнение моральных обязанностей.
Как свидетельствуют данные , только один тип можно квалифицировать как собственно социально компетентную.
Представители других типов, которые составляют 80% от всей группы, характеризуются недостаточной зрелостью, а следовательно, и недостаточной компетентностью.