Эстетическое развитие детей в художественном творчестве

Девочка рисует Развитие детей


Природа настолько щедра к человеку, что наделила талантом каждого. Тот, кто не владеет кистью живописца, искусством музыканта, может достичь больших успехов в спорте или науке, а тот, кто равнодушен к научным истинам, станет незаменимым специалистом, про которого скажут: «Мастер на все руки». Ребенок еще не успел родиться, а в нем уже живет великая тайна таланта. Высокое назначение педагога — помочь маленькому человеку разгадать секреты своего внутреннего «Я».

Познание себя и окружающего мира происходит через чувства. Поэтому так важно научить малыша видеть, слышать, чувствовать этот мир, воспринимать его как чудо.

Художественно эстетическое развитие дошкольников, воспитание чувств — актуальные проблемы современности. Актуальность усиливается пониманием необходимости формировать у дошкольников художественный опыт, личностные оценки, эстетические суждения и эмоциональные отклики.

Значительное внимание уделяется развитию творческих способностей дошкольников в различных видах деятельности, обучая общаться с прекрасным и воспроизводить его в рисунках и образах, стимулируя и поддерживая самостоятельность в воплощении собственных замыслов.

В работе с детьми дошкольного возраста самое главное пробудить отклик души, обратиться к воспитанию чувств.

Мы сегодня много говорим о дефиците доброты, любви, милосердия, сострадания. Но этому нужно учить так же, как и есть, ходить, разговаривать. Воспитание души — сложная задача, оно состоит из многих компонентов, формирующих чувство. Одним из таких компонентов является искусство. Оно открывает нам чудесный мир чувств человека, которое может в красках, линиях, цветах поделиться своими переживаниями, чувствами, волнением от увиденного, услышанного, пережитого в реальном мире, в реальной жизни.

Воспитательная роль искусства

Девочка с кистьюВоспитательную роль искусства отмечал еще Конфуций за пять веков до нашей эры. Исследования педагогов и психологов показали, что дети уже в младшем дошкольном возрасте начинают осознавать свои собственные чувства, настроения, переживания и способны откликаться на их проявления в других. Ученые считают, что необходимо стимулировать развитие у детей художественно- эстетических чувств.

Художники, скульпторы, народные мастера, образно воссоздавая окружающую действительность, передают свои чувства с помощью выразительных и изобразительных средств. Счастье, восторг, радость, печаль, горе, любовь и много других эмоциональных состояний доносят до нас произведения искусства. Однако недостаточный опыт и незначительные возможности маленького ребенка не позволяют ему самостоятельно познать эту сложную сферу культуры. Практическое значение опыта связано с возможностью использования его во время занятий по рисованию, художественно-самостоятельной деятельности, кружковой работы.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста опытный педагог осуществляет с позиции личностно-ориентировочного

И деятельностного подхода. Воспитатель создает развивающую среду, в которой дети незаметно и последовательно углубляются в познание предметов, объектов и явлений окружающего мира. Чтобы у ребенка возникло желание самостоятельно творить, он должна приобрести умение видеть признаки предметов, выделять из них существенные и второстепенные, понимать роль каждого. Владение техническими приемами способствует творческому развитию и его протекание зависит от индивидуальных особенностей детей.

Воспитатель всегда является сотворцом, внимательным собеседником, советчиком, доброжелательно оценивает малейшие успехи каждого ребенка.

Условия успешного развития изобразительной деятельности ребенка

Успешное развитие изобразительной деятельности и творчества у детей зависит от целого ряда условий. Главное из них — целенаправленное влияние педагога на организацию деятельности детей, систематическое и последовательное развитие восприятия, воображения; на основе которых формируется творчество, фантазия; обучение изобразительным умениям и навыкам.

Для этого необходима высокая профессиональная подготовка воспитателя, его мастерство. Он должен иметь художественно-педагогическую подготовку, хорошо знать каждого ребенка, его особенности, оказать помощь при необходимости для решения конкретных задач, не снижая уровня активности самого ребенка, устанавливать субъектные отношения. Первое правило работы воспитателя — чтобы научить кого-то, надо самому учиться.

Воспитатель вместе с детьми учится работать, чтобы прочувствовать каждое слово, каждую линию, мазок, краску. ее надежными помощниками в этом являются детские книги и иллюстрации к ним, репродукции произведений живописи, встречи с художниками, семинары-практикумы, методическая литература по эстетическому воспитанию, пособия по изобразительной деятельности.

Любуясь произведениями живописи, дети не просто рассматривают картину, они могут «погрузиться» в нее. Малыши способны услышать шелест нарисованного листьев, почувствовать на щеках теплый ветерок, вдохнуть ароматы леса или луга. Но чтобы произведения искусства вызвали глубокие и яркие чувства, взрослые должны помочь малышам — создать хорошие условия для восприятия.

В работе с детьми воспитатель сосредоточивает внимание на сочетании нетрадиционных и традиционных техник рисования.

Это способствует формированию у детей практических умений и навыков рисования, эмоционально- чувствительном развития дошкольников. В изобразительной деятельности приоритет предоставляет нетрадиционным техникам рисования. Именно от них воспитатель получает с детьми наибольшее наслаждение.

Техники рисования

Рисование бутылкойДети учатся владеть техниками рисования: карандашами, фломастерами, гуашью, акварелью, мелками, свечой, пальцами, ладошками, кулачками, набрызгиванием, ниткографией, ляпкографией, монотипией, зубной щеткой, перьями, листьями, крышкой от банки, пенопластом, губкой, подошвой обуви, мятой бумагой, тряпочкой, мыльными пузырями, на увлажненной бумаге, губной помадой, клеем ПВА, пластилином, штампуют различными материалами и создают образы. Самостоятельно компонуют рисунок на листе, знают все цвета спектра.

Прежде чем создавать с детьми с помощью нетрадиционных техник замечательные рисунки, педагог обогащает эмоционально-чувственную сферу воспитанников, учит их эстетического видения окружающей действительности.

Способствуют этому наблюдения объектов и явлений окружающей среды, сравнение их, любование природой родного края. А уже затем дает детям возможность выразить свои чувства, проявить творчество в художественной деятельности. Учит детей анализировать художественные произведения, определять их эмоциональное настроение, выражать свое отношение к ним, характеризовать средства художественной выразительности, а главное — понимать, что такое художественный образ.

Начиная рисовать, ребенок как бы входит в новый мир взаимоотношений.
Краски, кисти, бумага, карандаши, мел для него не просто средства изображения. Они хорошие друзья, которые помогают передать настроение, состояние души маленького художника.

Такая творческая работа помогает «оживить», «освежить», «одухотворить» предметы окружающей действительности.

Прежде всего воспитатель формирует мотив деятельности, что обеспечивает принятие ребенком решения изобразить тот или иной предмет.

Необходимое условие накопления информации о предмете будущего изображения — эмоциональное заинтересованное наблюдение ребенком этого предмета в реальной действительности.

Познание окружающего мира

Познание ребенком себя и окружающего мира происходит через чувства. Поэтому так важно научить малыша видеть, слышать, чувствовать этот мир, воспринимать его как чудо.

Всматриваться, вслушиваться, наблюдать, замечать, вникать, не проходить в стороне — вот те умения, которые помогают по-настоящему понять, углубиться в мир искусства. Встреча с искусством создают у детей соответствующее настроение, возбуждают воображение и фантазию, вызывая желание последующих встреч и выявление собственного творчества. Воспроизвести свои чувства и впечатления побуждают ребенка взяться за кисть или карандаш.

Занятия по рисования, которые проводит воспитатель — это встреча ребенка с произведениями искусства, сказкой, одним из предметов окружающего мира, или явлением, загадочным для нее.

Такие встречи учат дошкольников замечать красоту, радоваться и удивляться ей, выражать свои чувства.

Планируя и организуя занятия, воспитатель ставит цель, отбирает нужный материал, создает соответствующую среду.

Занятия проводятся творчески, нестандартно, во время которых малыши чувствуют себя исследователями, всегда готовыми к приключениям и экспериментам, открывая для себя возможности и результаты рисования. Задача взрослого — создать соответствующие условия, предлагая детям различные краски и материалы, оборудование и приборы, и радоваться их увлечением художественным творчеством, направить ее на результат.

Педагогическое сопровождение детского рисования

Задачей педагога по технологии сопровождения рисование является, прежде всего:

  • сохранение феномена детского творчества;
  • развитие интереса к рисованию, оценочного отношения ребенка к этой деятельности;
  • ознакомление с изобразительными материалами и их возможностями для создания рисунка;
  • ознакомление с графическими и живописными техниками и обогащение опыта творческих действий с различными материалами;
  • стимулирование стремления достичь образно-эстетической выразительности рисунка.

Для того, чтобы разнообразить занятия, научить детей воспроизводить мир шире, масштабнее, воспитатель включает в учебно-воспитательный процесс коллективное творчество. Воспитанники с удовольствием создают панно, плакаты к праздникам, украшают ими входные двери своей групповой комнаты, приветствуя каждого, кто заходит в группу.

Заинтересованность детей во время изобразительной деятельности значительно возрастает, если результат имеет общественную ценность.

Нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционными техниками рисования дети овладевают на занятиях, во время самостоятельно-художественной деятельности. В форме увлекательной игры малыш учится создавать рисунки простой формы с предоставлением им образной выразительности.

От занятия к занятию движения воспитанников становятся все более искусными, дети учатся детализировать созданное изображение, находить способы его улучшения, обогащения.

Дети рисуютСовершенствование движений, укрепление мелких мышц рук благотворно влияет на подготовку руки к письму. Кроме того, описание созданных детьми рисунков, составление по ним сказок, рассказов развивает речь дошкольников. Эти успехи заметили и родители воспитанников.

Они тоже не равнодушны к творчеству детей, вместе с ними приобщаются к «рождения» цветного чуда, прикасаются к миру прекрасного.

Дошкольники всех возрастных групп привлекаются к тематическому образо созиданию. Младшим дошкольникам предлагается воплотить такие темы, как «Грибочки», «Дыня — осенняя хозяйка», «Бабушкино цыпленок», «Весеннее солнышко», «Цветные мячики» и другие. Детям средней группы предлагается нарисовать «Пушистый зайчишка», «Шарики для елки», «Веточка калины», «Красные фрукты» и тому подобное.

Предлагаемой техникой осуществляется замысел с детьми старшего дошкольного возраста на темы: «Почтенный арбузище», «Овощной ярмарка», «Ялинка-веселинка», «Скворцы», «Цветные ленты», «Цветы для мамочки» и тому подобное.

Разнообразные игровые действия во время показа последовательности изображения понятны детям, поощряют подражание. Педагог прибегает к созданию игровых ситуаций с использованием пантомимы, загадок, стихов, песенок, отрывков из сказок и музыкальных произведений. Это повышает познавательную и творческую активность детей.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector