Приобщать малыша к прекрасному и возвышенному, к миру художественного искусства, возродить ее творческие начала и желание заняться разными видами художественной деятельности – одно из главных задач работы нашего коллектива.
Художественно-эстетическое развитие: критерии и уровни его у дошкольников
Ознакомление с произведениями искусства.
Достаточный уровень:
- проявляет имеющийся интерес к рассматриванию доступных иллюстраций и картинок, некоторых картин художников, на которых изображены дети, животные, растения;
- комментирует увиденное, сопровождает мимикой, пение сопоставляет с увиденным в реальной жизни;
- эмоционально откликается на музыку, ярко реагирует на контрастные по настроению музыкальные мелодии, с удовольствием слушает классическую музыку;
- с удовольствием слушает и эмоционально воспринимает детские произведения, узнает их, комментирует, высказывает свое отношение;
- чувствует и восстанавливает интонационно и с помощью движений ритм музыки и поэзии;
- эмоционально и ассоциировано воспринимает кукольные спектакли в театре.
Средний уровень:
- проявляет интерес к ярким книжных иллюстраций, картинок, комментирует увиденное;
- различает мелодии и стихи с настроением и ритмом;
- с удовольствием слушает детские сказки, произведения, песни, посещает кукольные спектакли.
Низкий уровень:
- не проявляет интереса к книгам, даже к иллюстрациям в них;
- интерес к кукольных спектаклей краткосрочный, или вообще отсутствует, восприятие событий;
- мало чувствителен к настроению и характеру музыки и стихов.
Художественный образ языком искусства.
Достаточный уровень:
- проявляет активный интерес к различных художественных образов;
- легко соотносит форму, размер, цвет, фактуру реальных и изображенных предметов окружающей среды;
- охотно и верно воспроизводит ритм и интонации мелодии пением и танцевальными движениями, импровизирует под музыкальное сопровождение, стремится играть на музыкальных инструментах, имитирует эту игру;
- понимает характер воспроизведенных в театральном зрелище образов;
- адекватно реагирует на слова, паузы, тональность, высоту и тембр голоса, которые использует взрослый во время чтения;
- наблюдение за произведениями искусства побуждает к созданию собственных сказок, стихов, рисунков, театрализованных действий.
Средний уровень:
- способен соотнести большинство качеств реальных и изображенных предметов;
- может воспроизвести ритм и интонации мелодии посредством движений и пения;
- различает характер большинства воспроизведенных художественными средствами образов;
- адекватно реагирует на вещественные средства средства воспроизведения взрослым художественных образов;
Низкий уровень:
- не соотносит образы и их качества в художественных средствах и реальной жизни;
- неадекватно реагирует на слова, паузы, тональность, высоту и тембр голоса, которые использует взрослый во время
чтения; - затрудняется воспроизвести ритм и интонации мелодии посредством движений и пения;
Художественно-практическая деятельность.
Достаточный уровень:
- проявляет имеющийся интерес к изобразительной деятельности;
- проявляет инициативу, импровизирует;
- выявляет отношение к изобразительному искусству с помощью цвета;
- способен создавать образ по замыслу, соблюдать замысла в процессе деятельности;
- сопереживает созданному образу, отождествляет себя с ним;
- дает оценку сделанному; изображения становятся похожими на реальные объекты, появляется ритмическое чередование объектов;
- в изображении человека присутствует туловище, черты лица, уши, даже волосы; может самостоятельно слепить из пластилина кольца, сделать простую аппликацию;
- эмоционально и подвижно сопровождает рассказов, стихов и сказок, пение песен;
- подражает персонажей, придерживается ритма танцевальных движений.
Средний уровень:
- проявляет эпизодический выборочный интерес к изобразительной деятельности;
- передает основные черты и свойства объектов;
- воспроизводит окружающие предметы и явления с помощью ритмичных мазков, штрихов, прямых и округлых линий;
- осознанно использует различные цвета;
- рисунок человека носит форму головонога, могут присутствовать черты лица;
- с помощью взрослого лепят из пластилина, делает аппликации;
- может воспроизвести ритм и интонации мелодии посредством движений и пения;
Низкий уровень:
- не проявляет или проявляет краткосрочный интерес и инициативу к изобразительной деятельности;
- нуждается в постоянной помощи взрослого.
Детское творчество.
Достаточный уровень:
- охотно экспериментирует с красками, карандашами, глиной, аппликационными формами, деталями конструктора, природным материалом;
- удачно сочетает различные материалы в единой композиции;
- сознательно выбирает вид художественной деятельности, материалов;
- любит образовывать собственные сказки;
- активно занимается словотворчеством, хвастается ее результатам перед другими;
- импровизирует игру на детских инструментах;
- использует юмор (прибегает к непохожих на настоящие звуков и жестов, подбирает неподходящие детали костюма).
Средний уровень:
- начинает экспериментировать с материалами и их сочетанием;
- с помощью взрослого, а иногда и сам может сознательно выбирать вид художественной деятельности;
- делает удачные попытки образовывать собственные сказки, стихи, проявлять юмор;
- занимается словотворчеством.
Низкий уровень:
- не проявляет склонности к собственной творческой деятельности;
- не интересуется изобразительной деятельностью других детей, не подражает осознанно их действия;
- не стремится к образованию собственных историй, словотворчество носит случайный характер;
- попытки юмора носят деструктивный характер и не имеют элементов творчества.
Роль социокультурной среды
Одним из условий эффективного внедрения целостной системы художественно-эстетического образования и воспитания дошкольников является создание эстетической среды в учебном заведении, открытого к активному взаимодействию с окружающей социокультурной средой.
Важной задачей современного дошкольного учреждения становится создание инновационной педагогической инфраструктуры, которая будет охватывать:
- эстетику предметной среды, в котором дошкольники смогут реализовать свои художественно-творческие способности (эстетика дошкольного окружающей среды — наличие материальной базы :картинные галереи, художественные горнице, костюмы для театрализации, декорации, музыкальная фонотека; современный дизайн интерьеров и тому подобное);
- эстетику социально-педагогической среды (эстетика дошкольного общения и жизнетворчества, красота межличностных отношений, господства педагогического оптимизма и веры, что каждая ребенка — в душе художник).
Дошкольное учреждение со специфическим социально-культурной средой в новых общественно-экономических условиях должен быть открытым к контактам с учреждениями культуры и искусства (музеями, дворцом культуры, театрами), до взаимодействия с профессиональными и самодеятельными художественными коллективами и известными художниками, более того — он должен стать инициатором таких контактов.
Именно художественно-эстетические аспекты дошкольного жизни имеют возможность нейтрализовать внешнее влияние макросреды, средств массовой информации, выполнять арттерапевтическую и превентивную функции девиантного поведения дошкольников.