Как известно, работа по исправлению недостатков или нарушения звукопроизношения состоит из определенных этапов. Здесь важна последовательность и систематичность логопедического воздействия, которая вытекает из особенности звукопроизношения у детей. Проследим взаимосвязь коррекционных моментов со стороны логопеда в дошкольном учреждении и родителей дома.
О последовательности логопедической работы
Напомним последовательность логопедической работы при нарушении и коррекции неправильного звукопроизношения у детей совершенствование моторного развития детей (артикуляционной и мелкой моторики), развитие и совершенствование фонематичных процессов, коррекция произносимого стороны речи, закрепление правильного звука в речи детей.
Подчеркиваем необходимость сохранения в домашних условиях той последовательности и систематичности в коррекции нарушения звукопроизносительных навыков у дошкольников, которой придерживается логопед в своей работе. Одним из необходимых условий правильного произношения звуков является развитие речевой моторики.
Логопед уделяет серьезное внимание нарушению, а затем развитию и совершенствованию артикуляционной моторики – это упражнения для губ и языка, которые способствуют отработке полноценных движений артикуляционных органов и необходимы для верного произношения звуков.
Для того, чтобы заинтересовать детей выполнять не очень понятные и не всегда легкие упражнения, используем игровые мероприятия («Сказка про Веселый Язычок» и рассказ о его путешествиях).
Сопровождать рассказ можно соответствующими картинками или рисунками в тетрадях детей и небольшими стишками. Дома родители могут использовать свои варианты сказок, изменять их, дополнять. Это исключает скучное, неинтересное выполнение необходимых задач.
Моторика как стимулятор речи
Одновременно с выполнением артикуляционных упражнений рекомендуем стимулировать речевое развитие детей путем исправления звукопроизношения у детей через тренировку движений пальцев рук. Обращаясь к исследованиям звукопроизношения у детей таких ученых, как А.М.Мастюкова, Н.Ф.Фомичова, отмечаем определенную связь между развитием движений пальцев рук и речевым развитием.
Полезны очень разнообразные упражнения с выполнением фигурок из пальцев предложенные В.Кладбищенским. Изображение каждой фигурки нужно сопровождать рисунком и стишком, включая их в артикуляционную гимнастику – в «Сказку про Веселый Язычок».
Упражнения по коррекции нарушения звукопроизношения у детей надо проводить в определенной последовательности: сначала по подражанию, затем по словесной инструкции с показом, только тогда по одной инструкцией.
Становление моторики на дому
Развитие мелкой моторики в домашних условиях дает возможность прививать детям навыки самообслуживания, приучать детей к аккуратности, воспитывать любовь к труду, прилежание, самостоятельность в выполнении заданий, уважение к старшим и труду взрослых.
Задачей-играми в домашних условиях может быть: работа с карандашом и ножницами, расстегивание и застегивание пуговиц, шнуровки, мозаика и конструктор, игра пальчиковым театром, завязывания и развязывания узлов, перемотка цветных ниток, игра «Золушка» — сортировка круп, выкладывание узоров из иголок, спичек, камушков и проч.
Ребенок дома имеет больше времени, чтобы выполнить такие задачи, стимулом здесь может быть похвала и поощрение со стороны взрослых и осознание ребенком необходимости и полезности его труда, его деятельности. Некоторые из предложенных видов работы надо проводить в определенной последовательности: по образцу, по словесной инструкции, по памяти, самостоятельно. Другие дают волю творчеству, где будут присутствовать фантазия, выдумка и воображение ребенка.
Параллельно логопедом ведется работа по развитию и совершенствованию фонематичних процессов, то есть формирование умения вслушаться в слово, что звучит, познавать и различать существующие в его составе звуки. Родители же продолжают и вносят разнообразие в коррекционный процесс, предложенный специалистом. Начинается такая работа на материале непроизносимых звуков и последовательно материал усложняется, охватывая все речевые единицы.
Работа по постановке звука при его нарушении в речи – специальная логопедическая – и помощь родителей здесь только, на наш взгляд, моральная: вера в успех, поддержка ребенка.
Успех следующего логопедического метода больше зависит от участия родителей в этом процессе. Автоматизация правильного звукопроизношения в слогах, словах, фразах, скороговорках, текстах, считалках, загадках и веселых стишках довольно своеобразная. Ребенок еще не может использовать новый полученный звук во всех словах и словосочетаниях. Стереотип старого звукопроизношения еще не погас, а новый еще не закрепился или наблюдается грубое его нарушение.
«Период овладения звуком» — так называл это время О. М. Гвоздев. И иногда, отказавшись в данный период от помощи логопеда, родители отмечают не результативность работы, которая проводилась, потому что звукопроизношение у ребенка осталась дефектным имеет какие-либо нарушения. В этот период важна настойчивость родителей, постоянство в требованиях, контроль за правильным произношением звуков.
Проблемы родителей в речевой коррекции ребенка
При «домашней» работе над языком своих детей родители испытывают некоторые трудности из-за ошибки и неточности в своих действиях.
Это, во-первых, привыкание к дефектной речи ребенка. Иногда родители не замечают, как ребенок «соскальзывает» на ошибочное произношение, или адаптируются к речи, не замечая грубых ее дефектов.
Во-вторых, существуют ошибки при подборе речевого материала для закрепления навыков правильного звукопроизношения.
В-третьих, монотонность занятий, проведение их без игровых моментов, дидактических материалов. Поэтому постоянная помощь со стороны логопеда и воспитателя, их соучастие, дадут возможность родителям активнее включиться в сложный, но такой необходимый процесс усвоения детьми правильного звукопроизношения.