На очереди – культура деятельности ребенка — развитие в дошкольном детстве творческих способностей, целесообразна организация различных видов предметно-практической и художественной детской деятельности, воспитание основ сознательного отношения к общественно ценному труду, формирование элементарных трудовых и художественных навыков, простейших форм технологической умелости, дисциплинированности, самостоятельности, культуры и безопасности труда.
Что значит «культура поведения»
Культура поведения как совокупность целесообразных и социально приемлемых эмоциональных, словесных, действенных, жестовых проявлений ребенка дошкольного возраста – важный показатель его жизненной компетентности, зрелости его личности, готовности гармонично войти в широкий мир, занять в нем должное место.
Успешность предметно-практической, игровой и художественной деятельностей в большой степени определяется эмоциональной восприимчивостью ребенка, его заинтересованностью делом, владением необходимыми умениями и навыками, целостным мировоззрением, способностью дифференцировать подлинное и мнимое, реальное и сказочное, воспроизведенное и самостоятельно созданное.
Важно, чтобы в старшем дошкольном возрасте ребенок не только потреблял продукты физической, интеллектуальной и духовной работы других людей, но и стремился сделать что-то самостоятельно, проявить выдумку, изобретательность, смекалку, креативность.
Широта его индивидуального опыта, богатство жизненных впечатлений, высокая любознательность, умение использовать предметные, игровые и художественные средства, соотносить их с целью и содержанием своих действий, положительно влияют на характер жизнедеятельности, созданные продукты труда, игровые роли, художественные образы.
Важным результатом овладения ребенком практической, игровой и художественной деятельностями является осознание себя активным субъектом действия, сформированное эмоционально-ценностное отношение к процессу и продуктам творческой деятельности, высокая мотивация достижения.
Культура деятельности ребенка и Субсфера «Предметный мир»
Компетентность в субсфере «Предметный мир» предполагает сформированность у дошкольника способности ориентироваться в разнообразии предметов, классифицировать их, различать по расположению в пространстве и за отдаленностью; владение навыками практической деятельности, культурного потребления и элементарного производства продуктов труда, готовностью преодолевать трудности на пути к цели.
Субсфера «Мир игры»
Компетентность в субсфере «Мир игры» определяется развитостью у ребенка дошкольного возраста игровых умений, его способностью использовать адекватные игровые атрибуты и игрушки, сформованностью игрового партнерства, усвоением и соблюдением игровых правил, способностью разнообразить игровые сюжеты, связать их с положительными сторонами современной жизни, развитостью базовых личностных качеств.
Культура деятельности ребенка и Субсфера «Мир искусства»
Компетентность в субсфере «Мир искусства» показывает эмоциональную восприимчивость ребенка, его эстетическое отношение к объектам и явлениям, интерес к различным видам художественной деятельности, умения работать с различными материалами, использовать различные техники, подбирать соответствующие средства реализации своего замысла, проявлять творческие способности, радоваться созданному.
Развитость у ребенка шести (семи) лет жизни соответствующих возрасту моделей предметно-практической, игровой и художественной деятельностей является важным условием формирования его личностной культуры.