Современные исследования показывают, что многие традиционные методы по развитию речи у дошкольников работают недостаточно эффективно.
Все больше ученых, работающих в сфере педагогики и психологии, предлагают использовать новые нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими трудности в речевом развитии. Среди отечественных исследователей, работающих в этой области, можно выделить Чистякову М.И., Зинкевич-Евстигнееву Т.Д. и других.
Эти исследователи приводят аргументы в пользу внедрения новых нетрадиционных методов в работу по коррекции речи, в сочетании с эффективными традиционными.
Современные инновационные методики, уже хорошо себя зарекомендовавшие – это сказкотерапия, психогимнастика и релаксация. Работа по этим методам позволяет преодолевать различные речевые нарушения и психофизические дефекты в речи ребенка дошкольного возраста, проводя индивидуальные и групповые занятия.
Любые занятия должны строиться на комплексном подходе, сочетающим использование самых разных методик и приемов. Как правило, именно сочетание нескольких стандартных методик с нетрадиционными дает наиболее яркий результат.
Рассмотрим несколько наиболее эффективных нетрадиционных методик, позволяющих корректировать и развивать речь дошкольников.
Метод наглядного моделирования
Этот метод показал свою эффективность в работе по коррекции речи у детей дошкольного возраста. Благодаря этому приему ребенок начинает представлять себе визуально такие абстрактные явления, как текст, слова и звуки. Это облегчает понимание процесса работы с этими языковыми элементами.
Суть наглядного моделирования заключается в демонстрации свойств изучаемого явления, создание прототипа изучаемого объекта и работы с этим прототипом.
Приведем пару наглядных примеров. Допустим, логопед проводит работу по коррекции нарушений слоговой структуры с малышами дошкольного возраста.
Для этого он может использовать игру «Пирамида». Суть игры заключается в том, чтобы дошкольники выкладывали картинки в нужные кольца пирамиды. Например, нижнее кольцо должно содержать однослоговые слова, среднее кольцо – слова из двух слогов, а верхнее – слова из трех слогов.
Для развития связной речи воспитатель может расставить несколько картинок в определенном порядке и попросить детей составить последовательный рассказ, причем сюжет этого рассказа строить в том же порядке, что и выставленные картинки.
Воспитатель активно помогает детям в этой работе и следит за тем, чтобы рассказ действительно имел связный сюжет.
Развивающий логопедический массаж
Массаж обычно ассоциируется у людей с глубоким лечебным воздействием на организм человека. Но интересно, что массаж оказывает прямое воздействие на работу головного мозга. Он тонизирует центральную нервную систему и усиливает нервные связи головного мозга с мышцами и сосудами.
Ауглин Ф.Р. разработал такие методики массажа, которые оказывают положительное влияние на память, мышление человека, аналитические способности мозга, на развитие речи. Был проведен эксперимент. На протяжении восьми месяцев дети дошкольного возраста приходили на процедуру специального массажа.
Уже в конце третьей недели эксперимента была замечена повышенная активность мозга у подавляющего большинства участников эксперимента. Это проявилось в том, как они учатся в школе и чем интересуются. Эксперимент выявил, что регулярный массажный комплекс, разработанный ученым, позволяет повысить умственные способности ребенка на целых 75 процентов!
Массаж проходи в 6 этапов. Каждый этап нужно повторить 10 раз. Это несложно и занимает всего 10 минут.
При этом со временем ребенок может научиться делать себе такой массаж самостоятельно.
- Тянуть мочки ушей вниз. Затем оттянуть верхушки ушей вверх. Затем оттянуть середину ушей вперед, назад и в стороны.
- Рисовать круги на щеках двумя пальцами каждой руки одновременно обеими руками.
- Двумя пальцами рук в разных направлениях, рисовать контуры вокруг лба и подбородка.
- Двумя пальцами нарисовать контур вокруг глаз одновременно вокруг каждого глаза.
- Указательными пальцами нажимать по очереди на четыре точки носа (на переносице, на середине, у края, в точке Хэ-ляо).
- При открытом рте челюстью двигать вправо-влево.
Для того, чтобы усилить эффект от этого массажа, можно также добавить артикулярный массаж и массаж для кистей рук.
Массаж с использованием карандашей
Ученые давно заметили, что на работу мозга оказывает активное влияние движения рук человека.
Проведенные эксперименты показали, что даже простейшее упражнение руками, выраженное в сжимании и расжимании кулаков, способствует более быстрому развитию речи у детей. Старый добрый массаж с использованием потешки о сороке-белобоке получил научное объяснение.
Дети любого возраста, как правило очень любят рисовать. Можно предложить ребенку каждый раз перед тем, как приступить к рисованию, делать себе самомассаж рук с помощью карандаша.
Благодаря граням на карандаше ребенок может массировать себе запясться, ладони, пальцы, зоны между пальцами, тыл ладоней. Это не только способствует развитию моторики, но и оказывает положительное влияние на развитие речи.
Игровые приемы в автоматизации звуков
Традиционные занятия по автоматизации звуков, как правило, очень скучные и нудные. Детям они обычно не нравятся, что плохо влияет на успешность самой методики. Однако если включить в эти занятия элемент игры, то все становится намного интересней.
Вот лишь некоторые приемы, которые могут помочь.
- логопед при помощи метронома задает определенный ритм, в котором ребенок должен проговаривать заданные слоговые ряды или слова.
- ребенок проговаривает нужные слова или звуки до тех пор, пока не закончится песок в песочных часах.
- ребенок проговаривает заданные слова, и если совершает ошибку в произнесении какого-либо звука, слышит сигнал колокольчика.
Парадоксальная гимнастика
Стрельникова А.Н. разработала нетрадиционные, но очень эффективные методы проведения гимнастики для конкретного детского возраста. Благодаря набору упражнений достигается увеличение объема вдыхаемого воздуха. Например, совершая движения, которые сжимают грудную клетку, нужно делать вдох.
Гимнастика подчинена ритму. Каждое упражнение нужно выполнить восемь раз, после чего делается перерыв на 5 секунд и осуществляется переход к следующему пункту.
В итоге занятие длится около 7 минут.
- Нужно достаточно сильно сжать кулаки и параллельно с этим выполнить интенсивный вдох. Потом долго выдыхать, разжимая и расслабляя кисти рук.
- Во время быстрого интенсивного вдоха носом толкаются кулаки к полу, как будто с рук сбрасывается что-то неприятное. Кулаки разжимаются и пальцы растопыриваются.
- Наклоняясь, округлить спину и совершить интенсивный вдох в самой нижней точке сгиба. Разгибая спину сделать плавный выдох.
- Приседая, делать интенсивный вдох и расставить руки в сторону, как будто хочешь кого-то поймать.
- Делая интенсивный вдох обнять себя руками за плечи.
- Наклониться и прижать ладошки к коленям. При этом произвести сильный вдох. Затем откинуться назад, слегка наклонившись в обратном направлении, обнять себя за плечи руками и сделать еще один вдох. Выдох совершается между этими фазами.
- Поворачивая голову то вправо, то влево, делать интенсивные вдохи на крайних позициях. В промежутках между ними медленный выдох.
- Наклонная голову к левому и правому плечу, делать интенсивные вдохи на крайних позициях и в промежутках между ними делать плавный выдох.
- Опустить взгляд вниз и сделать интенсивный вдох. Откинуть голову назад – снова интенсивный вдох.
- Выставить правую ногу вперед и перевести всю тяжесть тела на нее. Присесть на этой ноге и в этот момент глубоко вдохнуть. Затем выпрямиться, делая выдох. То же самое проделать с левой ногой
- Поднять правую ногу, как при маршировке, слегка согнуть левую ногу и совершить глубокий вдох. Выдох производится во время возврата в исходное положение. То же самое повторить для левой ноги.
Главной задачей воспитателей детского сада является развитие активной грамотной речи у воспитанников определенного возраста.
Важно, чтобы дети не просто хорошо понимали речь окружающих взрослых, но и сами умели доходчиво излагать свои мысли, правильно произнося звуки.
В этой статье мы обсудили лишь некоторые из инновационных методик становления речи, которые уже внедряются во многие образовательные учреждения нашей страны.
Но это направление продолжает развиваться и можно наблюдать ежегодно появление новых инновационных методик, каждая из которых достойна внимания педагогов, логопедов и психологов, проводящих работу с детьми дошкольного возраста.