Большое значение пересказа предоставляли корифеи педагогики К. Ушинский и Л. Толстой, которые видели в нем обязательное условие-важный этап обучения для овладения речевой деятельностью, обязательную степень литературного образования. Такого же мнения придерживаются и современные ученые, что правильно организованные наблюдения над образцами речи побуждают ребенка к собственному творчеству.
Значимость умения пересказывать
Ознакомление с лучшими образцами художественного творчества имеет большое значение для развития у ребенка дошкольного возраста умения строить собственное высказывание. Задача педагога — подвести детей к активному, творческому подражанию чужого текста, помочь его усвоить. Именно при таких условиях подражание литературного образца становится толчком к собственной активной речевой деятельности. Во время обучения пересказу литературных и фольклорных произведений происходит формирование выразительности речи.
В возрасте от 4 до 5 лет у детей начинают формироваться навыки самостоятельного связного высказывания. Малыши этого возраста в это время не только отвечают на вопросы взрослого, но и способны рассказывать однако, где они были, что с ними случилось, что им понравилось подобное. Именно поэтому в дошкольном возрасте детей учат пересказывать художественные произведения. Ведь детская литература содержит лучшие образцы для подражания.
Как помочь ребенку дошкольного возраста научиться пересказывать?
Прежде всего необходимо ознакомить ребенка с художественным произведением. Взрослый выразительно рассказывает сказку или читает рассказ, проводит беседу по содержанию, показывает иллюстрации. Своими вопросами и пояснениями сосредоточивает внимание ребенка на отдельных частях произведения: с чего начался рассказ, что случилось потом, чем закончилось событие.
После этого взрослый предлагает ребенку пересказать произведение. Лучше это делать в игровой форме: рассказать сочинение любимой игрушке, бабушке, папе или превратиться в ведущего детской телепередачи «спокойной ночи, малыши» и перевести «зрителям» сказку или рассказ.
Какие трудности испытывают дети во время пересказа?
Малышам еще трудно самостоятельно разобраться в смысле пересказа, они что-то пропускают, переставляют эпизоды и так далее. В таком случае взрослый может помочь ребенку постановкой вопросов по содержанию произведения.
Обратите внимание! Во время пересказа важно передать смысл художественного произведения, соблюдая последовательность в воспроизведении эпизодов. Взрослый должен показать малышу, что можно заменять слова и предложения.
Как пересказать сказку?
- Взрослый читает сказку.
- Взрослый спрашивает по содержанию.
- Взрослый предлагает ребенку рассказать эту сказку своим игрушкам. Для того чтобы слушателям было все понятно, стоит еще раз послушать сказку.
— Закрой глаза, слушай внимательно и представляй все, о чем рассказывается. - Чтение сказки еще один раз.
- Пересказ сказки.
Помните! Важной предпосылкой речевого развития дошкольника является регулярность занятий, ваша уверенность, доброжелательность и желание заинтересовать детей совместной деятельностью.
Требования к материалу для пересказывания
Истории для пересказа должны отвечать определенным требованиям, главным из которых является отбор литературных текстов, которые ребенок данного возраста способен самостоятельно воспроизвести. Тексты должны отличаться четкостью композиции, в которой последовательно прослеживаются основные события, динамичность сюжета. Персонажи должны быть близко знакомы детям из других сказок.
Большое значение для успешного обучения пересказа имеет речь, которая должна быть простой для воспроизведения, но в то же время образной, выразительной, с использованием диалогов, не содержать незнакомых, сложных для понимания и воспроизведения слов.
Занятия по пересказу литературного произведения — одно из самых сложных среди других речевых занятий, поскольку один и тот же текст дети должны прослушать несколько раз, в основном это пересказы самих детей). Однообразие занятия может навеять на дошкольников скуку и будет малоэффективным. Обучение ребенка пересказу через применение различных способов пересказа оживит занятие и будет способствовать активизации речи детей дошкольного возраста.
Способы обучение ребенка пересказу
Есть такие способы организации пересказа:
- полный (целостный) пересказ — один ребенок пересказывает весь текст. Этот способ целесообразно применять, когда текст короткий. В то же время, если воспитатель не нацеливает детей на выполнение каких-либо специфических творческих заданий по тексту, у них быстро снижается интерес к пересказу;
- пересказ по частям (командами). Этот способ заключается в том, что воспитатель или сами дети создают команду, члены которой договариваются между собой, кто какую часть будет пересказывать. Во время такого пересказа задействовано несколько детей; они внимательно слушают не только собственно речь, но и высказывания товарищей;
- коллективный пересказ — дети по очереди произносят текст произведения. Объем пересказа определяет воспитатель — это может быть предложение, продолжение мысли предыдущего говорящего или эпизод. Во время коллективного пересказа на протяжении всего занятия почти все дети сохраняют внимание к тексту, находясь в активном состоянии, учатся следить за речью другого человека, продолжать рассказ;
- инсценировка по ролям. Этот способ пересказа в основном применяют в младшем дошкольном возрасте. Воспитатель берет на себя роль автора, помогает детям распределить роли, подобрать атрибуты, костюмы, обсуждает с ними характер персонажей, советует поразмышлять над интонацией. В то же время воспитатель на одну роль может назначить несколько дублеров. На протяжении данного занятия наблюдается высокая активность детей, живой интерес к тексту, происходит формирование интонационной выразительности речи;
- творческий пересказ целесообразно применять в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже имеют определенный опыт воспроизведения текстов. Такой способ пересказа — это не дословное воспроизведение текста, выполнение творческих заданий, например пересказ от первого лица (от имени героя), придумывание нового начала, окончания, эпизодов, о которых в тексте лишь упоминается, введение новых персонажей.
Нацеленность занятия по пересказу на формирование интонационной выразительности речи влияет на выбор методических приемов для данного возраста и на структуру занятия в целом. Заметим, что обучение ребенка пересказу можно проводить только с текстами, содержание которых дети очень хорошо усвоили ранее.
Как замечает А. Коненко, обучение ребенка пересказу через применение аудиозаписи сказки в исполнении мастеров художественного слова на занятиях по пересказу положительно влияет на формирование интонационной выразительности речи.
Нежелательно применение записей музыкальных сказок, поскольку внимание детей нужно привлечь именно к интонационным средствам воспроизведения образа.