Речевая готовность к школе


Одна из главных задач дошкольного образования – обеспечить детям комфортный переход на следующую ступеньку в их жизни. А значит, формировать у ребенка готовность к школьному обучению, овладению знаниями, умениями и навыками, а также умение и желание взаимодействовать с людьми. Обеспечить ребенку речевую готовность к школе помогут дидактические игры.

Понятие готовности к школе – комплексное, оно включает биологическую, социальную и умственную зрелость ребенка.

Биологическая зрелость предполагает достаточное физическое развитие ребенка, сформированность основных двигательных навыков, развитие общей, мелкой моторики и физических качеств.

Социальная зрелость определяется умением ребенка сотрудничать со взрослыми, сверстниками, осознанием и соблюдением им норм поведения.

Умственная зрелость охватывает речевую, личностную и интеллектуальную готовность.

Речевая готовность – это не только совокупность языковых знаний, умений и навыков, но и такой уровень речевого развития, который обеспечивает успешное включение ребенка в учебный процесс и овладение им учебной деятельности.

Речевая готовность определяется сформированностью у ребенка до 6 летнего возраста речевой компетентности (фонетико-фонематической, лексической, грамматической), а также достаточного уровня развития связной речи.

Фонетико-фонематичная компетентность предполагает владение ребенком в возрасте 3-4 лет всей системой звуков и сформированность у него фонематичних процессов; фонематического восприятия, представления, контроля, анализа и синтеза.

Лексическая компетентность старшего дошкольника включает умение соотносить слово с его семантикой; употреблять многозначные слова, антонимы, синонимы, сформированность в его сознании различных типов смысловых связей между словами, владение навыками словообразования.

Грамматическая компетентность ребенка предусматривает: использование в речи сложных, нераспространенных и распространенных предложений, овладение ребенком грамматических категорий (числа, падежа, рода, лица), умением образовывать словоформы по аналогии.


Возможно, Вам будет интересно посмотреть, какие прически носят сегодняшние дошкольницы
Прически для девочек


Необходимый уровень развития связной речи предполагает владение ребенком монологической и диалогической видами связной речи.

Монологическая речь характеризуется умением описать предмет, явление, событие, составить небольшой рассказ по плану, сюжетной картинке, пересказать текст.

Диалогическая речь включает умение ставить вопросы и отвечать на них, вести беседу. Развитие речи дошкольника происходит постоянно – во время занятий, прогулок, познавательной, изобразительной, трудовой и бытовой деятельности как в детском саду, так и дома.

Одним из эффективных средств формирования речевой готовности являются дидактические игры и упражнения игрового содержания. Игра обеспечивает развитие общей и познавательной активности, расширяет представления детей об окружающей среде, побуждает к самостоятельности и инициативности, закрепляет умение высказывать собственное мнение, повышает речевую активность дошкольника.

Дидактические игры, направленные на развитие у детей фонематического слуха, предусматривают задания на выделение из текста слова с заданным звуком, первых и последних звуков в словах, интонирование определенного звука в слове, подбор слов с названным звуком. Например: «Начни слово … продолжи слово», «Необычный супермаркет».

Когда дети уже хорошо различают и произносят звуки в словах, целесообразно вводить понятия: гласные и согласные звуки, звуковая схема, в частности во время игр: «Помоги животным найти свой дом»», «Грибной дождик». Эти действия становятся надежной основой для грамотного письма в дальнейшем.

Ознакомление малышей с буквами следует начинать с обозначения гласных звуков, поскольку они легко произносятся. Кроме того дальнейшее произношение гласного с согласным способствует формированию умения читать слоги.

Формировать практическое представление о составе и количество слогов в слове помогут такие игры как: «Путаница» «Заколдованные облака». Основное правило всех вариантов игр со складами – читать состав быстро, правильно, без предварительного проговаривания букв.

Обогащение речи малышей обобщать словами, абстрактными понятиями, многозначными словами, синонимами, антонимами, формирование умения классифицировать предметы по признакам, свойствам осуществляется во время игр: «Подбери признак», «Скажи наоборот», «Букет очаровательных цветочков».

При формировании у детей представлений о предложении как единице языка важно развивать у них умение правильно интонировать различные типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные), составлять простые распространенные предложения, слышать и выделять отдельные слова из предложений, составлять предложения по сюжетным изображением и заданным количеством слов. Этому способствуют игры: «Составим предложение», «Кто скажет больше?»

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, она остается ведущей и у семилетнего ребенка, пришедшего в первый класс, поскольку по возрастной периодизацией он фактически остается дошкольником.

Дидактическая игра

Психолого – педагогическая наука и практика утверждают, что у ребенка, который не «прожил» полноценно все этапы развития собственной игровой деятельности – от манипулярных игровых действий к играм по правилам, — значительно задерживается формирование соответствующей мотивации учения.

Такие дети, по утверждению выдающегося психолога Л.Выготского, не поднялись до кризиса семи лет, когда игра исчерпывает свои развивающие возможности, существенно выделяется роль правила, а «зоной ближайшего развития» становится учение.

Учитывая концептуальные основы программы развития ребенка дошкольного возраста «Я в Мире», возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагогам учебных заведений (как дошкольных так и общеобразовательных) необходимо обратить внимание на гармоничное сочетание специально организованной и самостоятельной игровой деятельности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Помогите развивать сайт, поддержав нас в соцсети!
Просто нажмите кнопку соцсети



Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: