ОНР у разных детей проявляется в разной степени тяжести наблюдаемых речевых патологий: начиная от полного отсутствия речи как таковой до хорошо развитой речи с небольшими проблемами в использовании фонетики, лексики и грамматики.
Существует четыре степени нарушения речи у детей с ОНР.
Левина Р.Е. подробно описала особенности первых трех степеней ОНР.
Филичева Т.Б. сосредоточила свои работы на характеристике четвертой степени. Каждая степень заболевания имеет свои особенности первичного и вторичного дефектов, мешающих нормальному функционированию речевой системы ребенка.
Первый уровень
Крайне скудно развитая речь у ребенка. Словарный запас включает в себя всего лишь несколько наиболее часто употребляемых в повседневной жизни слов. Но даже эти слова он не способен произнести правильно. Часто попытки произнести какой-то слово больше похожи на устоявшийся звуковой комплекс или звукоподражание.
Недостаток словарного запаса ребенок пытается компенсировать, активно используя мимику и жесты. Ребенок может использовать один и тот же речевой комплекс для обозначения разных предметов, жестами пытаясь показать значение того, что имеет в виду. Лепетные слова можно относить к попыткам продуцирования однословных предолжений.
Различие в наименованиях предметов и действий не воспринимается ребенком. Часто вместо слова, обозначающего действие, ребенок пытается произнести лепетный вариант наименовании предмета, близкого по значению.
Либо наоборот, для обозначения предмета, ребенок пытается произнести наименование действия. Каждое слово, входящее в словарный запас ребенка, искусственно наделено им несколькими значениями.
Все слова активной речи используются для обозначения материальных предметов или явлений, с которыми ребенок непосредственно сталкивается в жизни.
Дети, находящиеся на этом уровне речевого развития, неспособны использовать грамматический строй языка и не применяют морфологию для словообразования. Чаще всего такие дети произносят корни слов, без присоединения к ним каких бы то ни было флексий.
Вместо речевых фраз ребенок последовательно воспроизводит усвоенные им лепетные элементы, дополняя их жестами. Каждое слово в таком выражении имеет значение, соответствующее контексту. В другом контексте эти же слова могут иметь совершенно иной смысл.
Дети, находящиеся на этом уровне развития речи не обладают пониманием грамматического строя речи. Они не способны видеть разницу между существительными, имеющими единственное или множественное число, не могут определить прошедшее или настоящее время глагола, отличить мужской род от женского и абсолютно не видят смысла в использовании предлогов. Не обращая внимание на грамматическое значение речевых высказываний, такие дети полностью сосредотачиваются на их лексическом значении.
Если говорить о звуковой составляющей речевых высказываний, то ей свойственна фонетическая неопределенность. Отсутствует устоявшееся фонетическое оформление.
Ошибочные звуки при произнесении слов доминируют над незначительным количеством правильно воспроизведенных звуков. Ребенок не способен справиться с заданием выделить отдельные звуки в произносимых им лепетных словах.
Еще одним признаком этого уровня является проблема в определении отдельных слогов в структуре слова и их произношения.
Второй уровень
Этот уровень ОНР характеризуется значительно более развитой системой речевой деятельности, чем на первом уровне. Хотя словарный запас ребенка по прежнему скуден и искажен, все же он уже носит постоянный устойчивый характер.
Ребенок осознанно обозначает предметы, их признаки и действия. Также он способен применять местоимения в своей речи, иногда использует предлоги и союзы. Если ребенку задать вопрос, касающейся его семьи или знакомой ему картине, то он попытается внятно ответить на него.
Хотя второй уровень показывает значительное превосходство развития речи над первым уровнем, недоразвитие речи все же очевидно во всех компонентах речевой системы.
Высказывая свои суждения, дети оформляют их в простые короткие предложения, состоящие из двух или трех слов. Словарный запас очень отстает от запаса слов сверстников без нарушений речи. Ребенок по-прежнему не знает названия частей тела, животных или профессий, наименования которых уже хорошо усвоили его сверстники.
Сложно дается определение таких характеристик предметов, как их цвет, форма, размер. Подбирая нужные слова, ребенок не в состоянии найти точный термин и вынужден использовать что-то близкое по смыслу.
Грамматический строй речи характеризуется большим количеством устоявшихся грубых ошибок.
В отличии от детей с первой стадией недоразвития речи, эти дети способны понимать некоторые грамматические формы словоизменения, замечать элементы морфологии, что помогает им лучше усваивать смысл сказанного окружающими людьми.
Гораздо легче им дается определение множественного и единственного числа, особенно если в слове ударение стоит на окончании. Также лучше определяется прошедшее время у глаголов и их род.
Но по-прежнему возникают трудности при определении числа и рода у имен прилагательных.
Предлоги эти дети уже способны идентифицировать, но воспринимают они их лишь в контексте знакомой ситуации. Грамматические закономерности усваиваются по отношению к словам, вошедшими в словарный запас в раннем детстве.
Страдает также и фонетика. В речи присутствуют множество искажений звуков, замен одного звука другими.
Интересно, что в изолированном положении многие звуки ребенок произносит правильно, но в спонтанной связной речи начинает совершать многочисленные ошибки.
Для многих детей этой стадии развития речи свойственно испытывать затруднения в воспроизведении звукослоговой составляющей слова.
Третий уровень
Этому уровню детей характерны большие проблемы с речью, заметные только специалистам. Окружающие же могут не замечать какие-либо отклонения в речевом развитии.
Дети хорошо владеют словарем, довольно неплохо владеют фонетической стороной речи. При этом наблюдаются лишь незначительные проблемы речи детей с тремя составляющими речи — грамматикой, лексикой и фонетикой.
Четвертый уровень
У детей с 4 уровнем достаточно хороший запас слов. Они грамотны в формулировке своих мыслей.
На первый взгляд, речевых дефектов у них не наблюдается. проблемы речи детей обнаруживаются только при выполнении каких-то специальных заданий. Но и эти ошибки считать грубыми нельзя.
Дети с нарушениями речи помимо всего выше перечисленного имеют трудности и с другими аспектами, влияющими на качество связной речи:
- проблемы речи детей с памятью и умением сосредоточиться;
- проблемы речи детей с моторикой пальцев;
- трудности в логическом мышлении.
Итак, у детей с ОНР развитие спонтанной речи протекает в замедленном темпе и отличается от стандартного, поэтому ключевые элементы системы речи долгое время отстают от нормы.