Произношение звуков у детей в старшем дошкольном возрасте


Правильная речь и отчетливые звукопроизносительные навыки важны для развития личности ребенка. Если малыш владеет правильным звукопроизношением, то ему легко овладевать программой детского сада, и также просто будет овладеть в будущем школьным материалом.
Прежде чем рассмотрим особенности произношения у детей старшего дошкольного возраста, коротко остановимся на данной стороне личностного развития в более ранние возрастные этапы.

У детей младшего дошкольного возраста (2-4 года)речь же достаточно различима, но в ней встречаются различные нарушения. Можно назвать это даже не нарушениями, а недостаточным для данного возраста развитием. Очень часто в дошкольном возрасте малыши смягчают звуки, заменяют шипящие звуки на свистящие. О звуках Р и Л даже можно не упоминать, их большинство детей просто не произносят, или коверкают, кто во что горазд. Часто можно наблюдать, как малыш пробует заменить заднеязычные звуки на переднеязычные. К-Т, Г-Д. Или дошкольники глухо произносят те звуки, которые требуется произносить звонко.

Проговаривают слова дети этого возраста тоже несколько специфично. Почти во всех словах детям встречается хотя бы один сложный для них звук. И, если по отдельности этот звук для малыша не представляет особой трудности, то внутри слова дошкольник этот звук произнести просто не может. Часто дети просто переставляют некоторые звуки и слоги в слове.

В 4-4,5 года у дошкольников при произнесении смягчение пропадает. Многие ребятишки уже произносят шипящие, постепенно отчетливо их осваивая. Интересный факт, что у некоторых детей при произнесении уже освоенных на хорошем уровне звуки Р, Ш.Ж слышатся достаточно часто. Видимо, ребенок замечает, что умеет произносить ранее трудные для него звуки, и старается теперь использовать их при всяком удобном (и даже неудобном) для него случае. Ребенок еще не понимает, нужен ли этот звук в данном слове, или нет, но произносит его с удовольствием.

Что касается слов, то произношение у старших дошкольников на данном возрастном этапе уже становится чище, малышу удается произносить слова полностью, не сокращая.

И вот мы подошли к особенностям произношения звуков старшими дошкольниками.

К возрасту 6-7 лет дети уже довольно отчетливо говорят, хотя у некоторых связная речь еще недостаточно чистая. Но это единичные случаи. Основные нарушения в речи встречаются при произнесении Ш, Ж, Ч-звуков. Иногда Ф, Л. Очень распространено, когда старшие дошкольники пытаются сложный для них звук заменить другим. В таком случае дети начинают всячески картавить или шепелявить.

Иногда дети начинают заикаться, развивается дислалия. Но это очень редкие случаи речевых нарушений у старших дошкольников.

Самыми распространенными ошибками речи у детей в этом возрасте все-же являются неправильная постановка ударения или проглатывание окончаний у слов. Такие нарушения происходят ввиду подражания словопроизнесению взрослых. Дети слышат речь взрослого человека, пытаются изобразить то же и в своем разговоре.

Произношение у старших дошкольников и личностные качества?

У детей в начале жизненного пути берут свое начало различные качества личности, образуются вкусы, формируются привычки, берет свое формирование характер. Также и темперамент начинает складываться в дошкольном возрасте. Но, прежде всего, надо отметить становление детской речи, играющую очень важную роль в формировании личности малыша.

Хочется отметить особенности общения ребенка с нормальным развитием речи и ребенка с ее дефектами. Конечно, у детей, которые не посещают детское заведение, никаких проблем с этим нет. Ребенок с речевыми нарушениями особого дискомфорта в общении с окружающими не испытывает. Но вот у ребенка, посещающего ДОУ, могут возникнуть проблемы. Над ним могут смеяться, другие дети часто дразнят таких ребятишек. Малыш расстраивается, плачет, проявляет негативное отношение к посещению детского сада.

Когда все дети участвуют в различных мероприятиях, дети с дефектом речи, не получают роли, их отдаляют от различного рода выступлений. И вот тогда, ребенок замыкается, его характер ломается, он не уверен в себе. Скорее всего, звукопроизношение таких детей не формируется правильным образом. Перечисленные выше факторы оказывают большое влияние на звуковое произношение дошкольников.

Что значит — научить правильному произношению?

Прежде подчеркнем, что правильное произношение предусматривает адекватное восприятие фонематической единицы речи и правильное ее воспроизведение. К фонематическим единицам относятся звуки, слоги и слова. Тут же можно отметить интонацию, которая является взаимосвязь речевых компонентов. Это методика речи, ее длительность, интенсивность высказываний, темп речи и тембр произнесения.

Очень важно, когда достигнут верхний уровень интонации и ударения. Этот тандем называют важнейшим аспектом речевого развития.

Итак, о восприятии. Это первое, чему нужно научить малыша. Обучать этому начинают уже в полуторалетнем возрасте. Полное освоение данного процесса заканчивается к 4-5 годам. Кстати сказать, у девочек процесс речевого восприятия опережает данный процесс мальчиков.
После того, как восприятие достигло у ребенка достаточного уровня, более интенсивно формируется звуковое произношение. Для этого малыш должен хорошо овладеть регуляцией органов речи, самоконтролем произношения. Если это не происходит, то очень сложно исправить речевые дефекты, а сами они исчезнуть не могут.

Очень интересная взаимосвязь речи с другими процессами

Артикуляция звуков

Правильное произношение у старших дошкольников предусматривает также и сформированные умения ребенком артикулировать речевым аппаратом, к которому относят губы, язык и челюсти. Ребенок должен владеть ощущением органов артикуляции, что несомненно зависит от сформированности речевых зон, которые располагаются в коре головного мозга.

Если у ребенка есть анатомические нарушения, например, короткая уздечка, то это можно исправить хирургическим путем, или посетив врача-стоматолога. Так как короткая уздечка мешает двигаться всему речевому аппарату, ее необходимо подрезать как можно в более раннем возрасте.

Если уздечку не подрезать, то это также нарушает даже движения мелкой моторики. А формирование мелкой моторики тесно связано с проговариванием определенных звуков. Вот такое странное взаимное явление.

Необходимо формировать мелкую моторику пальцев рук, это бесспорно ускорит формирование речевых областей головного мозга ребенка, соответственно, скорее пойдет формирование речи.

Какова главная причина незрелости речевых зон?

Зоны речи в коре головного мозга могут недостаточно развиваться в следствие частых заболеваний малыша. Детишки долго не могут научиться воспринимать и различать звуки, им сложно управлять артикуляцией. Звуки в речи таких детей всегда искажены, часто смешиваются.

Когда такой ребенок начинает произносить сложный звук, мышцы слишком напрягаются, и звукопроизношение становится очень искаженным.

Что легче — исправить или предотвратить?

Конечно же, легче будет предупредить или предотвратить всевозможные нарушения речи у ребенка, чем потом долго и мучительно работать над их исправлением.

Чтобы изначально речь и звуко произношение у старших дошкольников были в норме, необходимо проводить с ребенком развивающие занятия. Для этого использовать красочный и интересный наглядный материал: картинки, кубики, игрушки. Занятия речью должны быть интересными, не быть очень продолжительными, чтобы ребенок не устал. Усталость нарушает правильное восприятие малыша предлагаемого развивающего материала.

Хорошо, когда во время занятий применяются различного рода речевые игры. Можно использовать пальчиковые упражнения. Помните, мы говорили, о связи мелкой моторики с развитием звуков речи?

Упражнения для губ, сочетание движений которых с выдохом, дает очень положительный результат в процессе формирования детского произношения. Отдельно проводятся серии упражнений непосредственно для языка, каждое движение языка сочетают с выдохом.
Тренируя произношение у старших дошкольников гласных звуков, используют упражнения для голоса. Показывая, как нужно произносить звуки, можно показывать рукой положение языка, чтобы ребенок почувствовал, что происходит со струей воздуха в момент произнесения звуков.
Ребенка нужно обучать слушать звуки, находить их в словах. Можно использовать упражнения по образцу, где ребенок должен повторять, подражая в произношении взрослому.

Каким образом организовать обучение по формированию произношения у дошкольников?

Занятия по развитию речи и произношения проводят один или два раза в неделю. Много игр и упражнений, направленных на тренировку произношение звуков. По-другому, это можно назвать занятия по дикции. Дикцию у дошкольников формируют в процессе дифференциации звуков, которые даются детям с трудом, смешиваются. К таким звукам относятся шипящие и свистящие звуки, звонкие и глухие, а также звуки Л и Р. Дифференциацию звуков проводят, упражняя дошкольников при произнесении звуков изолированно, потом переходят к тренировке фраз, отдельных слов, в которых содержатся эти звуки, или звуки, близкие по произношению.

Формируем произношение с детства

Часто дети, когда произносят звук отдельно, не способны произнести его вместе с другими звуками в слове. Поэтому нужно учить произношению звука в нескольких позициях, обособленно, в словах или фразах. Нужно наблюдать, как этот звук произносится ребенком в разных местах слова, в начале, в середине и в конце слова. Педагог обращает внимание, каким образом ребенок произносит тот или иной звук в многосложных словах, среди других звуков.

Дошкольникам дают задания произносить звуки как вслух, так и шепотом. Шепотом произносить звук несколько сложнее, так как при этом нужна более четкая артикуляция. Но это упражнение очень эффективно. Если ребенок научится произносить звук правильно шепотом, то ему легче потом повторить этот же звук вслух. Часто для этого детям дают выучить стихотворение, и потом рассказывать шепотом. Такой прием является эффективным в процессе обучения произношению детей звукам.

Обучение произношению направляют на формирование фонематической и орфоэпической правильности речи. Работают над становлением выразительности, отрабатывают у дошкольников четкую дикцию, учат использовать двигательные средства речевой выразительности, к которым относят мимику и жесты.

Представим упражнение, направленное на правильное звуко произношение у старших дошкольников.

Педагог называет несколько слов, в котором есть похожие звуки. Например, звуки Ж и З. Дети должны дать ответ действием, которое было бы характерно для этого звука. К примеру, звук Ж похож на жужжание жука, дети начинают махать руками, изображая жука. Звук З похож на назойливого комара, дети начинают отмахиваться от него.

Когда воспитатель называет слово, начинающееся с изучаемого звука, дети должны изобразить его в действии. Это покажет, понимают ли дети, с какого звука нужно начинать произносить данное слово.

После того, как дети научатся произносить звук, произношение у старших дошкольников необходимо довести до автоматизма. Звук вводится сначала в слоги, потом в слова и фразы.

В чем эффект занятий по формированию произношения?

Эффект занятий с детьми дошкольного возраста заключается только в том случае, когда вокруг ребенка царит доброжелательная атмосфера, поэтому нужно следить, чтобы настрой и Ваш, и ребенка был всегда положительным. Частая похвала — залог радости малыша от успеха, который обязательно будет, если радоваться вместе с ребенком. И тогда любое занятие станет плодотворным. А занятия по развитию речи и произношения — это самые важные истоки в развитии личности малыша.

Произношение у старших дошкольников звука Р

Постановка звука Ш

Постановка звука C

Постановка звука Ч

Постановка звука Л

Ссылка на основную публикацию