Произношение звуков детьми — проблематика
К старшему дошкольному возрасту не все дети владеют правильным произношением всевозможных звуков. При этом, у одних, это проявляется в задержке освоения, у иных происходит неправильное формирование звуков.
К примеру, горловое либо одноударное произношение звуков детьми такого звука как р. В некоторых случаях происходит не сопоставление слышимых и произносимых звуков. В основном, это касается шипящих звуков. Правда, в некоторых случаях, это могут быть такие звуки как р и л. Соответственно, происходит то, что дети не всегда верно произносят те или иные слова в составе одного предложения, которое включает в себя определенные слова со звуками, звучащими для него практически идентично (с — ч и так далее).
Причины такого явления может быть неправильное построение органов речи и не подвижность мышц, входящих в артикуляционный аппарат.
Эта категория детей нуждается в особом внимании не только воспитателей, но и логопедов.
Более высокие темпы овладения речью, в пятилетнем возрасте, заметно сокращаются к 6 годам. Многие эксперты считают, что после пятилетнего возраста происходит незначительное совершенствование, а в некоторых случаях наблюдается не прогресс, а регресс в развитии речевых способностей. В этом возрасте наблюдается уменьшение количество объёмных выражений и фраз. Основу речи ребенка составляют короткие предложения.
[note]Г. Лямина считает, что количественная составляющая объяснительной речи может сокращаться минимум в два раза. [/note]
В этом возрасте дети перестают сопровождать свои действия речью. При этом, если от ребенка требуется решить затруднительное задачу, тогда появляется так называемая внешняя речь, которая, зачастую, не имеет прямого адресата. То есть, не относятся к собеседнику.
Психологи считают, что именно в этот период формируется интеллектуальная функция речи. То есть, функция планирования, регулирования практических действий. Происходит формирование так называемой внутренней речи. Считается, что коммуникативное назначение имеет только интеллектуальная функция, это связано с тем, что такие явление как планирование поведения, решение задачи в уме, считаются основой общения.
Основным источником, позволяющим развивать произношение звуков детьми и речь в целом, остается общение со взрослыми. Соответственно, в период обучения детей речи необходимо четко и правильно формулировать звуки и их сочетания. Необходимо производить упражнения для моделирования голосом. В данном случае речь идет о сила голоса, скорость речи, высоты тона и тембра. Моделирование должно происходить при выражении разнообразных чувств и эмоций.
Кроме того, на формирование лексических, в том числе и грамматических навыков, влияет внимание воспитателя. Педагог должен выслушать каждого ребенка и своевременно внести коррективы в его высказывания. В том числе, необходимо оказывать помощь в правильном воспроизведении мыслей. Соответственно, необходимо подсказывать, как правильно строить предложения, и какие слова, в тот или иной момент, считаются максимально точными и уместными.
Синонимия языка определяет разнообразные стили разговорной речи ребенка. Это касается лексической, фонологической и грамматической стилистики. Необходимо формировать весь спектр интонаций во время произношения определенный фразы. Соответственно, богатая и выразительная речь ребенка будет только в том случае, если дети будут слышать наибольшее количество слов синонимов.