Социально-нравственное развитие
Учитывая возрастные возможности детей и образовательные задачи воспитателям рекомендуется:
- подавать хороший пример для детей во всем;
- давать ребенку информацию о правилах сожительства, особенности обращения с взрослыми и детьми, причинно-следственные связи между проявлениями нравственной активности и отношением людей, что окружают его;
- хвалить за проявления доброты и бесконфликтные отношения с товарищами, не нарушение правил поведения;
- формировать у ребенка гуманные чувства, элементарные представления о доброте, отзывчивость, общительность, внимательность; побуждать к приветливому взаимодействию со сверстниками, усовершенствовать формы вежливого обращения к взрослым и сверстникам, воспитать стремление вести себя сдержанно.
Для этого можно использовать следующие методы: беседу (обсуждение опыта), сказки, проблемные ситуации, рассмотрение и обсуждение сюжетных картинок, проведение игр-инсценировок.
При этом очень важно:
- корректно приводить детям возможные последствия негативного поведения;
- создавать благоприятные условия для формирования морального сознания, нравственных отношений, нравственной деятельности;
- моделировать гуманное взаимодействие со взрослыми, сверстниками, воспитывать культуру общения;
- прививать надлежащее социальное поведение;
- в ситуациях отсутствия контроля со стороны взрослого, когда ребенок проявляет способность вести себя морально, необходимо всячески поддерживать его в этом, хвалить;
- помогать ребенку в апробации будущих социальных ролей;
- распределяя роли, учитывать особенности детей, давая одним возможность укрепить свой авторитет, другим – сблизиться, подружиться;
- способствовать созданию в игре детского сообщества, налаживанию ролевого взаимодействия, включению младшего дошкольника в ролевые диалоги;
- одобрять стремления ребенка рассуждать, проявлять заботу о других, помогать им, считаться с мнением других, культурно, доброжелательно себя вести;
- быть во всем примером для детей;
- адекватно и вовремя реагировать на социальные потребности ребенка;
- не ограничивать свои функции организацией только делового взаимодействия, не уделяя должного внимания личностной форме общения с ребенком, потому что это негативно сказывается на содержании и динамике его личностного роста.