Словарный запас
Развитие словарного запаса происходит на основе общения, появление новых впечатлений и информации. В то же время воспитатель обязан активизировать и уточнять словарь во время общения с детьми. Это происходит не только в быту, но и во время игр и занятий. Для этого следует применять специально разработанные дидактические игры и разнообразные упражнения.
В этом процессе особое внимание необходимо уделять упражнениям, во время которых, дети, вместе с воспитателями, составляют так называемые нелепицы. То есть, в этом случае детям предлагается продолжить начатый педагогам рассказ. Это позволяет подготовить детей к разнообразным веселым играм. Эти игры способствуют активизации словарного запаса, воображения и развития способности смеяться, в том числе и шутить.
Морфологические особенности языка необходимо развивать на основе игр. В этом случае уделяется особое внимание звучанию грамматической формы, оформления звуком либо формирование определенных грамматических категорий.
В детский словарь необходимо регулярные включать определенные языковые средства, которые помогут ребенку объединять в единое целое разнообразные мысли, суждения, позволят конкретизировать те или иные мысли и сделать определенные обобщения из сказанного.
Для того чтобы сделать синтаксическую речь более совершенной, следует создавать определенные ситуации, при которых ребенку необходимо объяснить что-либо воспитателю либо друзьям. То есть им нужно будет в чем-то убедить всех, кто его окружает. В этом случае нужно уделять особое внимание обучению понимать поставленные вопросы и формировать ответы.
Примеры вопросов
- Как бы ты поступил?
- Почему именно так?
- Как бы ты помог? И так далее.
Во время своих ответов необходимо заставлять детей давать подробные и развернутые ответы. При этом воспитатель должен оценить не только форму ответа, но и его речевое оформление.
Когда ребенок характеризует тот или иной предмет, необходимо чтобы он наиболее подробно отобразил не только цвет, но и форму. Это способствует появлению в лексиконе детей предложений, в состав которых входят однородные члены. При этом, воспитатель должен это отметить.
Важно помнить, что дети этого возраста редко используют в своей речи придаточные предложения. Соответственно, во время анализа необходимо делать упор на эти предложения. Повторять произнесенные ребенком предложения.
Для того чтобы развивать этот диалог необходимо использовать такие приемы.
Продолжить начатое предложение
Примеры:
- «мы зашли в магазин для того, чтобы…»,
- «мы совершили звонок, чтобы…»,
- «мы решили остановиться, так как…» и так далее.
Дети этого возраста довольно редко используют, в своей речи, сослагательные глаголы. Соответственно, необходимо постоянно использовать упражнения, которые подтолкнут детей к правильному построению высказывания.
Детей этого возраста необходимо учить разделять смешиваемые звуки. Шипящие и свистящие: ш – с, ж – з, ч – ц, щ – сь. Глухие и звонкие: в – ф, з – с, ж – ш, б – п, д – т, г – к. Сонорные: лир. Для этого необходимо использовать специальные упражнения.
Развитие словарного запаса — совершенствование диалогической речи
Это происходит во время общения. Несмотря на то, что диалог считается произвольной речью, необходимо регулярно использовать этот прием для формирования указанного стиля.
Во время занятий необходимо использовать наглядные дидактические пособия, которые способны помочь детям решить поставленные задачи, опираясь на собственный опыт.
Особое внимание необходимо уделить обучению рассказывать. Для этого необходимо чтобы ребенок рассказал о том, что изображено на картинке. Впоследствии, следует расширять диапазон действий.
Дети этого возраста начинают обучать пересказывать услышанное. В этом случае особое внимание уделяется подбору текста. Текст должен вызвать интерес у ребенка. У него должно появиться желание слушать этот рассказ неоднократно. При этом не только в исполнении взрослого человека, но и товарища. На первом этапе воспитатели помогают детям cуслышанное. Они начинают, а дети заканчивают. Во втором полугодии дети самостоятельно пересказывают текст. При этом пересказывать необходимо не одному ребенку, а в группе. В этом случае дети самостоятельно определяют место, где необходимо остановиться, чтобы текст продолжил пересказывать его товарищ.
В этот период необходимо уделить максимальное количество внимания обучению с помощью картинок. В этом случае преподаватель развивает умение детей озаглавить картинку и рассказать о тех действиях, которые изображены на ней. Все это необходимо делать согласно определенного плана, который разрабатывается во время начала работы с картинкой. При этом дети должны все рассказывать содержательно и в определенной последовательности.
Во время работы с картинкой преподаватель делает упор на последовательность и обобщение, развитие словарного запаса. При таком подходе целостность составляемой картинки и рассказы будет максимально полными и подробными.
В этом возрасте характерно развивать умение детей формировать картинки при помощи определенных раздаточных изображений. В данном случае дети должны рассматривать картинки с последовательными действиями и выставлять их в определенном порядке. Это позволяет сформировать умение использовать сложные предложения. Стоит отметить, что эти мероприятия позволяют развитие словарного запаса, обучать детей рассказывать о тех или иных явлений в творческой форме. Для этого необходимо чтобы дети выставляли картинки в определенной последовательности. Во время этой процедуры они могут обратить внимание на то, что отсутствует та или иная часть и самостоятельно смогут заполнить отсутствующий пробел.
Для этих же целей можно использовать сюжеты из знакомых сказок. Кроме этого, необходимо заставлять детей составлять собственные сюжеты и сказки. В этом случае преподаватель задает ребенку тему и помогает ему составить рассказ и рассказать понятно и доступно для других. В этом случае можно сделать упор на рассказах, основанных на личном опыте ребенка. То есть, он должен рассказать о своих приключениях или развлечениях.