Занятия по развитию речи дошкольников будет эффективным при условии полноценной реализации речевого потенциала каждого ребенка.
Педагог должен:
- избегать чрезмерного академизма в подходе к решению речевых задач занятия;
- подбирать темы для обсуждения так, чтобы они вызывали интерес, находили эмоциональный отклик в сознании и душе каждого ребенка;
- проводить занятия спокойно, уверенно, в оживленном темпе, одновременно предоставляя детям возможность поразмышлять;
- поддерживать физическую и психическую активность детей ради эффективности их интеллектуально-речевой работы;
- обеспечивать удобное расположение детей во время занятий (по кругу, полукругом и т. п), которое давало бы возможность вести разговор (глаза в глаза) не только с педагогом, но и со сверстниками;
- строить с детьми разговор, а не монолог воспитателя;
- повышать уровень речевой активности, побуждая каждого ребенка к участию в обсуждении, давая возможность высказывать собственные мысли;
- развивать в себе умение и привычку слушать детей, не гасить речевую инициативу своей чрезмерной активностью и опытностью;
- избегать вмешательства в рассказ ребенка, исправление ошибок в процессе ее речи;
и руководствоваться определенными правилами:
- во время постановки вопросов формулировать вопросы так, чтобы побуждать детей к ответу;
- адресовать вопросы всем детям, а уже потом вызвать для ответа одного ребенка;
- задавать вопросы так, чтобы в формулировке было одно ключевое слово, которое и требует правильного ответа;
- спрашивать поочередно каждого ребенка, избегая обращений к детям в том порядке, в котором они сидят;
- способствовать приобретению детьми опыта коммуникативного взаимодействия, давая возможность общаться со сверстниками —
- спрашивать, сообщать, предлагать, отстаивать мнения;
- работать каждый раз с другим ребенком, избегая многократных обращений к тому самому ребенка;
- привлекать детей к активному контролю за речью того, кто отвечает, и оценка ответа говорящего, задавая вопросы —
правильным является ответ?
все рассказал говорящий?
по порядку он рассказывал? - предлагать творческие задания, опираясь на личный опыт детей;
- чередовать речевые задания с другими видами детской деятельности для сохранения интереса и инициативности детей к учебному материалу занятия;
- избегать чрезмерной увлеченности наглядностью и техническими средствами обучения, которые отвлекают внимание детей и сдерживающие речевую активность;
- поддерживать внимание детей разными способами, например — переключение внимания, сюрпризные моменты, проблемные вопросы и тому подобное, избегая замечаний дисциплинарного характера;
- закреплять речевые умения, приобретенные на занятиях, во время разных видов деятельности, как игра, труд и тому подобное.