Посредством сказки…

Речевое развитие сказкой Развитие детей


Почему я решила написать статью на тему «Речевое развитие сказкой»? В современном обществе проблема речевого развития детей стала чрезвычайно актуальной, ведь во время информационных технологий живые человеческие общение заменяются компьютером и телевизором.

Недостаток общения родителей с собственными детьми, игнорирование взрослыми их речевых трудностей увеличивают число дошкольников с недостатками речи.

Недостаток слов у детей

Довольно часто воспитанники детского сада не могут построить монолог. У детей наблюдается недостаточный словарный запас, отсутствует опыт описания объектов и событий, не сформированы навыки творческого рассказа. Существование проблем в речевом развитии детей подтверждает опыт моей педагогической деятельности в качестве воспитателя специальной группы для детей с общими нарушениями речи.

Основным направлением моей работы в группе является развитие связного речи, речевого общения и творческого мышления воспитанников.

ТРИЗ в работе с детьми

Работая с детьми массовых групп, эти задачи успешно решала с помощью элементов ТРИЗ-технологии, по использованию методов и приемов которой существует много разработок и рекомендаций.

На этой технологии остановила свой выбор и сейчас. Но столкнулась с тем, что в дошкольной педагогической практике недостаточно раскрыты способы внедрения ТРИЗ-технологии в работу с детьми с общими нарушениями речи. Поэтому решила создать собственную модель развития связного речи у детей с АПМ, взяв за основу разработки белорусских авторов Г. В. Корзун и Т.А.Сидорчук.

Воспитанники испытывают наибольшие трудности в составлении описательных рассказов и текстов сказочного содержания. А эти навыки чрезвычайно важны для речевой и письменной деятельности в школе.

Чтобы дети успешно справлялись с творческими заданиями и сочинениями, правильно строили высказывания на уроках, необходимо еще в дошкольном возрасте научить их делать описания объектов и событий, составлять рассказы, логически мыслить и фантазировать.

Каждый день начинается с речевой зарядки, в ходе которой у детей формируется способность понимать значение описательного слова и обогащается их словарный запас.

Речевое развитие сказкой при использовании метода эмпатии в упражнении “Хитренькие задания” удается успешно (через перевоплощение в кого-либо или во что-нибудь) развивать умение детей рассказывать про свои ощущения.

Например: “Представь, что на какое-то время ты стал диким животным. Какие части тела у тебя есть? Какого цвета шерсть? Какой ты по размеру? Что тебя волнует?” и т.д.

С большой охотой дети составляют описательные рассказы с помощью пособия “Колеса”. Три “волшебные колеса” позволяют подобрать к конкретному объекту самые интересные, точные и красивые слова-признаки.

Например: “— Какие яблоки вы сегодня ели? — Вкусные, сладкие, зрелые, сочные, хрустящие…”

Если у детей спросить, где взять картинки для определения словам “сочный”, “сладкий” и “хрустящий”, они ответят, что это очень просто: нужно нарисовать карточки-модели.

Сочный — это стакан с соком, сладкий — конфета, хрустящий— кукурузная палочка.

Вот и готово одно “волшебное колесо”.

На втором кругу дети выкладывают картинки-ассоциации (что еще может быть сочным, хрустящими т. д.).

Когда мои воспитанники перешли в старшую группу, я подошла к очень важному этапу работы — формированию умения составлять тексты сказочного содержания.

Фантастический и загадочный мир всегда является объектом пристального внимания детей.

Сказка дает безграничные возможности для работы по развитию связного говорения любого ребенка.

Уголок сказки

В нашей группе есть уголок сказки. Он привлекает детей отличительным оформлением, наличием художественной литературы, дидактическим материалом и оборудованием для игр и заданий по ТРИЗ-технологии.

Здесь речевое развитие сказкой проводим с частыми гостями бывают воображаемые Волшебники Увеличения, Уменьшения и Объединения, которые хорошо потрудились в сказках “Рукавичка” (Увеличение), “Дюймовочка” (Уменьшение) и “Репка” (Объединение). С их помощью маленькие фантазеры могут преобразовывать различные объекты.

“Морфологическая дорожка” помогает определить последовательность событий, которые происходят в сказках, а игра “Фантазеры” — выбрать название сказки. Сначала дети создают текст сказочного содержания коллективно, затем в подгруппах, а потом индивидуально.

Создание ситуации успеха

Речевое развитие сказкой эффективно тогда, когда есть ситуация успеха. Чтобы создать ситуацию успеха при самостоятельном составлении сказки, предлагаю детям записывать придуманный текст схемами. Записывать лучше ручкой слева направо, а действие к действию добавлять стрелочкой.

Такой прием способствует также развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму.

Результаты детского творчества оформляются с помощью родителей в виде книжек-малышек, “волшебных дорожек” и пиктограмм.
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Особенность сказки в речевом развитии

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.

Сказка — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому.

А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста.

Речевое развитие сказкой — активизация речи

Игра в сказку — способствует активизации разных сторон речи детей:

  • Словаря;
  • Грамматического строя;
  • Диалогической и монологической речи;
  • Совершенствованию звуковой стороны речи.

Организовать работу по развитию словесного творчества детей, обучать составлению репродуктивно — творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и их драматизации.

Создать благоприятную психологическую атмосферу. Обеспечению рациональных условий пространства и времени, а так же по использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учётом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, произвольность, эмоциональная устойчивость, творчество.

Речевое развитие сказкой — задачи:

Образовательная: Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринуждённую беседу.

Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких поступками. Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам.

Развивающая: развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенному воспитателем. Развивать умение изображать мимикой и жестами состояние героев сказки.

Поэтапное развитие речи сказкой

В систему развития связной речи разделила на 4 этапа:

I Этап. «Рассказывание»;

II Этап. «Пересказывание»;

III Этап. «Играем в сказку»;

IV Этап. «Сочинялки».

На каждом из этапов работы по развитию связной монологической речи особое внимание уделяю обучению пересказыванию, поскольку этот вид деятельности является основополагающим для овладения детьми навыками самостоятельного рассказывания.

В своей работе речевое развитие сказкой осуществляю также через словесные игры Карусели», «Качели», «Ладушки», «У медведя дом большой» и т.д.; пересказ от лица литературного героя, словесное рисование, психогимнастику: «Дятел», «Молоточки», «Петрушка», «По кочкам» и т.д. пальчиковые игры: «Моя семья», «Зайчики», «Лодочка», «Ребята».

Несмотря на технический прогресс, дети все-таки тянутся к таинственному миру сказок. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей. Дети растут и им всё интереснее принимать участие в театрализованных играх.

Какие сказки можно использовать?

«Репка»

«Колобок»

«Теремок»

«Три медведя»

Цель:

  • привлечь внимание и интерес ребёнка к совместному занятию,
  • настроить на активную работу, помочь сбросить психическое и
  • физическое напряжение, формировать правильное речевое дыхание,
  • развивать выразительность речи.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр.

Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Принцип подбора сказок

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом:

  • чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
  • рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
  • драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Что могут дать такие сказки для детей?Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности», т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector