Детская речь и особенности ее формирования

Формирование монологической речи дошкольников и ее особенности

Именно в дошкольном возрасте создаются самые благоприятные условия для закладывания основ полноценного развития личности человека. Уникальные возможности головного мозга, своеобразные формы познания и особенности психологического и социального развития подготавливают хорошую почву для формирования навыков монологической речи.

Вопросы формирования связной речи детей старшего дошкольного периода жизни в виде монолога подробно изучили ученые психологи, лингвисты, педагоги. Они сумели собрать огромный багаж знаний в области зарождения и формирования связной речи.

Выготский Л.С. (знаменитый русский психолог) особенно внимательно исследовал особенности и речевое развитие детей. В результате множественных исследований он сделал заключение: речевое развитие ребенка напрямую влияет на его интеллектуальные способности, черты личности и эмоции. Получается, что от того, насколько хорошо развита речь ребенка, зависит целостное развитие его личности, что оказывает мощное влияние на всю его последующую жизнь.

Такие ученые педагоги, как Солганик Г.А., Колшанский Г.В. и другие убеждены в том, что сегодня существует острая потребность в регулярной работе с дошкольниками по развитию их монологической речи. Эта потребность вызвана тем, что далеко не все дети к возрасту поступления в школу способны продуцировать связные текст, описывать предметы или пересказывать чужой текст. А ведь эти умения просто необходимы для успешного овладения школьной программой.

Средства развития связной речи

Считается, что самое доступное средство, позволяющее положительно влиять на особенности и навыки связной речи – это живопись. Этот вид изобразительного искусства хорошо подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, учитывая особенности их восприятия.

Пейзаж – это самый доступный для восприятия детьми старшего дошкольного возраста жанр живописи. Яркие краски живописных пейзажей будят образное воображение детского ума, будоражат эмоции и дарят множество положительных чувств. Подобные картины помогают развить интерес к окружающему миру и формируют наблюдательность ребенка данного возраста.

Существует ряд теоретических исследований, которые доказывают особую значимость пейзажной живописи для формирования монологической речи дошкольников.
Эти картины помогают детям работать с самой сложной для них формой рассказа – описания природы.

Разговор с ребенком

Дело в том, что литературные произведения или картины с сюжетом содержат сведения о конкретных персонажах – живых людях, о которых детям рассказывать значительно проще. А вот пейзажные картины изображают неживые предметы – элементы природы, а также содержат в себе скрытый эмоциональный посыл.

В результате объектами рассказа становятся природные объекты. При этом на картине не прослеживается динамика. Сами по себе природные объекты статичны и единственное, что можно про них рассказать – это описать, как они выглядят.

Для того, чтобы составить рассказ-монолог на основании пейзажной живописи, необходимо выполнить следующие шаги:

  • выделить главные по значимости особенности и элементы картины;
  • описать характеристики и внешний вид каждого из этих элементов;
  • найти взаимосвязь между этими элементами;
  • объединить всю собранную выше информацию в единый рассказ.

Для того, чтобы дети маленького возраста научились правильно воспринимать картины-пейзажи, их нужно учить этому постепенно. Главный упор стоит делать на то, какие эмоции хотел передать художник.

Прежде чем приступить к полноценной работе с картинами, нужно научить детей наблюдать за объектами природы в окружающей их жизни – наблюдать за погодой, небом и солнцем, к примеру.

Рассматривая вместе с детьми картины-пейзажи, можно задавать им ряд вопросов.

Например такие: «Что художник хотел рассказать нам об этой поляне?

Почему он придумал своей картине такое название?

Что автор посчитал красивым здесь?».

Подобные вопросы дают возможность ребенку не просто найти и перечислить изображенные предметы, но увидеть скрытый эмоциональный и иной смысл, заложенный в картину по замыслу автора.

Важно, чтобы дети могли легко определять этот замысел, а также понимать, какую эмоцию передает изображение.

Иногда для более полного понимания того или иного произведения живописи используется походящая музыка или стихотворение, близкое по духу. Это очень положительно влияет на процесс вовлеченности ребенка в процесс наблюдения за картиной и помогает ему научиться формулировать свои мысли и чувства в грамматически верной и эстетически красивой речи.

Такие поэты, как Пушкин и Тютчев используются множество метафор, сравнений и других литературных приемов для описания природы, что расширяет словарный запас детей и помогает им научиться описывать природу и ее особенности своими словами.

Для того, чтобы дети рассматриваемого нами возраста понимали, что стоит за той или иной эмоцией, переданной картиной, можно объяснять им, в каких ситуациях они испытывают подобные чувства. Например, можно спросить детей, что они чувствуют, когда им хотят поставить укол, или какое у них настроение, когда они играют в мяч.

Приводя примеры из знакомых детям ситуаций, воспитатель способствует тому, что дети начинают лучше понимать особенности и эмоциональный фон произведения и сопоставлять его со своим собственным жизненным опытом.

Сочетание рассматривания картины с чтением художественного произведения способствует расширению словарного запаса детей. Например, рассмотрев картинку «Голубая весна» художника Бакшеева, можно прочитать рассказ «Лесные картинки» Соколова-Микитова.

Еще один интересный поход – это сравнение картин, имеющих разное настроение.

Хорошо для этой цели подходит использование картины «Золотая осень» художника Левитана и «Осенний день. Сокольники». Состояние природы, изображенное на обеих картинах, очень хорошо передает настроение самого автора. На первой картине присутствуют яркие, сочные, золотые тона, что очень точно передает радость и восторг автора. Вторая же картина изображает серединку осени с помощью дождливых и хмурых красок.

Также можно подбирать картины, написанные разными художниками. Например, можно сравнить картины с одинаковым названием «Березовая роща», но разных авторов: Куинджи и Левитана. Или хорошую комбинацию составят картины «Голубая весна» авторства Бакшеева и «Весна. Большая вода» авторства Левитана.

Подобные занятия по сравнению разных картин развивают в детях способность быстро воспринимать чувства художника, написавшего пейзаж. Дети начинают легко объяснять это в своем рассказе, что положительно влияет на речевые навыки детей.

Если для некоторых детей сложно такая работа с пейзажными картинами, можно использовать переходный метод, носящий название «Оживи картину». Метод заключается в том, чтобы постепенно переходить от описания сюжета картины к описанию ее пейзажной составляющей.

Для занятий по этому методу можно подобрать картину, содержащую изображения элементов природы и мелких животных – так называемых «оживлялок». Дети начинают рассказ о животных, а заканчивают описание картины пейзажной составляющей.

Иногда можно просто наложить на любую картинку дополнительные карточки – «оживляки». На болото лягушек, на поляну – зайчиков. При этом получается, что одна и та же картина с использованием разных «оживлялок» может получить разные рассказы-описания от детей.

Для того, чтобы работа с картинами протекала более оживленно и эффективно, можно также использовать еще один интересный для этого возраста прием. Он представляет собой фрагментарное рассказывание. Детям показывается картина, на которой изображено несколько персонажей. Сначала дети описывают каждого отдельного персонажа или каждый отдельный фрагмент картины.

После этого нужно объединить все эти рассказы в одно полное описание. Для удобства можно разделить картину на четыре условных фрагмента и закрывать каждый фрагмент прямоугольником своего цвета.

Ребенок открывает первый фрагмент и составляет рассказ о нем. Потом открывает следующий фрагмент и снова рассказывает о картине, но теперь уже использует обе открытые части. Итак до тех пор, пока вся картина не будет раскрыта и описана.

Связная речь – это производная от мыслительного процесса, протекающего в головном мозге. Если у ребенка налажен связный поток мыслей, то и речь его тоже будет наделена связностью. Речь ребенка полностью отражает логику его мышления, показывает степень сформированности навыков воспринимать окружающее и выражать свои мысли грамотно и логично .

Речевые навыки очень сильно влияют на эстетическое воспитание детей: пересказывая литературные произведения, описывая живописные картины, дети используют множество образных слов и художественных выражений.

Умение излагать свои мысли связанно положительно влияет на общение детей друг с другом, разрушает склонность к застенчивости и помогает развить уверенность в самом себе.

Ссылка на основную публикацию