Обсудим особенности коррекции речевых дефектов у дошкольников методами, входящими в состав источниковой группы методов. Какой именно метод выбрать, зависит от многих факторов.
Например, тем, какие именно дефекты речи есть у дошкольника.
Также на выбор влияет содержание и задачи логопедического влияния, на каком этапе осуществляется работа, каковы особенности психологического развития обучаемого и его возраст. Каждая группа методов особенно эффективна в том или ином этапе работы логопеда по развитию речевых навыков у ребенка.
Например, если речь идет об освоении постановки звука, то лучше всего подходит для этого этапа применение именно наглядных приемов.
Если же речь идет об автоматизации связности речи, то гораздо больше применимы словесные методы, такие как пересказ и беседа.
Если у ребенка развита алалия, то для используется сочетание двух групп – это практические методы логопедического воздействия и наглядные методы. Это позволит формировать моторику ребенка, его сенсорные способности и разовьет познавательный интерес.
С другой стороны, если логопед работает с ребенком с целью закрепить грамматический строй речи, то без словесных методов здесь не обойтись.
Для работы с детьми, имеющими проблемы с заиканием, активно используются наглядные и практические подходы.
Более подробно обсудим каждый вид методов и его особенности для работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Практическими методами предполагают практическую деятельность дошкольника либо самостоятельную, либо совместную с логопедом и родителями.
Упражнение – это один из практических методов, который подразумевает многоразовое повторение дошкольником одних и тех же действий по выполнению задания.
В логопедической практике упражнения позволяют эффективно работать с голосовыми и артикуляторными расстройствами. Благодаря использованию упражнений у ребенка начинают формироваться навыки грамотной речи, создаются все необходимые условия для их совершенствования, дошкольник практикуется в осуществлении различной умственной практической деятельности.
Если проводятся систематические занятия с применением артикуляторных упражнений, то это помогает ребенку учиться правильно произносить звуки. Во время обучения постановке звука ребенок упражняется произносить его изолированно.
В процессе автоматизации ребенок упражняется произносить звуки правильно, когда они находятся в словах и фразах, что помогает ему усвоить параллельно связную речь.
Работа над формированием грамотного строя речи и речевых навыков и общего недоразвития – это очень долгий процесс, включающий в себя внедрение самых разных по форме и содержанию видов деятельности. Методы упражнений также можно разделить на несколько подвидов.
Логопедическая работа детьми онр — методы работы
Упражнения могут быть подражательными. Дети наблюдают за образцовыми действиями и повторяют их, пытаясь в точности воспроизвести. Чаще всего таким образом отрабатывают дыхательные упражнения, упражнения на развитие артикуляции, мелкой моторики и т.п.
В первую очередь демонстрируется, как правильно осуществить усваиваемое действие. Сначала очень подробно и в деталях. По мере того, как ребенок усваивает это действие, демонстрация постепенно «свертывается» или просто заменяется на словесное объяснение.
То есть при изучении нового упражнения логопед демонстрирует ребенку его. А со временем, когда тот усвоит что нужно делать, логопед просто словами просит это сделать.
Также бывают творческие упражнения, которые подразумевают применение уже знакомых действий в новых необычных условиях.
Например, прежде чем приступить к творческим упражнениям при формировании анализа звуков и синтеза звуков, нужно научить ребенка с помощью использования дополнительных средств этим приемам.
Но затем, когда ребенок достаточно хорошо усвоил эти навыки для их закрепления, ему даются творческие задания – пусть он найдет картинки, в которых присутствуют те или иные звуки или сам придумывает слова, содержащие отработанные звуки.
Игровой метод чаще всего не применяется самостоятельно, отдельно ото всех остальных методов. Его используют в синтезе с разными другими методами – демонстрацией, беседой, указаниями.
Элементом игрового метода является условная ситуация, имеющая сюжет, распределение ролей и предполагаемые игровые действия.
Дети участвуют в распределении ролей, используют декоративные элементы для более точного создания образов героев игры.
Например, надевают маски, специальные элементы одежды и используют особые речевые приемы.
В игровом процессе все участники вступают во взаимодействие друг с другом в соответствии с тем, у кого какая роль и задача.
Роль ведущего при проведении игр выполняет педагог. Он же осуществляет подбор подходящих игр в зависимости от того, какие корректирующие задачи и цели он ставит перед учебным процессом.
Для дошкольников подходят такие игры, как пение, игры на подвижность, дидактические игры и другие. То, как использовать эти игры зависит от задач, поставленных педагогом, этапов на которых находятся работы по коррекции речевых нарушений, видами и степенью развитости дефектов речи, от особенностей психики детей и их возраста.
Дети могут имитировать различные действия: показывать качание веток дерева от порывов ветра, как рубить дрова, как ходят лисицы. Это помогает снять напряжение у детей и вызывает положительные эмоции.
Еще одним методом является моделирование. Совместно создаются модели и они применяются для ознакомления со структурой объектов, формирования понимания того, как элементы объекта взаимодействуют друг с другом.
Для того чтобы практические методы по моделированию дали наиболее высокий результат, важно, чтобы соблюдались следующие условия: модель должна точно отражать свойства, которыми обладает настоящий объект и повторять его структуру; модель должна быть доступна для понимания в этом возрасте; модель должна создаваться с целью облегчения процесса обучения и восприятия новой информации и навыков.
Особенно часто используется знаково-символическое моделирование. В том числе и при логопедическом воздействии на детей.
Модели будут работать только в том случае, если дети имеют достаточный уровень сформированности необходимых умственных навыков.
Наглядные методы — это такие методы организации учебного процесса, которые подразумевают использование наглядных пособий и современных технических изобретений во время обучения.
Это могут быть различные наблюдения за явлениями или объектами, просмотр картин или видео, прослушивание аудио, демонстрацию образца выполнения задания и действий, необходимых для его выполнения.
Обычно для наглядности используют картины или макеты, показываются звуковые артикуляции, проводятся упражнения. Важно, чтобы средства для наглядности были видны каждому. Нужно выбирать их, учитывая особенности психики детей и их возраста, а также тем, на каком именно этапе коррекции речи находятся дети. Наглядные пособия должны быть ясно прокомментированы педагогом.
Благодаря тому, что применяется также словесное описание, это помогает детям развивать наблюдательность, учиться анализировать, а также развивает речь ребенка.
Наглядные пособия используются для самых разных целей: с их помощью можно корректировать сенсорные дефекты, помогать развивать восприятие фонематики, формировать способность к анализу и синтезу звуков. Также это хорошо работает для закрепления произношения проблемных звуков, пополнения словарного запаса, формирования грамматически верной речи, связности высказываний.
Если в качестве наглядных пособий выбрано прослушивание аудио, то оно должно использоваться совместно с такими словесными методами, как беседа и пересказ. Для того, чтобы помочь ребенку с дефектами речевого аппарата проанализировать самостоятельно свою речь, можно записать его высказывания и дать ему прослушать.
Это поможет ему сравнивать свои текущие результаты с теми, что были раньше и поможет ему наблюдать свой прогресс.
Для того, чтобы автоматизировать речевые звуки, проводят видеозапись. Далее нужно пересказать это видео, что поможет сформировать связную речь, в которой отсутствуют заикания и которая звучит плавно и слитно.
Рассмотрим более подробно еще одну группу методов – это словесные методы. Они применяются наиболее активно в логопедической практике. Для их использования нужно учитывать особенности психики детей, их возраст, сам дефект речевого развития и степень его развития, а также задачи, которые логопед ставит перед проведением занятий. Для наиболее очевидных результатов нужно использовать словесные методы вместе с наглядными и практическими.
Рассказ – это метод изложения материала, который имеете описательный характер. Обычно используется для передачи новой для детей информации о каком-либо явлении или объекте. Также это позволяет вызвать положительные эмоции у ребенка, помочь ему услышать правильную речь. Рассказ также используют для подготовки к самостоятельным практическим упражнения.
Рассказ позволяет расширить словарный запас ребенка и помогает ему лучше усвоить грамматический строй речи.
С помощью рассказа педагог воздействует на мышление детей, пробуждает в них определенные чувства и разжигает их воображение, а также это побуждает детей тоже вовлечься в процесс общения и поделиться собственными впечатлениями. Если работа ведется с дошкольниками, то очень полезно сопровождать свой рассказ наглядными материалами, например серией картинок.
Для того, чтобы подготовить ребят к восприятию рассказа, перед его воспроизведением можно коротко с ними побеседовать. Также и после рассказа важно поделиться впечатлениями, побудить к этому детей, а также можно организовать игры на основании только что услышанного.
Также существует такой словесный метод, как пересказ. Для пересказа подходят сказки или доступные для детей этого возраста другие литературные произведения.
Перед началом пересказа можно провести предварительную беседу. Затем после пересказа – итоговую беседу. Также проводятся обобщающие беседы.
Предварительная беседа позволяет определить уровень знаний ребят, а также направить их сознание на новую тему.
Благодаря проведении бесед развивается способность к познавательной деятельности, дети лучше усваивают произношение звуков и слов, уточняется понимание детей грамматического строя, они начинают говорить более плавно и связно.
Речевые дефекты часто выражаются в виде сложных расстройств речи, в результате которых недостаточно сформированы элементы системы речи, такие как ее звуковая и смысловая составляющие. И это не смотря на хороший слух и развитый интеллект.
Обычно помимо проблем в произношении звуков, которые заметны всем окружающим людям, существуют также и целый комплекс иных речевых дефектов.
Например, это может быть фонематические дефекты речи, которые проявляются в неумении различать разные звуки, что мешает проведению фонематического анализа и синтеза новых фонематических языковых конструкций.
Также это может выражаться в проблемах синтеза слоговой структуры сложных слов, когда ребенок переставляет звуки или слоги местами, а также сокращает слова.
Также это может быть скудный запас слов, который значительно беднее чем у сверстников. Активный словарь таких слов обычно состоит практически только из глаголов и существительных. Так как эти дети не умеют образовывать слова, то у них возникают проблемы с использованием таких частиц, как приставок и суффиксов.
Часто, не понимая, как назвать ту или иную часть предмета, они просто называют сам предмет. Часто подбирают близкое по значению слово, если не могут вспомнить точный термин.
Например, вместо слова «дверь», такой ребенок может сказать «окно» или «закрыть, открыть».
Также дефекты речи могут проявляться в использовании аграмматизмов.
Например, ребенок может испытывать проблемы в склонении существительных и прилагательных, изменять слова в зависимости от числа или падежа.
Также этим детям может быть нелегко правильно использовать предлоги и они могут отказаться от них либо неправильно подбирать их.
Логопедическая работа с детьми — направление деятельности
Одной из главных задач логопеда – это помочь детям, имеющим речевые дефекты научиться говорить связно, усвоить грамматически правильный строй речи, учитывать фонетику, уметь правильно рассказывать другим о том, что с ними произошло.
Таким образом, анализируя успехи ребенка, нужно учитывать особенности его психического развития и возраст. Если ребенок часто проявляет неуверенность, застенчив в отношениях с другими людьми, очень переживает из за своих речевых нарушений, то он нуждается в частой похвале и поощрениях даже за малейшие успехи.