О самооценке как процессе

Самооценивание перед зеркалом Развитие детей


Считается, что базовые основы в изучение проблемы самооценки личности заложил исследователь-психолог У. Джемс.

Именно он в 1892 году создал представление об образе Я человека. Джемс вкладывает в самооценку два аспекта: либо человек удовлетворен самим собой, либо не удовлетворен.

На самооценку огромное влияние оказывает то, кем мы мечтаем быть. Именно то, какое положение мы бы хотели занимать в мире, влияет на то, довольны ли мы самими собой.

Там мы решаем, достигли ли мы успеха или потерпели очередную неудачу. Удовлетворенность или неудовлетворенность самим собой может проявляться по разному: например, существуют такие качества личности, как гордость или высокомерие, заносчивость и самопочитание, а также тщеславие, суетливость. С другой стороны люди часто проявляют скромность, неуверенность в самих себе, стыд, раскаяние, унижение и отчаяние.

Далее стали появляться новые термины, которые расширяли понимание рассматриваемой темы. Например, появились такие понятия, как «самопринятие», «самоэффективность», «самоотношение», «осознание своей ценности», «Я-концепция», «образ себя» и многие другие.

В результате мы пришли к тому, что на сегодняшний день существует огромное множество различных взглядов на то, что же представляет из себя самооценка человека. Некоторые определения даже противоречат друг другу.

Что такое «самооценка»?

Согласно Спиркину А.Г. под самооценкой стоит понимать отношение человека к самому себе. Самооценка и познание самого себя вместе взятые являются частью самосознания.

Согласно Платонову К.К. самооценка человека появляется в результате процесса самопознания.
Также считается, что под самооценкой нужно понимать критическое отношение личности к тому, чем она является. Это не отношение к собственному потенциалу, а оценка именно того, что из себя представляет личность в сравнении идеалом, основанным на существующей системы ценностей.

Это сравнение позволяет личности сформировать позитивное или отрицательно отношение к самому себе.

Также бытует мнение, что благодаря самооценке человек способен пополнять свою копилку знаний о самом себе.

М.В. Гамезо пишет о том, что сама по себе самооценка не вызывает затруднений в ее определении. Обычно под этим термином подразумевают то, как человек оценивает себя в целом, либо какое-то конкретное свое свойство.

Однако когда возникает необходимость сравнить самооценку с образом себя или с самоотношениями, тут возникают трудности. Не так просто четко разделить эти три понятия, не смешивая их друг с другом. Л.В. Бороздина пишет о том, что самооценка не совпадает полностью с самоотношением и с образом Я.

Когда проводится исследование и анализ тематической литературы, важно учитывать то, что на сегодняшний день существует определенная путаница в терминологии, отсутствует единое мнение о том, как нужно определять самооценку в русской и зарубежной психологической литературе.

Функциональность самооценки

А.М. Запрягалова предполагает, что фундаментальной базой самооценки являются те ценности, которые имеет личность, а также ее способ саморегуляции и совершенствования самого себя.

Ученый предложила создать структурную динамическую модель оценки самого себя. По ее мнению эта модель должна работать как локальная и как общая. Локальная самооценка предполагает то, что субъект дает отдельным своим качествам и свойствам оценку.

Под общей оценкой же нужно понимать всю систему, состоящую из множества частных самооценок, объединенных в единую иерархию и взаимодействующих между собой. Общая самооценка объединяет в себе эмоциональный фактор и когнитивный фактор.

Когнитивная составляющая является главной, так как позволяет обобщить и синтезировать то, что важно для самооценки. Эти два вида самооценки характеризуются показателями, противопоставляющими друг друга: самооценка может быть адекватная или неадекватная, высокая или низкая, устойчивая или неустойчивая.

Если говорить о временной составляющей содержания самооценки, то А.В. Захарова перечисляет три вида: это прогностическая самооценка (характеризующаяся уровнем притязания личности), актуальная самооценка (характеризующаяся действиями самоконтроля) и ретроспективная самооценка (характеризующаяся мерой критичности).

Многие ученые схожи во мнении, что основу для текущей самооценки закладывают те ценности, которые приняты личностью как базовые. То, какие ценности были приняты личностью, составляет фундамент не только для собственной самооценки, но и для качеств, которые человек проявляет.

Именно это становится эталоном для направления развития личности человека. Это стержневое образование, влияющее на весь ход развития личности, которое является своеобразным отражением внутреннего мира человека.

Концепция В.В. Столина

Изучая проблему самооценки, не следует забывать об особой концепции, которую выдвигает ученый В.В. Столин. Он предполагает, что существует три уровня самосознания. Это когнитивный уровень, аффективный уровень и регуляторный уровень.

Столин утверждает, что самооценка имеет огромную значимость для личности человека. Представления о самом себе не содержат в своем составе нейтральные ценностные качества, которые лишены смысла для индивидуума. Все составляющие оценку качества либо высоко-позитивны, либо высоко-негативны для человека.

Получается, что для Столина самооценка максимально отождествляется с самоотношением, хотя обычно это свойственно зарубежным западным психологам. Интересно, что В.В. Столин не пытается дать отдельное определение самооценке, таким образом он не разделяет понятия «самоотношение», «Я» и «самооценка» на отдельные термины.

Самооценка человека по Е.В. Шорохову

Согласно другому исследователю Е.В. Шорохову самооценка – это составляющая самосознания, которая подразумевает не только знание самого себя, но и оценку своих качеств, поступков, способностей и всей своей личности в комплексе.

Однако из-за того, что самооценку часто употребляют в качестве синонима для таких терминов, как «самосознание» или «образ Я», то самооценкой часто именуют самосознание не смотря на то, что все таки это разные понятия. Часто ученые даже и не обсуждают то, какую роль самооценка играет в системе самосознания человека.

Самооценка человека включает в себя не только актуальную оценку собственной личности на данный момент времени. Она включает в себя притязания на потенциальные возможности.

С помощью самооценки человек самоутверждается, пытается создать у окружающих людей более хорошее представление о себе самом. Существует мнение, что самооценка человека – это лишь отражение того, какой информацией о себе самом располагает индивидуум и какие ценности он имеет.

Причем здесь подразумеваются как осознанные, так и неосознанные представления о себе и ценности.

Согласно И.И. Чеснокову самооценкой называют отдельный компонент, включающийся в общую структуру самосознания, который играет роль оценки собственных возможностей и сравнения их с тем, какие требования предъявляются к ситуации поведения. Это позволяет личности регулировать свое поведение и эмоции.
Итоги
Таким образом ученый показывает, что самооценка – это эмоциональный и социальный компонент личности.

И.И. Чесноков считает, что самооценка – это очень устойчивое объединение отношения человека к себе с тем, что он о себе знает. Несмотря на то, что автор описывает это явление как часть самосознания, самосознание он разделяет на три составляющих: это познание себя, самоотношение и регуляция себя. Остается нераскрытым вопрос о том, какую роль играет самооценка в структуре самосознания.

Получается, что самооценка – это часть саморегулятивной системы. Однако не совсем понятен механизм этого взаимодействия.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector