Как ребенок входит в социум?


Характеризуя ребенка дошкольного возраста как социального субъекта, следует обратить внимание на особенности социализации детей пяти-шести лет: во-первых, обособленность от взрослого, его способность действовать не только по указаниям и предписаниям авторитетных людей, а за собственными побуждениями, основанными на личном опыте, удовлетворении своих индивидуальных и социальных потребностей.

Во-вторых, активный характер социального поведения ребенка, его попытки проявить себя как субъекта предметно-практической деятельности, познания и общения.

Ребенок может инициировать начинания, влиять на других, иметь собственное мнение, спорить в случае необходимости, настаивать на целесообразности чего-то, реализовывать свои возможности, привлекать к себе внимание других, действовать на собственное усмотрение, определять статус в группе сверстников, добиваться признания своих достоинств и достижений.

[su_note note_color=»#e6f7f2″ radius=»10″]В модели «субъект – объект» обе стороны выступают активными партнерами социального взаимодействия. Они различаются статусом, жизненным опытом, степенью социальной зрелости. Взрослый больше ребенка знает, понимает, лучше ориентируется в окружающей среде и его законах. Однако обоих объединяет право на субъектную активность, собственную ошибку, индивидуальный опыт.[/su_note]

Ребенок дошкольного возраста может посещать различные типы учебных заведений или воспитываться дома. Стоит принимать во внимание особенности влияния на ее развитие каждого социального института, ориентироваться в их специфике, учитывать сильные и уязвимые места, эффективно использовать позитивные возможности семьи и ДОУ.

Семья

Благополучная семья, теплые и доверительные взаимоотношения ее членов – важное условие формирования у дошкольника оптимистического мировоззрения, хорошего самочувствия, уверенности в завтрашнем дне, ощущение надежности и постоянства жизни, его перспективности, доверия и расположения к людям.

СемьяВ семейном кругу зарождается «чувство родного дома», умение ценить любовью родных людей, воспитывается восприимчивость к их состояний и настроений, формируется потребность и умение заботиться о младших и стариках, помогать родителям по хозяйству.

Именно в семье ребенок приобщается к семейным ценностям, традициям, мировоззренческим ориентациям, вероисповеданию; получает первые представления о взаимоотношениях представителей разных поколений, профессий.

Семья играет ведущую роль в эмоциональном развитии дошкольника, открытость жизненным впечатлениям, чутком отношении к людям. Особая атмосфера в семье, уют, отсутствие жестокой регламентации бытия, способствуют воспитанию в ребенка права на выбор, разнообразие жизнедеятельности определяют специфику семейного воспитания.

В то же время родителям стоит уделить особое внимание формированию у сына или дочери умения стать на место другого, посмотреть на проблему с разных сторон, воздержаться от эгоцентрических устремлений, проявить заботу о других, осознать, что у взрослых есть своя личная жизнь, и они имеют право на удовлетворение собственных потребностей и интересов.

Поскольку в условиях семейного воспитания дошкольник испытывает дефицит контактов со сверстниками, важно расширять круг его общения с детьми разного возраста, учить строить с ними гармоничные и продуктивные отношения, обогащать опыт согласования позиций, заключения соглашений, выхода из конфликтных ситуаций, миролюбивого решения спорных вопросов, чувство удовлетворения от совместной деятельности и общения.

Если ребенок воспитывается в религиозной семье, на родителях лежит ответственность за формирование детского мировоззрения, сбалансированность научной, религиозной и мифологической картины мира.

Дошкольное учебное заведение

Вступление в ДОУ – важное событие в жизни ребенка, что знаменует новый этап развития, связанный с вхождением в новый социум, адаптацией к новым условиям жизни, освоением правил поведения в группе.

В отличие от семьи в ДОУ ребенок находится в коллективе сверстников, с которыми может себя сравнить, вместе играть, дружить. Благодаря этому формируется чувство принадлежности к детскому сообществу, которым дошкольник дорожит и в котором хочет находиться. Он ведет себя самостоятельнее, чем дома, освобождается от концентрации на себе, на своих проблемах, учится согласовывать свои интересы с интересами других детей, договариваться, уступать, доказывать собственное мнение, проявлять гибкость и самоуважение.

Ребенок в ДОУ получает удовольствие от совместных игр, развлечений, праздников, соревнований, апробирует свои возможности, определяется со статусом в группе сверстников, осознает, какие качества способствуют ее авторитету среди сверстников. Он привлекается к систематическим занятиям, расширяются его представления о мире, совершенствуются ее умственная и практическая деятельность.

[su_note note_color=»#e6f7f2″ radius=»10″]Базовый компонент дошкольного образования ДОУ ориентирует педагогов на внедрение в практику компетентностного подхода к личности, согласно которому важнейшей задачей современного дошкольного учреждения является обучение детей науке жизни, забота о жизнеспособности ребенка, обогащение его навыками практической деятельности.[/su_note]

Сегодня, как никогда ранее, необходимо формировать личность, способную в текучих условиях действовать целесообразно, применять приобретенные ранее знания и опыт в новых обстоятельствах, прилагать волевые усилия для достижения цели, вести себя оптимистично, добиваться успеха и признания другими людьми, обновлять свои знания, обогащать опыт, проявлять гибкость, самосовершенствоваться.

Дошкольник, как в семье, так и в ДОУ, испытывает сильную потребность установить контакты с взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми, представителями разного пола. Все это предполагает становление у него способности различать людей по разным признакам – родством (родной – знакомый – чужой), эмоциональной привлекательности и значимости (приятные – безразличны – неприятные; необходимые – ненужные), возрастом (ребенок – взрослый – старый человек), половой принадлежностью (мужчины – женщины, мальчики – девочки).

Так постепенно расширяется социальный опыт дошкольника, который помогает ему сориентироваться в человеческой среде, определить свое место в нем, чувствовать себя довольным жизнью. Формированию в ДОУ у дошкольника чувство благополучия в социальной среде будет способствовать сбалансированность в его жизнедеятельности трех основных жизненных устремлений:

  • к самореализации (проявление его природных возможностей, сил, способностей; стремление достичь успеха, добиться признания другими его добродетелей, добрых поступков; стремление самоутвердиться, заявить о своем «Я»);
  • к саморазвитию (наличие у ребенка права на свободный выбор и принятие собственных решений; существование права на ошибку, возможность распоряжаться по своему усмотрению на своей территории);
  • к самосохранению (противостоять разрушительным воздействиям социальной среды; поддержать себя в стрессовых ситуациях; относиться с доверием к своим возможностям, не соглашаться с негативным мнением других о себе).

В то же время педагогу предстоит сбалансировать важен для формирования социальной зрелости дошкольников набор умений:

  • умение ориентироваться в новых условиях жизни (устанавливать их схожесть-несхожесть с привычными; и определить, что является важным-неважным, полезно-вредно, безопасно-небезбечним, приятным-неприятным; дифференцировать пределы социально приемлемой, одобряемой и несхвалюваної поведения; оказывать предпочтение позитивной настроенности соображений, конструктивным способам поведения;
  • умение приспосабливаться к окружающему миру (осваиваться в незнакомом человеческом окружении; приобретать необходимых умений и навыков общения и совместной деятельности; вписываться в коллектив; усваивать основные правила общежития и моральные нормы поведения; определять свой статус в группе сверстников, быть толерантными в отношении других, ставить себя на их место);
  • умение конструктивно влиять на окружающих и самого себя (вырабатывать свои личные планы, продуцировать новые идеи; проявлять свою индивидуальность, проявлять творческую активность, выдумку, элементы рационализаторства, фантазии; отстаивать собственное мнение и достоинство; ориентироваться на правильную целесообразную поведение, сопротивляться негативному давлению, поддерживать приятные отношения и прерывать неприятные; организовывать благотворительные дела, помогать другим).

Приоритеты образования старшего дошкольника в ДОУ – социальная компетентность, сбалансированное физическое, умственное, волевое и нравственно-духовное развитие.

Уязвимым местом кое-где остается недостаточная сбалансированность социализации с индивидуализацией, определенный дефицит личностного общения взрослого с каждым ребенком. Обязательность выполнения требований воспитателя в ДОУ к разным детям, несбалансированность интересов коллектива и каждой индивидуальности, ограниченность прав дошкольника на выбор, отсутствие личного времени и возможности распоряжаться собой по собственному усмотрению, жесткая регламентация жизнедеятельности, сравнения между собой различных по индивидуальными особенностями детей ориентируют детское бытие на школьную модель в ближайшем будущем.

Стоит уделить особое внимание в ДОУ таким направлениям педагогической деятельности: осуществлять индивидуальный подход к развитию, воспитанию и обучению дошкольника; учитывать его жизненный опыт, выражать веру в его возможности, расширять степени свободы ребенка; уменьшить регламентацию. Сбалансированность коллективной и индивидуальной активности – залог положительного влияния дошкольного учреждения на развитие личности.

Среда и ее влияние на социальную адаптацию

В течение первых шести-семи лет жизни малыш с помощью взрослых овладевает наукой и искусством интеграции в общество. Этот процесс называется социальной адаптацией и связан с формированием самосознания малыша, освоением им ролевого поведения, овладением навыками самообслуживания, элементарными формами самоконтроля и саморегуляции.

Социализация как процесс освоения ребенком правил и норм, необходимых ей для нормального функционирования в обществе, осуществляется различными путями: стихийно, в результате несанкционированных воздействий, вне планов и контролем взрослых; в ходе относительно направленного и контролируемого родителями и педагогами процесса; в результате самовоспитания (желание и способности ребенка меняться к лучшему, избавляться от определенных недостатков, овладевать умениями, преодолевая препятствия).

Определяя составляющими процесса социализации различные ее уровни, ступени (стихийной, относительно управляемой, относительно контролируемую), современная наука для характеристики отмеченных выше факторов, определение ключевых по этому категорий использует термин «среда» – как условия жизни людей и продукта их совместной деятельности.

[su_note note_color=»#e6f7f2″ radius=»10″]Понятие «среда» широкое по объему и объединяет совокупность внешних условий, факторов и объектов, среди которых рождается, живет и развивается живой организм.[/su_note]

Развитие ребенка происходит не путем одностороннего воздействия среды на личность, а являются результатом постоянного взаимодействия. Для современной науки свойственна неоднозначная дефиниция среды, что объясняется наличием различных подходов к его изучению. Самым общим является разделение среды на природное и социальное.

По мнению ученых (Н. Гамезо, В. Панов, Т. Столярова и др.), среда охватывает естественное, социальное, культурное окружение, поэтому в анализе взаимодействия с ним ребенка надо учитывать всю совокупность факторов (биологические, социальные, физические, культурные). В отечественной и зарубежной науке существуют различные классификации факторов, наиболее полной, логичной и продуктивной, по мнению специалистов, является классификация факторов социализации, предложенная А. Мудриком.

Условия, которые складываются в мега-, макро-, мезо — и микросреде, детерминируют развитие личности, способствуют ее саморазвитию как на сознательном, так и подсознательном уровнях.

Социальное развитие малыша является процессом его постепенного вхождения в новую социальную среду, во время которого ребенку приходится последовательно преодолевать различные фазы своего становления как социального существа:

  • на первой фазе малыш осваивает различные социальные роли (половые, семейные, гражданские; усваивает социальные нормы и культурные ценности, овладевает соответствующими формами и способами деятельности. Он реализует объективную необходимость проявить типичную, характерную для большинства людей поведение, пытается «быть как все». Это – фаза адаптации малыша к социуму, период потери определенных индивидуальных черт ради вхождения в желаемую социальную группу;
  • вторая фаза порождается заостренной противоречием между достигнутым дошкільником результатом адаптации и неудовлетворенной потребностью проявить свою индивидуальность, выделиться среди других, проявить собственное «Я» и сохранить свое лицо, своеобразие, раствориться в социальной группе:
  • на третьей фазе происходит интеграция ребенка с группой сверстников: личность, развивается, стремится проявить индивидуальные качества, которые соответствуют групповым интересам и в то же время подтверждают его личный вклад как члена коллектива в общее дело; благодаря трансформации «Я» в «Мы» происходит рост социальной группы как общности вообще и каждого ее члена в частности.

Таким образом, социализация дошкольника происходит путем сочетания различных жизненных тенденций – его попытка «вписаться» в незнакомое человеческое среды, овладеть важными чертами общности, определить в коллективе сверстников свое место, проявить свои способности, сбалансировать стремление к приспособлению и олицетворение, типизации и индивидуализации, приобретение общественного опыта и роста самостоятельности. Становление личности и является процессом индивидуализации социального пространства жизни.

У младшего дошкольника преобладают процессы приспособления и типизации, поскольку основной задачей малыша является обогащение социального опыта. В старшем дошкольном возрасте на фоне этих процессов все большее значение приобретает стремление ребенка проявить самостоятельность, отстоять собственное мнение, принять самостоятельное решение, сохранить собственное лицо в группе сверстников.

[su_note note_color=»#e6f7f2″ radius=»10″]Старший дошкольник уже в определенной степени утвердил свою позицию среди других людей, определился со своим статусом в детском обществе, осознал, что общество является организацией, которая объективно существует, и в которой его «Я» соотносится с другими «Я».[/su_note]

Если в жизни младшего дошкольника содержание, формы, интенсивность, продолжительность взаимодействия с ним определяли преимущественно взрослые люди (в основном родные и близкие ребенка), то старший дошкольник уже сам, отделив собственное «Я», все активнее вступает в контакт с человеческим окружением, инициирует взаимодействие, избирательно относится к налаживанию совместной деятельности.

Ребенок может оказаться и жертвой социализации, если в процессе адаптации к общественным требованиям у нее атрофируется способность противостоять негативным, разрушительным (для здоровья, самочувствия, настроения) влияниям социальной среды.

Чрезмерно зависим ребенок (который растворился в социуме, полностью зависим от мнений, оценок, предписаний других людей) и ребенок с проявлениями девиаций (неадаптированный к обществу, с отклонениями в поведении, склонен к асоциальных поступков – агрессии, ссор, оскорблений, физического давления на других, табакокурения, попрошайничества и т. п) – типичные жертвы социализации.

Занимаясь проблемой социального развития дошкольника, педагог должен помнить, что социализация как процесс содержит неразрешенный конфликт между мерой общественной адаптации ребенка и степенью ее олицетворение в обществе.

Любая крайность в социальном становлении опасная: чрезмерное слияние личности с социумом, полная зависимость от него продуцирует нежизнеспособную существо, которая не готова к самоутверждению и жизнетворчеству; лишние олицетворение, индивидуализация, опека над эгоистическими интересами разрывает связи личности с социумом – такой малыш растет в изоляции, с ощущением отчужденности, одиночества, недоверия к человеческого окружения, что провоцирует нереализованность природного потенциала, злобность, завистливость, недоброжелательность.

Ссылка на основную публикацию