Дошкольник в социуме, или формирование социальной личности


Образовательная линия Базового компонента дошкольного образования имеет название «Ребенок в социуме» и определена первым среди других сразу после образовательной линии «Личность ребенка». Ведь осознание самого себя приходит к человеку через отношение к нему других.

Принципы социализации ребенка

Главными принципами организации работы по образовательной линии «Ребенок в социуме» являются:

  • единство формирования у детей представлений о социальной действительности как о части окружающей среды, что отражает деятельность и взаимоотношения людей, и воспитание у детей осознанного желания участвовать в жизни людей, которые их окружают;
  • достоверность и педагогическая целесообразность в отборе знаний о человеке, обществе, морали;
  • комплексность применения различных видов деятельности детей в формировании гуманного отношения к людям;
  • использование примера взрослого как носителя знаний, норм, ценностей, личных качеств.

Главная задача реализации образовательной линии «Ребенок в социуме» — раскрыть ребенку социальный мир и помочь получить социальный опыт, понять свое место в социуме как активного участника. В процессе индивидуального освоения мира ребенок не теряет собственного «Я», а, наоборот, сохраняет, развивает и обогащает содержание своего внутреннего мира.

Ребенок — социальное существо. Для него характерна острая специфическая потребность в другом. Поэтому любое, даже самое простое отношение ребенка к окружающему миру всегда преломляется через отношение к другому человеку. Само понятие «отношение» имеет субъективный и объективный аспекты.

По утверждению Лидии Божович, только через изучение отношения ребенка к действительности и, в первую очередь, к общественной действительности лежит путь к изучению его личности.

Чрезвычайно важно формировать у детей:

  • открытость миру людей как потребность личности;
  • навыки социального поведения;
  • осознанное отношение к себе как к свободной самостоятельной личности; к своим обязанностям, которые определяются связями с другими людьми;
  • готовность воспринимать социальную информацию;
  • способность сочувствовать, сопереживать;
  • желание познавать людей, делать добро, поступать достойно.

В предисловии к Базовому компоненту дошкольного образования указано, что взаимодействие с другими людьми является своеобразным видом вхождения ребенка в социум, что требует умения согласовывать свои интересы, желания, действия с другими членами общества.

В дошкольном возрасте формируются основы социальной компетентности ребенка:

  • способность понимать другого человека, его настроение, потребности, особенности поведения;
  • умение уважать других людей, помогать им, заботиться о них;
  • выбирать соответствующие ситуации общения и совместной деятельности.

Социально компетентный ребенок способен чувствовать свое место в системе отношений людей и адекватно себя вести.

Базовым компонентом дошкольного образования определены две компетенции дошкольника в отношении социального окружения:

  1. семейно-бытовая — знакомство с нормами и правилами семейного (семейного) сожительство; способность их соблюдать; умение поддерживать доброжелательные, дружеские, доверительные отношения в кругу семьи, проявлять заботу и любовь родных и близких членов семьи;
  2. социально-коммуникативная — знакомство с различными социальными ролями людей (знакомые, незнакомые; свои, чужие, дети, взрослые, женщины, мужчины, девочки, мальчики, молодые, пожилые), с элементарными социальными и морально этичными нормами межличностных взаимоотношений, умение соблюдать их во время общения.

Способность взаимодействовать с людьми, которые окружают: согласовывать свои действия, поведение с другими; осознавать свое место в социальной среде; позитивно воспринимать себя. Умение сопереживать, сочувствовать, помогать другим, выбирать соответствующие способы общения в различных жизненных ситуациях.

Особого внимания воспитателя требует развитие творческих игр социальной тематики, в которых ребенок отражает свое понимание социума, взаимоотношений людей, выполнение моральных норм, отношение к социальным обязанностям. В работе по образовательной линии «Ребенок в социуме» особое значение приобретает творческая игра.

Специфической особенностью работы по этой образовательной линии является то, что она не ограничивается определенными формами образовательной работы, местом в распорядке дня, длительностью во времени. Поскольку ребенок приобретает социальный опыт постоянно, то рядом с запланированными и подготовленными воспитателем формами стоит использовать также события, которые происходят вне плана.

Новая игрушка, цветок расцвел, болезнь товарища по группе и его возвращение в детский сад и много других событий, которые возникают вне плана образовательной деятельности, — все это может стать предметом социально-эмоционального переживания и осмысления детьми.

Формируем базовые качества личности ребенка по теме «Мое-твое-наше»

Для детей характерно присваивать то, что рядом и им нравится, а также конфликтовать с другими, отстаивая свое право или желание взять желаемую вещь себе. Поэтому различение понятий «мое», «твое», «наше» в значительной степени является основой социализации ребенка с раннего возраста.

Вхождение ребенка в мир людей, вещей и природы сопровождается ежедневным познанием правил сожительства в этом мире, определение своего места в нем и постепенным осознанием своих взаимоотношений с теми, кто рядом.

Тема «Мое-твое-наше» является значимой для личностного развития ребенка, в частности формирование базовых личностных качеств детей, которые являются основой обеспечения межличностного согласия и дошкольной зрелости, в частности ответственность, терпимость, доброжелательность самостоятельность, рассудительность, отзывчивость.

Ответственность

Организуйте с детьми полилог «Наши общие дела» с вопросами:
Что мы делаем в группе вместе? Умеем ли мы договариваться/обращаться за помощью/помогать друг другу? Какие из действий можем легко сделать сами, а для выполнения которых лучше объединиться?

Проведите с детьми беседу о том, как лучше сделать подарок своей маме/лепить кувшин? (самому); посадить цветы возле детского сада/играть в игры/убирать? (вместе).

Привлекайте детей к выполнению совместных практических задач, как: сделать афишу к празднику, навести порядок в книжном уголке, присмотреть цветник.

Во время такой деятельности не акцентируйте внимание лишь на достижении определенного результата, но подведите детей к пониманию, какие дела являются моими, а какие — нашими, сколько усилий нужно приложить каждому, чтобы достичь общего результата: вместе посадили цветы — это наша совместная работа и наш цветник.

Помогите детям осознать, что и «мое личное дело» может служить «нашим общим интересам»: сам сделал аппликацию — это моя работа, однако она может украшать нашу группу.

Проработайте в контексте темы «твое-Мое-наше» сказки вроде «Трое поросят», которые помогут детям сравнить результативность собственных и совместных усилий, осознать ценность совместного труда и согласия, подведет к пониманию ответственности за собственные решения.

Продолжайте работу по содержанию сказки в театрализованных и режиссерских играх, при конструкционной деятельности на тему «Дом» и тому подобное.

Терпимость и доброжелательность

Заметьте, что согласованность взаимодействия между людьми и их терпимое и доброжелательное отношение друг к другу — едва ли не важнейшее условие успешности личности как субъекта социума.

Проработайте с детьми стихотворение Светланы Зайцевой «Песочница», а затем на его основе организуйте игровую сюжетную деятельность детей.

Тренируйте детей в умении просить, корректно отказывать, принимать отказ, слушать и учитывать чужое мнение в диалогах «Просьба», «Убеждение», «Отрицание».

Применяйте в работе с детьми предметные картинки с изображением моих/наших вещей или предметов окружающей среды.

Обсудите с детьми причины и способы разрешения конфликтов между людьми.

Организуйте работу с корректурною таблицей и ассоциативной картой, что активизирует мыслительную и речевую деятельность детей.

Благоразумие

Формируйте у детей способность уважать и ценить труд людей, которые создали все то, чем мы пользуемся и что является нашим, важность сохранения природной среды, подаренного нам, людям, даром.

Тренируйте детей в умении устанавливать взаимосвязи между объектами и явлениями окружающего мира, между собственной деятельностью и окружающей средой с помощью ассоциативными картами «Мое-твое-наше».

Читайте и обсуждайте с детьми рассказы Василия Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», ведь реализация идеи экономного использования природных ресурсов также способствует формированию благоразумия как личностной черты ребенка.

Самостоятельность

Проработайте или вспомните с детьми сказку Юрия Ярмиша «Лучший подарок», которая поможет им понять, что самостоятельным нельзя стать без собственных стараний, усилий и обучения.

Проведите речевые упражнения «Чтобы уметь …, надо …», «Что я могу один?», строительно-конструкционную и изобразительную деятельность, поскольку включение детей в ситуации выбора оптимального способа решения задачи или проблемы дадут возможность детям убедиться в собственной состоятельности.

Создайте развивающую среду, способствующую самостоятельной работе детей как индивидуально, так и коллективно.

Отзывчивость

Для формирования духовно-нравственных качеств личности ребенка создавайте ситуации, когда стоит отстаивать свои желания и права относительно «моего-твоего-нашего». Эти качества выражаются в отношении не только к вещам («Это мое!», «Почему у меня этого нет?» и тому подобное), но и к проблемам (если кому-то плохо, или это только его проблема?).

Именно проживания таких проблемных ситуаций будет способствовать воспитанию у детей отзывчивости, побуждать к сопереживанию чужой беде.

Организуйте размышления над жизненными ситуациями или сказочными сюжетами для формирования у дошкольников неравнодушного отношения к чужой беде, например:

Петушок не послушал Котика и попал в беду, поэтому он сам в этом виноват. Но Котик не сказал Петушку, что это его проблема.

Наф-Наф, сочувствуя своим неразумным братьям, пустил их в свой дом. Он не говорил им, что они сами виноваты, и поэтому это их проблемы.

Проведите полилоги «Завидовать или нет?», «Что такое щедрость», «Мои и наши успехи», что будет способствовать анализированию детьми собственных мыслей и воспитанию в них доброжелательного отношения к другим.

Обращайте внимание детей на важные социально-психологические ситуации не только на протяжении проживания темы «твое-Мое-наше», но и во время будничных дел и повседневного общения.

Ссылка на основную публикацию