Сфера «Я сам»


Материалы сферы жизнедеятельности “Я Сам” направлены на формирование у ребенка основ мировоззрения, элементарной системы ценностных ориентаций, оптимистичного самочувствия, умение адекватно и гибко вести себя в незнакомых или сложных жизненных ситуациях, самоопределяться и самовыражаться социально приемлемыми и одобряемыми способами поведения.

Социальная компетентность ребенка

На конец дошкольного возраста у ребенка должен быть сформирован более — менее реалистичный и позитивный образ самого себя (элементарные знания своих основных свойствах); чувство самоуважения (благосклонное отношение к себе, умение ценить свои сильные стороны, добиваться признания других его качеств и достижений); уверенного поведения (умение доверять своим возможностям, оказывать предпочтение кому-чему, принимать несложные самостоятельные решения, рационально организовать личное время, не соглашаться с несправедливой оценкой своих достижений).

Важно, чтобы ребенок проявлял интерес к своей внутренней и внешней жизни, владел элементарными навыками наблюдения за собой, ориентировался в ожиданиях относительно него родных и близких людей, сознательно выбирал стиль собственного поведения, воздерживался от чрезмерных самовосхвалений, соотносил свои поступки с социальными эталонами, испытывал удовольствие от нравственных поступков, стремился стать лучшим, был способен к рефлексии.

Четкость, реалистичность, оптимистичность самооценки – важное условие полноценного бытия дошкольника, результативности его деятельности, достижения жизненного успеха. Размытость, неопределенность Я-образа, заниженная самооценка, неуверенное поведение указывают на недостаток чувства самоуверенности, неумение ответственно самоопределяться в природном, предметном и социальном окружении, низкую компетентность.

Структурирование сферы “Я Сам” обусловлено неразрывным единством физической, психической и социальной сторон развития ребенка. Это послужило основой для выбора названий и содержательного наполнения соответствующих субсфер и смысловых линий.

Субсфера «Я-физическое»

Компетентность в субсфере ”Я–физическое“ определяется интересом и позитивным отношениям дошкольника к своей внешности, телосложения, половой принадлежности, двигательной активности; сформированностью основных физических качеств, практических умений, культурно-гигиенических, оздоровительных навыков и навыков безопасной жизнедеятельности; ориентацией в основных возрастных изменениях в отношении внешности и физических возможностей представителей различных возрастно-половых групп (в детстве, юности, взрослости, старости); элементарным представлениям о рождении и смерти, как жизненных вехах человека на Земле.

Субсфера «Я-психическое»

Компетентность в субсфере “Я–психическое” определяется сформированностью элементарных представлений и положительном отношении ребенка к своему внутреннему миру – мыслей, чувств, мечтаний, желаний, мотивов, планов, идеалов, целей, стремлений; становлением основ его мировоззрения; развитостью сознания (познавательной активности, эмоциональной восприимчивости, позитивной настроенности действий, мыслей, оптимистичными переживаниями, реалистичными намерениями); сформированностью самосознания (идентификации себя со своим «Я», адекватной самооценки, притязания на признание другими его качеств, умение соотносить “хочу”, “могу” и “надо”; способность представлять себя в прошлом, настоящем, будущем времени; ориентировка в своих основных правах и обязанностях).

Субсфера «Я-социальное»

Социальная компетентность ребенка в субсфере “Я–социальное” определяется способностью ребенка гармонично социализироваться в новых условиях жизни; его умением ориентироваться, приспосабливаться и конструктивно на них влиять. Реализовывать свои способности, презентовать возможности, помогать себе в сложных жизненных ситуациях, сопротивляться разрушительным внешним воздействиям.

Удостоверяется умением становиться на место другого, самоопределяться и работать в команде, дорожить налаженными взаимоотношениями, проявлять общительность, согласовывать личные интересы с коллективными; по собственной инициативе помогать другим; проявлять самолюбие, чувство собственного достоинства, справедливость, сострадание, совестливость, миролюбие.

Социальная компетентность ребенка и показатель её эффективности

Показателем эффективности образовательной деятельности, направленной на формирование компетентности в сфере жизнедеятельности “Я Сам”, выступает целостное представление дошкольника о “Я” как единство внутренней и внешней жизни, о себе как самостоятельной личности, активном субъекте, самодостаточной и склонной к рефлексии личности.

Ссылка на основную публикацию