Социальное развитие необходимо ребенку для вхождения в социум.
Социальное развитие — это процесс индивидуального развития ребенка в рамках социальной группы, формирование взаимоотношений с его членами, а именно через семью и детский коллектив.
Каждый дошкольник самостоятельно, лично, своеобразно проходит путь социального развития.
Социализация – это термин, который встречается очень часто в самых разных трудах и на слуху у специалистов. В то же время отсутствует единое толкование этого понятия.
- Понимание термина «социализация»
- Социализация личности и воздействие на процесс воспитания
- Социализация личности как психологическая проблема
- Истоки психологии социализации
- Социализация личности в гуманитарии
- Социальный опыт в процессе социализации
- Развитие социальной жизни личности
- Модели поведения человека
- Виды социализации
- Типы социализации
- Факторы социализации
- Критерии социального развития
Понимание термина «социализация»
Рассмотрим, как понимают этот термин разные специалисты.
Чаще всего под социализацией могут подразумевать два явления:
- процесс, благодаря которому человек приобретает социальный опыт при взаимодействии и при общении с обществом;
- это результат приобретения личностью социального опыта благодаря осуществлению совместной деятельности и благодаря общению с обществом.
То есть под социализацией может рассматриваться, как сам процесс приобретения социального опыта, так и результат этого процесса.
И тут важно особенно отметить, что как правило социализация – это стихийный процесс, который происходит в результате множества случайных взаимодействий.
Социализация личности и воздействие на процесс воспитания
Но социализация также может протекать и в обстоятельствах, заранее спланированных для того, чтобы оказывать формирующее воздействие на личность. Во втором случае процесс социализации протекает во время руководимого целенаправленного процесса воспитания.
Во времена еще советской психологии были разработаны модели социализации детерминированного типа, которые рассматривали это явление очень однозначно: под социализацией понимался личностный рос под воздействием официальных образовательных учреждений.
Сам термин «социализация» начал использоваться психологами еще в середине прошлого века. Психологи того времени рассматривали социализацию с трех различных направлений. Это может быть и результат целенаправленного социального обучения. Это может быть результат стихийных процессов взаимодействия с обществом и общения с другими людьми. Это может быть процесс самореализации личности.
Согласно Кродуэллу Г.М. социализацию следует рассматривать как процесс, во время которого личность приобретает социальный опыт, образует с обществом социальные связи и отношения. Во время этого процесса у человека рождаются убеждения, также он учится одобряемым в обществе формам поведения, что позволит ему нормально существовать в этом обществе.
Обычно процесс социализации никогда не прекращается и протекает на протяжении всей жизни человека. Однако чаще всего его относят к периоду раннего становление в детском и юношеском возрасте.
Социализация личности как психологическая проблема
В нашем государстве социализацию начали рассматривать, как психологически значимую проблему чуть позже, чем за границей. А именно – ближе к семидесятым годам.
Сначала этой проблемой занимались философы и социологи. Они для изучения темы критически анализировали появляющиеся за рубежом концепции.
В то же время проблеме стали активно уделять внимание многие ведущие советские психологи. Особенно этим вопросом занимались социальные психологи.
Например, известный психолог Б.Г. Ананьева изучала психологические эффекты этого явления. В.С. Мерлина посвятила свою работу изучению процесса формирования индивидуальности наряду с социализацией. Свои монографии изучению процесса посвятил И.С. Кон. Также известны и другие работы этого периода времени, заложившие базовые основы для дальнейшего развития темы.
Истоки психологии социализации
В 80-е годы тему социализацию также активно изучали и другие ученые психологи. Г.М. Андреева выпустила пособие по психологии социализации. А Б.Ф. Ломов опубликовал теоретические концепции и методологические принципы по этой теме. Ученые защищали диссертации на тему социализации молодежи.
Прошло немного времени, и к вопросам социализации стали присматриваться со стороны отечественной педагогики. Эту проблему особенно активно разрабатывали с точки зрения социальной педагогики, которая должна была применяться для управления целенаправленного воздействия на личность с целью формирования в ней социально важных качеств.
Много внимания этой теме уделила в своей монографии Р.Г. Гурова, которая описывала проблемы процесса воспитания с точки зрения социализации.
Также на проблемы социализации начали постепенно обращать внимание представители и других направлений – это юристы и криминологи. Их больше всего заинтересовала проблема десоциализации.
Социализация личности в гуманитарии
В результате интерес к процессу социализации проявили многие направления гуманитарных наук. Явление стали рассматривать не только с точки зрения психологии, но и педагогики. Также представители педагогической психологии стали прорабатывать эти вопросы.
В результате возникла необходимость в том, чтобы дать единое точное понятие для этого термина. Также нужно было показать, чем социализация личности отличается от личностного развития и почему ее нельзя называть воспитанием.
В первых редакциях термина отражалось понимание того, что социализация личности есть не что иное, как процесс приобретения ценностей общества, внедрение в окружающий социум.
Например, с точки зрения И.С. Кона социализацию нужно рассматривать как приобретение у индивида опыта социальной жизни, благодаря которому происходит становление личности человека. примерно также понимает это явление и Б.Д. Парыгин. Он писал о том, что с помощью социализации человек «внедряется» в социальную среду, становится более к ней приспособлен. Также социализация личности способствует возникновению у человека определенных функций в обществе и ролей.
Социальный опыт в процессе социализации
Прошло время, и термин «социализация» стал претерпевать значительные изменения. Ученые перестали рассматривать это явление односторонне. Теперь уже стало понятно, что социализация личности – это не просто усваивание личностью существующих в обществе ценностей. Есть и другая сторона – человек должен уметь активно воспроизводить существующие в обществе отношения.
Г.М. Андреева писала о том, что существует две стороны процесса социализации. С одной стороны личность усваивает социальный опыт благодаря тому, что находится в окружении социальной среды. Однако с другой стороны (что является мене изученным) личность активно воспроизводит существующую в социуме систему связей, активно действуя, включаясь в эту среду.
Подобная точка зрения была и у Б.Ф. Ломова. Он писал о том, что личность очень активно внедряется в общественную жизнь, приобретает множество новых связей с людьми. Социальные качества улучшаются и формируются благодаря тому, что человек принимает участие в разных жизненных сферах деятельности.
Это способствует тому, что социальный опыт становится все более прочным. И чаще всего именно эти процессы ученые воспринимают как социализацию.
Развитие социальной жизни личности
Однако есть и другая сторона вопроса. Ведь человек, начиная действовать в разных направления общественной жизни, начинает расти, как личность самостоятельная и автономная. Получается, что развитие социальной жизни человека способствует и его индивидуальному формированию личности.
Получается, что более правильно будет воспринимать социализацию, как двусторонний процесс. Он включает в себя изучение системы социальных отношений и личное их воспроизводство.
Отечественная психология предлагает два типа определения для термина: широкое и узкое. Узкий смысл термина заключается в том, что это процесс вхождения человека в общественную среду и адаптация к ней. Широкий смысл заключается в исторических процессах. Эту точку зрения описывал Б.Д. Парытин.
Также нужно рассмотреть содержание социализации. Оно включает в себя систему всех влияний социума, которым подвергается человек. Это могут быть культурные явления, произведения искусства, политические концепции, воздействие СМИ.
Также сюда включается и то, как сам человек относится ко всем этим факторам влияния. Особенности характера человека, а также его социальная ситуация оказывают сильное влияние на содержание процесса социализации.
Модели поведения человека
Т.Шибутани писала о том, что содержание явления заключается в том, каковы имеются у человека модели поведения, какие у него привычки, какие у него взгляды. На это оказывает большое влияние национальная психология – стереотипы, принятые в обществе, общий эмоциональный фон.
Человек все чаще находится внутри тех или иных социальных групп, что оказывает непосредственное влияние на его социализацию. Люди в этих группах взаимодействуют друг с другом, у них устанавливаются многоуровневые связи, формируются отношения между собой. Так приобретаются навыки взаимодействия с обществом. Человек с самого рождения испытывает потребность в общении.
Можно выделить три главные жизненных сферы, оказывающие влияние на социализацию. Сюда включается деятельность личности, его общение с другими индивидами, его самосознание. Человек в каждой из этих сфер жизни приобретает новые социальные связи и формирует их.
Согласно А.Н. Леонтьеву, социализация личности позволяет расширить спектр видов деятельности. Благодаря этому процессу он приобретает новые способности. Также в каждом виде деятельности он начинает лучше ориентироваться, образуются активные связи между ними. В результате человек лично выбирает те виды деятельности, которые лучше раскрывают его индивидуальную личность.
Выделяется ведущий вид деятельности, вокруг которого центрируются все остальные. Развивается иерархия типов деятельности и поведенческих моделей. Так человек начинает усваивать новые для себя роли, воспринимает их значимость для себя, расширяет свои возможности в обществе.
Таким образом, сущность рассматриваемого нами явления проявляется в двух аспектах одного процесса. Во-первых, человек активно усваивает социальный опыт благодаря тому, что все время взаимодействует с окружающей его социальной средой и формирует систему связей с обществом. С другой стороны, человек активно воспроизводит усвоенные им социальные связи во время своей деятельности.
Именно эти два аспекта социализации чаще всего рассматриваются в различных работах авторов, которые воспринимают социализацию, как полноправную тему в познании социальной психологии.
Важно понимать, что личность не просто приобретает тот или иной социальный опыт. Этот опыт преобразуется, рождая определенные ценности и установки в сознании человека.
Получается, что человек не пассивно воспринимает социальны опыт, но активно применяет его для приобретения собственных моделей поведения. Он совмещает новый опыт с уже имеющимся и вырабатывает собственные социальные качества.
Если воспринимать взаимодействие человека с обществом с позиции, что это взаимодействие двухстороннее и оказывает взаимное влияние, то можно сказать, что обе стороны процесса становятся субъектами развития.
В результате мы делаем вывод, что каждый отдельный человек внутри социального окружения – это не только объект социальных отношений, но и его субъект.
Виды социализации
Существует несколько видов социализации, которые распределяются в зависимости от периода, когда они проистекают.
- Первый период социализации. Это время начинается от момента рождения и заканчивается периодом взрослого человека. Это очень важный этап социализации. Обычно на него оказывают самое сильное влияние родители в семье ребенка.
- Второй период социализации (его еще называют вторичной социализацией или ресоциализацией). В это время человек замещает уже имеющиеся поведенческие модели новыми. Часто это происходит в результате разрыва прежних шаблонов. Человек усваивает новые шаблоны поведения. Этот период социализации продолжается на протяжении всей жизни человека.
Типы социализации
Также выделяют следующие типы социализации:
- Групповая. Она возникает внутри определенной социальной группы. Обычно протекает внутри той группы, в которой чаще всего находится ребенок. Нормы и правила этой группы он усваивает в первую очередь.
- Гендерная. Она учитывает то, к какому полу относится ребенок. Мальчикам свойственно усвоение мужского поведения. А девочкам – женского.
- Организационная. Это тот тип социализации, который протекает во время организации трудовой деятельности. Человек учится взаимодействовать с начальниками, с подчиненными, с коллегами. Он учится правильно относиться к процессу труда.
- Досрочная. Этот тип подразумевает как бы тренировку будущих видов деятельности. Например, девочки любят играть в дочки-матери, репетируя свою будущую взрослую жизнь.
Факторы социализации
На процессы социализации оказывают влияния следующие группы:
- семья человека;
- его ровесники;
- образовательные заведения, в которых он обучается;
- религиозная принадлежность человека;
- система права в стране;
- СМИ.
Критерии социального развития
Существуют следующие критерии этого явления:
- система ценностей и установок у человека, его стереотипы и его картина мира;
- насколько человек адаптирован к окружающей его социальной среде;
- личностная социальная идентичность.
Итак, социализацию мы будем воспринимать как двусторонний процесс, содержание которого заключается в усвоении и воспроизведение социального опыта в результате внедрения личности в социальную среду.