Тему формирования способностей к связной речи у детей подробно изучили такие ученые, как Волкова Л.С., Тихеева Е.И., Бородич А.М. и другие.
Связная речь – это прямой продукт мыслительной деятельности ребенка. Если речь ребенка имеет связность, то и ход мыслей также течет связно. По речи ребенка можно судить о том, насколько хорошо он логически мыслить, способен ли он осознанно осмыслить то, что узнает и видит и способен ли он четко и правильно выразить это в своей речи.
Навыки связной речи – это способность последовательно выражать свои мысли. Они оказывают мощное воздействие и на развитие чувства эстетики у человека.
Рассказывая о том, что он узнал из литературного произведения, ребенок применяет образные фразы, которые запомнил в литературном тексте.
Умение выражать свои мысли в последовательной форме помогает ребенку общаться с другими людьми, избегать застенчивости, дает больше уверенности в самом себе.
Связная речь – это не просто последовательных ход мыслей, выраженный в словах.
Это, прежде всего, единство, существующие между содержанием и формой речи. Не стоит сосредотачиваться только на грамматическом строе речи ребенка.
Иначе может получиться так, что дошкольник, хорошо и грамотно излагающий свои мысли, не способен контролировать внутреннюю (логическую) сторону своих высказываний. В итоге это может вылиться в том, что ребенку будет сложно подобрать нужные слова, он начнет неправильно употреблять некоторые фразы и будет испытывать затруднения в объяснении смысла некоторых слов.
Хотя с другой стороны и формальной стороной речи не стоит пренебрегать. Ведь мало ребенку просто хорошо усвоить логический ход мыслей, он должен научиться делиться этими мыслями с окружающими людьми так, чтобы они его хорошо понимали.
В этот период жизни очень быстро развивается способность понимать устную речь.
Сам ребенок активно пополняет свой словарный запас, начинает строить какие-то предложения. Изначально ребенок использует в своей речи форму диалога, что способствует налаживание сотрудничества с окружающими людьми в предметной деятельности.
Занятия в детском образовательном учреждении проходят так, чтобы одновременно хорошо развивались способность к монологам и диалогам. Занятия по развитию диалогической речи помогают ребенку полноценно общаться. Именно диалогическая речь – это особо важная способность человека, определяющая его коммуникационные навыки.
Элементы диалогической речи
Выделим несколько элементов диалогической речи:
- связная диалогическая речь;
- этикет речи;
- умение поддерживать разговор с одним собеседником, или с группой до 5 собеседников;
- коммуникационные способности во время совместных действий;
- невербальное общение.
Обсудим требования, предъявляемые к диалогической речи в разные возрастные этапы роста ребенка.
Младший дошкольный возраст
Группы младшего возраста ставят перед собой задачу формировать способность к пониманию окружающей речи. Также закладываются основы для использования собственной речи для поддержания общения.
Дети учатся правильно высказывать свои желания, отвечают на поставленные простые вопросы. Дети в этом возрасте побуждаются проявлять инициативность, самим начинать речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками по самым разным поводам. Также дети начинают учиться правильно задавать вопросы.
Перед воспитателем стоит задача, чтобы ребенок в младшем дошкольном возрасте мог свободно начинать диалог со взрослым человеком или своим сверстником.
Воспитатель направляет свою работу на целенаправленное обучение правильного формирования своих просьб, умения отвечать на поставленные вопросы. Также важно научить ребенка находить повод для общения с другими людьми. Важно, чтобы ребенок научился делиться впечатлениями – это должно стать его потребностью.
Пусть он с удовольствием рассказывает как и во что играл, пусть изучает способы здороваться и прощаться. Нужно поощрять инициативу в том, чтобы задавать разные вопросы.
Речь в среднем дошкольном возрасте
Средний дошкольный возраст – это этап, когда детей продолжают обучать проявлять инициативу и желание ко вступлению в диалог со взрослыми и детьми. Также продолжается работа по обучению задавать вопросы, дети побуждаются рассказывать о своих впечатлениях и переживаниях.
Но теперь перед детьми ставятся более сложные задачи. Сейчас ребенок должен не просто уметь ответить на вопрос, но он должен обладать умением отвечать в краткой форме либо в распространенной форме, не уходя от содержания поставленного вопроса.
Начинается постепенный процесс формирования навыков коллективного общения, где нужно высказываться только тогда, когда воспитатель обращается лично к тебе и внимательно слушать ответы товарищей.
Закладываются основы культуры общения. Дети обучаются тому, как нужно приветствовать своих родных, как нужно здороваться со знакомыми и как нужно приветствовать своих товарищей по группе. Также дети учатся в этом возрасте правильно отвечать по телефону, не перебивать когда разговаривают взрослые, как начинать разговаривать с незнакомцами, как встречать у себя дома гостя и общаться с ним.
Это все касается диалогической речи.
Но в возрасте до шести лет также усваиваются навыки и монологической речи.
Рассмотрим подробней особенности занятий в этой области воспитания.
Виды монологической речи
Существуют следующие виды монологической речи:
- описание статического предмета;
- повествование (последовательные высказывания, оформленные в виде рассказа);
- рассуждение (последовательные высказывания, за основу которых берутся логические доводы и доказательства);
- пересказ (изложение сюжета литературного произведения своими словами);
- рассказ.
Рассмотрим, как эти виды монологической речи формируются на разных возрастных этапах дошкольников.
Монологи в раннем возрасте
Ранний возраст – это период, когда начинают закладываться предпосылки к монологической речи. После двух лет дети уже способны слушать просты по содержанию рассказы и сказки и даже могут повторять некоторые высказывания героев этих произведений.
Также дети этого возраста могут в нескольких предложениях рассказать то, что увидели во время прогулки по улице или на картинке.
Однако целенаправленно занятия по формированию монологической речи начинают проводиться во второй груме младшего возраста. Дети начинают овладевать навыком пересказа хорошо знакомых им коротких литературных произведений. Также их обучают описывать наглядный материал.
Постепенно детей учат описывать в трех-четырех предложениях картинки и игрушки.
Если ребенку сложно связывать одно предложение с другим, воспитатель подсказывает ему слова-связки, начиная говорить предложение и предоставляя ребенку закончить его. Постепенно по мере того, как ребенок справляется с заданием, сложность и продолжительность рассказа можно увеличивать.
В этом возрасте дети обучаются использованию структурных элементов, присущих рассказам, средствам связки предложений и отрывков произведения между собой.
Взрослый используется такой прием: он как бы начинает рассказывать какую-то сказку, но останавливается и дает возможность детям сами продолжить этот рассказ.
Также в нужный момент он снова вставляет связочный структурный элемент, и дети продолжают свой рассказ.
Детей нужно приучать к последовательности изложения своих мыслей и умению внедрять в свои рассказы описания предметов, героев.
Для успешного процесса формирования связной речи важно, чтобы детей окружала благоприятная речевая среда, включающая в себя различные виды речевого.
Итак, самая сложная форма умственной деятельности человека – это связная речь.
Она представляет собой последовательное развернутое изложение. Главное предназначение связной речи – это коммуникации с другими людьми. Коммуникации эти проявляются как в виде монологов, так и в форме диалогов.
Задачей формирования речевых навыков в детском саду является не только развитие грамматического строя речи, но и правильной смысловой нагрузки речевых высказываний и логической последовательности.
Процесс развития связной речи трудоемок и чаще всего этим занимаются педагоги.
Воспитатель обязательно должен учитывать возрастные особенности детей во время проведения занятий по формированию связной речи.