Театр и ребенок


Процесс по приобщению детей к культуре общества и создания стиля поведения начинается с раннего возраста. Это обновление ряда задач для дошкольного педагогического воздействия на эстетическое и нравственное формирование детской личности.

Кукольный театр является одним из средств, оказывающих исключительное влияние на формирование чутья на прекрасное в поведении ребенка дошкольного возраста. Оно возбуждает и радует ребенка, делает его отзывчивым к восприятию прекрасного, как в искусстве, так и в жизни.

Театр является необходимым условием для формирования активной жизненной позиции у 5 – 6 летних детей.

Эстетическим талантом является личностное образование, состоящее из взглядов на красивое и некрасивое в единстве с определенными сенсорными образами, полученными при взаимодействии с окружающим миром. В этом смысле формирование эстетического чутья-это, прежде всего, процесс накопления сенсорных образов, которые переходят из состояния фрагментации и неустойчивости к более полной и всеобъемлющей модели красивого и некрасивого.

Кукольный театрСенсорно-эмоциональное восприятие любимых кукольных героев позволяет представить, что красивое и хорошее в поведении развивает воображение и ассоциативную память. Проблема развития и формирования эстетических чувств в 5 – 6 лет является чрезвычайно важным. Ребенок дошкольного возраста уже адекватно воспринимает мир. Восприятие эстетической информации необходимо развивать как и детские представления.

Восприятие кукол и театра является важным звеном в системе воспитательной и творческой деятельности для ребенка дошкольного возраста. Предметы и явления окружающего мира ребенка обогащают, удовлетворяют их познавательные интересы.

Художественное восприятие связано с искусством, и это предполагает как активное формирование, так и участие мыслительных процессов, чувств, размышления, воображения, так и соответствующий оценочный деятельности.

Шестилетние дети получают кроме познавательной информации эстетические и нравственные оценки вещей и явлений жизни. Они развивают свои способности для восприятия — наблюдательность, анализ, сравнение, обобщение, способность к развитию речи, логического мышления, воображения и творческого самовыражения.

Кукольный театр в развитии ребенка создает условия для передачи обретенных знаний и навыков в различных видах деятельности, искусства, таким образом, способствуют также развитию детского интеллекта и формированию творческой личности.

Вряд ли можно указать другой вид искусства, чтобы соперничать с театром в его полноте, непосредственности, богатстве и эмоциональности воздействия. Театр-это сложное синтетическое искусство, в котором имеют вполне выраженное присутствие и другие виды искусства, такие как литература, музыка, живопись, танцы, архитектура.

Социальные механизмы общения, такие, как внушение, идентификация, рефлексия, возникающие в связи и во время театральной деятельности, будет формировать постепенно у детей дошкольного возраста отношение к искусству, которое зарождается в детской группе, первоначально на эмоциональном уровне.

Роль педагога (родителей и/или учителя) растет наиболее сильно во время театральных действий. В антракте или во время постановки он может принимать участие в беседах, задает вопросы детям по содержанию постановки.

Таким образом, педагог кроме того, что воспитывает восприимчивость детей к театрализации, также поддерживает эмоциональный фон восприятия постановки, усиливая взаимное влияние между детьми дошкольного возраста через их словесные и не словесные контакты.

Очень важно не забывать две важные особенности — своеобразие общения, через театр и театр, как средство общения. Это два взаимосвязанных, но тем не менее, различные стороны или стадии, через которые дети должны пройти в знакомстве с этим искусством.

Театральные куклыФормирование эстетической культуры с учетом получения детьми сенсорных эталонов и, соответственно, становления эстетической оценки явлений, даст возможность их применения не только по отношению к кукольному театру, но и к различным формам искусства вообще. Этот процесс закономерно будет осуществляться средствами театра и при обращении субъективного опыта детей, их эмоции, их характер воздействия на формирование в них сенсорных эталонов. Именно это соотношение мы называем эстетического восприятием.

Восприятие художественных произведений в принципе не отличается от восприятия других объектов реальности. Важно отметить, что произведения искусства направлены не только на формирование познания ребенка дошкольного возраста.

Художественная информация стимулирует абстрактное мышление, и воображение, и поступает в мозг через сенсорный канал. Одна сенсорная культура, однако, не дала бы возможность детям дошкольного возраста точно отражать первичный образ.

Поэтому необходимым условием для формирования художественного восприятия у детей дошкольного возраста, освоение сенсорных систем является их соприкосновение с театром, лучше если это будет кукольный театр.

Будет полезно для малыша дошкольного возраста, если стимулировать развитие ребенка этого возраста средствами вовлечения в различные формы искусства, как театр (дома или на сцене), мюзикл, опера, балет, сказки, изобразительное искусство и другие, с целью выделения основных, существенных параметров объектов и их отношения, скрытые за ситуацию восприятия.

Ссылка на основную публикацию